Методическая разработка урока в 9 классе
с применением технологии развития критического мышления.
Тема: «Тире в бессоюзном сложном предложении».
Поченкова Наталья Анатольевна, учитель русского языка и литературы, МБОУ «СОШ № 8», г. Новокузнецк, Кемеровская область
Методическая разработка урока в 9 классе
с применением технологии развития критического мышления.
Тема: «Тире в бессоюзном сложном предложении».
Тип урока: закрепление нового материала.
Класс: 9
Ход урока
- Стадия вызова.
- Организационный момент урока: проверка распечатанных материалов, готовности к уроку. Запись даты, темы, цель урока формируют учащиеся (какие трудности они должны будут решить на уроке).
- Подготовка к ОГЭ (ГИА). Повторение по теме: «Тире в БСП».
“О трех золотых куклах”
Один властитель послал соседу султану в подарок три золотые куклы. Куклы были совершенно одинаковые и с виду, и по размерам, и по весу. Однако властитель велел передать, что цены у них разные. Одна кукла дешевле, другая дороже, третья еще дороже. Он просил объяснить, почему это так. Подивился султан подарку и велел придворным разгадать, в чем отличие одной куклы от другой. Придворные осмотрели все куклы – никакой разницы между ними нет.
И вот один бедный юноша попросил передать султану, что он может разгадать тайну кукол. Султан велел доставить юношу во дворец.
Юноша осмотрел кукол и заметил, что у них в ушах просверлены дырочки. Тогда он взял стебелек и сунул его в ухо одной кукле: кончик стебелька вылез у нее изо рта. Потом сунул стебелек в ухо другой кукле: кончик стебелька высунулся у нее из другого уха. Наконец, он сунул стебелек в ухо третьей кукле, и весь стебелек остался внутри нее.
Тогда юноша сказал:
— Ваше величество, эти куклы сходны с людьми. Первая кукла похожа на того, кто сейчас же расскажет всем и каждому о том, что слышал. Вторая кукла схожа с тем, у кого чужие слова в одно ухо влетают, в другое вылетают. А третья кукла походит на человека, который что ни услышит, то словно проглотит. Это человек, достойный доверия, — цена этой кукле самая высокая. Выслушал его султан, обрадовался и приблизил юношу к себе.
(Из индийского фольклора).
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Распределите предложения в порядке их следования в тексте, некоторые из них допишите. Расставьте знаки препинания, определите виды придаточных в СПП-ях. Выделенные курсивом предложения попробуйте преобразовать в БСП, расставив знаки препинания. Какие предложения удалось преобразовать? Какие знаки препинания поставили и почему?
Индивидуальная работа по карточкам и 1 человек у доски, взаимо- и самопроверка, фронтальный опрос.
4 Юноша осмотрел кукол и заметил, что у них в ушах просверлены дырочки (изъяснительное).- Юноша осмотрел кукол и заметил: у них в ушах просверлены дырочки (Пояснение).
5 А третья кукла походит на человека, который …(что ни услышит, то словно проглотит – придаточное определительное).
1 Однако властитель велел передать, что цены у них разные (изъяснительное).- Однако властитель велел передать: цены у них разные.
6 Это человек, достойный доверия, — …(цена этой кукле самая высокая — значение следствия – вывод того, о чём сообщается в первой; можно вставить: «поэтому», «так что»).
2 Подивился султан подарку и велел придворным разгадать…(в чем отличие одной куклы от другой — изъяснительное).
3 Придворные осмотрели все куклы – никакой разницы между ними нет (противопоставление).
451623
Основная мысль: человек, достойный доверия, должен хранить и ценить чужие тайны и секреты. «Молчание – золото». Вот и сегодня мы с вами будем придерживаться этой темы: «Язык – достоинство человека».
Вывод: как отличить БСП с двоеточием от БСП с тире?
(Устный развёрнутый ответ учащегося): по смысловым отношениям между частями.
— Верно, это одна из трудностей постановки знаков препинания в БСП. Мы сегодня подробнее повторим постановку тире.
- Стадия осмысления.
2.1. Дополнить кластер-таблицу своими примерами:
Знаки препинания | Обоснование | Примеры |
Тире ( — ) |
1) Части противопоставлены по содержанию | Уместное слово свое место найдет – неуместное слово хозяина накажет. |
2) Первая часть указывает на время и условие того, о чем говорится во второй части | Ласково заговоришь – змея из норы выползет. | |
3) Вторая часть заключает вывод, следствие из того, о чем говорится в первой части | Скажешь слово – добавят десять. | |
4) Содержание первого предложения сравнивается с содержанием второго | Молвит слово – соловей поёт. | |
5) Быстрая смена событий | Уже иссякли слова – она всё ещё продолжала им верить. |
Индивидуальная самостоятельная работа учащихся. Устные развёрнутые ответы учащихся, самопроверка, самооценивание.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Вывод о постановке тире в БСП.
2.2. Устно: (фронтальный опрос)
— Заменить БСП сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями.
Настанет утро — двинемся в путь (время). Когда настанет утро, двинемся в путь. СПП
Будешь книги читать – будешь все знать (условие). Если будешь книги читать, будешь всё знать. СПП
Хочешь получить великую истину — начинай с азбуки (условие). Если хочешь получить великую истину, начинай с азбуки. СПП
Труд человека кормит – лень портит (противопоставление). Труд человека кормит, а лень портит. ССП (противительное).
Дрова все вышли – топить нечем (следствие). Дрова все вышли, так что (поэтому) топить нечем.
Вывод о различии и сходстве ССП, СПП, БСП и о необходимости различения постановки разных знаков препинания при них.
2.3. Графический тест. Знаки препинания при БСП. (Слабый ученик у доски).
Знаки препинания | Предложения | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
Запятая | + | + | + | |||||||
Двоеточие | + | + | + | + | ||||||
Тире | + | + | + |
- Кончил дело – гуляй смело (время).
- За селом синел далекий лес, рожь качалась, колос созревал (перечисление, одновременность, несовершенный вид глаголов).
- Желтые листья роняет осень, красные листья летят по лесам (перечисление, одновременность, несовершенный вид глаголов ).
- Он на пороге остановился: ему хотелось пожать мне руку (причина).
- Поедем домой: будет холодно (причина).
- В поле потемнело: надвигалась гроза (причина).
- Скучно тебе жить – займись чем-нибудь (условие).
- Мы очень зябли: ночи были уже холодные (причина).
- Солнце дымное встает – будет день горячий (следствие, условие).
- День становился все более ясным, облака уходили, гонимые ветром (перечисление, одновременность, несовершенный вид глаголов).
Самопроверка, самооценивание.
- РефлЕксия.
3.1. Ромашка Блума: задайте вопросы (запишите на обороте раздаточных материалов) по изученной теме. Подчеркните те из них, ответы на которые вам хорошо известны, и вы можете их молниеносно произнести. Помогите друг другу ответить на трудные вопросы. ( запись вопросов индивидуально, чтение понятных и усвоенных; чтение трудных- фронтальный опрос: ответы на трудные вопросы учащимися). Беседа.
Ромашка Блума
— Простые вопросы
— Уточняющие вопросы (уточнение) («Если я правильно понял…»; «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали, что…» и др.)
— Интерпретационные (объясняющие) вопросы («Почему?»)
— Творческие вопросы (условность, предположение, прогноз…) («Что изменилось бы в синтаксисе, если бы…»)
Оценочные вопросы (выявление критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов) («Чем постановка тире отличается от постановки двоеточия в БСП относительно …?)
Практические вопросы (применение на практике) («Какой бы знак из возможных вы бы поставили в …»)
3.2. Домашнее задание (дифференцированное).
Для слабых учащихся: подготовить устный развёрнутый ответ: «Знаки препинания в БСП» со своими примерами. Придумать и записать 5 бессоюзных сложных предложений с тире. Объяснить постановку тире в каждом из записанных предложений.
Для сильных (средних) учащихся: подготовить устный развёрнутый ответ: «Знаки препинания в БСП» со своими примерами. Составить своё задание по изученной теме: «Тире в БСП».
Ссылки на используемые для составления урока источники:
http://www.myshared.ru/slide/819196/
ПРИЛОЖЕНИЕ (НА КАЖДОГО УЧЕНИКА)
- Распределите предложения в порядке их следования в тексте, некоторые из них допишите. Расставьте знаки препинания, определите виды придаточных в СПП-ях. Выделенные курсивом предложения попробуйте преобразовать в БСП, расставив знаки препинания. Какие предложения удалось преобразовать? Какие знаки препинания поставили и почему?
Юноша осмотрел кукол и заметил что у них в ушах просверлены дырочки.
А третья кукла походит на человека который …
Однако властитель велел передать что цены у них разные.
Это человек, достойный доверия, — …
Подивился султан подарку и велел придворным разгадать…
Придворные осмотрели все куклы никакой разницы между ними нет.
- Дополнить кластер-таблицу:
Знаки препинания | Обоснование | Примеры |
Тире ( — ) |
1) Части противопоставлены по содержанию | Уместное слово свое место найдет – неуместное слово хозяина накажет. |
2) Первая часть указывает на время и условие того, о чем говорится во второй части | Ласково заговоришь – змея из норы выползет. | |
3) Вторая часть заключает вывод, следствие из того, о чем говорится в первой части | Скажешь слово – добавят десять. | |
4) Содержание первого предложения сравнивается с содержанием второго | Молвит слово – соловей поёт. | |
5) Быстрая смена событий | Уже иссякли слова – она всё ещё продолжала им верить. |
- Графический тест. Знаки препинания при БСП.
Знаки препинания | Предложения | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
Запятая | + | + | + | |||||||
Двоеточие | + | + | + | + | ||||||
Тире | + | + | + |
- Кончил дело … гуляй смело.
- За селом синел далекий лес…рожь качалась… колос созревал.
- Желтые листья роняет осень…красные листья летят по лесам.
- Он на пороге остановился… ему хотелось пожать мне руку.
- Поедем домой… будет холодно.
- В поле потемнело…надвигалась гроза.
- Скучно тебе жить … займись чем-нибудь.
- Мы очень зябли … ночи были уже холодные.
- Солнце дымное встает… будет день горячий.
- День становился все более ясным… облака уходили… гонимые ветром.
Ромашка Блума
— Простые вопросы
— Уточняющие вопросы (уточнение) («Если я правильно понял…»; «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали, что…» и др.)
— Интерпретационные (объясняющие) вопросы («Почему?»)
— Творческие вопросы (условность, предположение, прогноз…) («Что изменилось бы в синтаксисе, если бы…»)
Оценочные вопросы (выявление критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов) («Чем постановка тире отличается от постановки двоеточия в БСП относительно …?)
Практические вопросы (применение на практике) («Какой бы знак из возможных вы бы поставили в …»)