Методическая разработка урока в 5 классе
с применением технологии «Проблемное обучение»
Автор: Поченкова Наталья Анатольевна, учитель русского языка и литературы, МБОУ «СОШ № 8», г. Новокузнецк, Кемеровская область.
Методическая разработка урока в 5 классе
с применением технологии «Проблемное обучение»
Тема урока: «Морфологические признаки имени существительного».
Тип урока: объяснение нового материала.
Ход урока.
- Организационный момент.
— Здравствуйте, ребята. Садитесь. Я рада видеть ваши жизнерадостные лица и добрые глаза. Надеюсь, что урок принесет нам радость общения друг с другом. И поэтому сегодня мы с вами отправляемся в Страну детства, страну радости и счастья.
— Прочитайте эпиграф урока:
Имя существительное — хлеб языка.
Л. В. Успенский
— Запишите эпиграф в тетрадь. Объясните постановку тире.
— Что значит выражение «хлеб языка«. Объясните, как вы понимаете это высказывание.
(О справедливости этого утверждения говорят цифры: в русском языке на каждые 100 слов приходится 40 имён существительных).
- Побуждение к осознанию проблемной ситуации. Столкновение разных точек зрения.
— Но перед тем, как туда отправиться, давайте заметим, что на доске записаны слова, которые дети – Обитатели страны – записали почему-то так:
б…нокль | на к…русели |
к…р…лева | в т…атр… |
к…р….мель | у ц…рка |
учебники | в п…х…де |
2 учащихся у доски, остальные в тетрадях.
— Вам предстоит выяснить, почему ребята записали слова в 2 столбика? Теперь решаем поставленную задачу. И, может быть, здесь есть одно лишнее слово?
Обсуждения с учащимися, выявление темы и цели урока.
Примерный ответ.
бИноКЛЬ — И. п., ед. ч. | на кАруселИ – П. п., ед. ч. |
кОРОлева – И. п., ед. ч. | в тЕАтре – П. п., ед. ч. |
кАрАмель – И. п., ед.ч. | у цИрка – Р. п. , ед. ч. |
учебники – «лишнее»- мн. число. | в пОхОде – П. п., ед. ч. |
В процессе обсуждения выявляются: морфологические признаки имён существительных. Вместе с тем, повторяем изученные орфограммы и их обозначение (см. выделения в словах).
Сообщение темы и цели урока.
— С именем существительным вы знакомы с начальных классов. Сегодня на первом уроке мы с ним ещё раз вновь познакомились. На этом уроке нам предстоит нелёгкая задача: расширить свои знания об этой части речи, об её морфологических признаках.
- Объяснение нового материала (продуктивные знания).
— Обращаемся за помощью к стихотворению. Смотрим, правы ли мы были: какие ещё признаки есть, если не назвали. Что об имени существительном мы узнаём из этого стихотворения?
Есть на речке, на Чернильной,
Город сказочный, не пыльный.
С незапамятных времен
Связан с именами он.
В этом городе живет
Удивительный народ.
За предметы он в ответе:
Знают взрослые и дети,
Что ответит: кто? и что? –
Если встал вопрос про то.
Падежами изменяет формы слов
И управляет он числом и так, и сяк:
Где овраги – там овраг,
Где тропинки – там тропинка,
Где Маринки – там Маринка,
Где ежи – там — нет ежей…-
Никуда без падежей!
— Назовите морфологические признаки имени существительного.
Фронтальный опрос. Индивидуальная работа.
— Что мы забыли?
(Или всё назвали, или, например: «Род – постоянный признак! Склонение – постоянный признак!»)
Закрепление полученных знаний — 7 минут.
- Закрепление знаний.
— Ну, а сейчас мы нарисуем карту страны ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ (в приложении). Отметим на этой «карте» города – ими будут названия морфологических признаков существительного, а примерами назовём улицы и реки.
Первая отметка на карте: одушевлённые и неодушевлённые существительные.
— На какой улице живёт большинство существительных, которые мы записали?
(На «Неодушевлённой», кроме одного слова – «королева», оно тоже «лишнее»).
— Какие из этих слов можно поселить на улицу «Одушевлённую»?
(«Королева»).
— Назовём здесь улицы своими примерами из страны Детства (Игрушка, Пломбир, Птичка…). На площадях Рода и Склонения мы уже останавливались, когда разбирались с задачей в начале урока. Обобщим и заполним карту.
Фронтальный опрос и индивидуальные ответы учащихся.
— А вот и Падежный город.
Выборочный диктант.
— Выпишите падежи, которые есть в стихотворении.
Заполнение таблицы (см. приложение).
Воскликнул Именительный:
— Мой именинник тот,
Который изумительно
Науку познает!
— Того, — сказал, Родительный,
Я отрицаю, кто
Не может без родителей
Надеть свое пальто.
— Тому, — ответил Дательный,
Плохое имя дам,
Кто не любил старательно
Уроки делать сам.
— Того, — сказал Винительный, —
Я буду обвинять,
Кто книжку вразумительно
Не может прочитать.
С тем, — заявил Творительный, —
Я только лишь в ладу,
Кто очень уважительно
Относиться к труду.
О том, — сказал Предложный, —
Я предложу рассказ,
Кто в жизни делать может
Полезное для нас.
Самостоятельная работа. Самопроверка.
Фронтальный опрос.
— Сейчас я прочитаю другое стихотворение, а вам надо ответить на вопрос: «Сколько падежей и какие у слова «мох» в этом стихотворении?»
Жил старичок – моховичок
Из мха он сделал пиджачок.
Он валенок из мха скатал
И сплел он гамачок.
Он мхом зеленым укрывался,
Он сочным, нежным мхом питался,
Во мхе он жил и не тужил,
Он мху спасибо говорил.
Но был он очень одинок.
Тот старичок – моховичок.
Устные ответы учащихся.
Итог урока и рефлексия.
— Что каждый из вас вспомнил или узнал об имени существительном сегодня на уроке?
Домашнее задание: дорисуйте КАРТУ ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО самостоятельно.
ПРИЛОЖЕНИЕ
(РАСПЕЧАТАТЬ НА КАЖДОГО ОБУЧАЮЩЕГОСЯ)
Выпишите падежи, которые есть в стихотворении (диктует учитель).
ПАДЕЖИ | ВОПРОСЫ | ПРИМЕРЫ |