План-конспект урока (ФГОС) с применением личностно-ориентированной технологии по теме:

«Организм человека и охрана его здоровья».

Автор: Бородулина Ольга Леонидовна, учитель начальных классов, I квалификационная категория МКОУ СОШ№1 города Карабаша Челябинской области.

О себе: педагогический стаж 17 лет, увлечённый работой творческий педагог, стремящийся к постижению новых рубежей и открытию новых граней детских сердец.

Класс 3

Предмет: окружающий мир

Тип урока: систематизация и обобщение знаний и умений.

Использование технологии: личностно-ориентированная, проблемно – диалогическая.

Форма организации учебной работы: индивидуальная,групповая, фронтальная, коучинг.

Цель: создание условий для систематизации, обобщения, проверки знаний по изученному разделу.

Планируемые результаты освоения материала:
предметные: закреплять умения объяснять значения понятий;
рассказывать о системах органов организма человека, их строении и работе;
понимать взаимосвязь систем органов организма человека.
метапредметные: создавать условия для применения знаний в практике жизни.

УУД:
• регулятивные: определять тему и цель урока с помощью учителя;
планировать работу на уроке; создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; структурировать знания;
• познавательные: расширять знания о внутренних системах органов человека и важности их сохранения;
• коммуникативные: умение вступать в диалог, слушать и понимать собеседника, формировать адекватную оценку своих достижений.

Личностные: формировать стремление к здоровьесбережению.

Оборудование: компьютер, мультимедийная презентация, проектор, экран, карточки с заданиями, изображения органов человека, таблица по теме урока, пословицы о ЗОЖ.

Ход урока:

1. Орг. этап
— Молча поприветствуйте друг друга движением руки, жестом, как нравится.

2. Формулировка темы и цели урока
То, о чем мы будем говорить, представляет собой живую систему. Её можно сравнить с машиной, в этой системе много разнообразных деталей. Каждая деталь или механизм выполняет свою работу, но все они представляют единую слаженную систему. Эта система нуждается в питании, в энергии, чтобы исправно работать. Для того, чтобы система не сдавала сбоев, она требует ухода. О какой системе идёт речь? И о каком уходе? На доске схема.

Рисунок1
Дети формулируют тему. Принимаются все варианты ответов.
(Обобщаю:- Тема урока: Организм человека и охрана его здоровья. Тема появляется на слайде.)
Значит, о чём будет наш урок?

Спланируем работу:
Вспомним…
Повторим …
Запомним…

В итоге мы создадим модель и дадим ей название.

Стадия вызова:- Сможете ли вы сейчас сразу рассказать всё об организме, системах органов? Что или кто поможет вам преодолеть некоторые трудности?
— У каждого на столе Колесо развития.
• Изучите его и поставьте кружок там, где уровень ваших знаний на данный момент.
• Укажите уровень громкости, если вы будете обсуждать в парах.
• Укажите уровень активности.
— Задай вопрос соседу: «Что ты указал на Колесе развития?». Сосед отвечает. (Прослушивание 1-2 пар.)

2. Актуализация знаний.
Стадия осмысления
— Обобщая знания об органах человека, где сейчас мы можем взять определение, что такое система органов? (Из личных словарей, из учебника, из своей памяти). Поиск понятия «система органов». (3 ответа)
— Спросите у соседа – нужны ли ему знания о строении нашего организма? Зачем?
Расскажите, что ответил сосед.

3. Обобщение и систематизация знаний.
— У вас на партах лежит кластер (дифференцированно).
— Как думаете, что с ним нужно делать?
— Да, действительно, необходимо прочитать названия внутренних органов, определить, к какой системе они относятся, затем подписать, за что отвечает каждый орган.Закончив работу в паре – подать жестовый сигнал – руку на плечо соседа.

— Придумайте вопрос по карточке, чтобы задать соседу. (Отвечают 5-6 пар.)
(Один задаёт вопрос, другой отвечает.)

— Для чего нам необходимы знания о внутренних органах? (Чтобы сохранить их здоровыми.)
-Зачем?

4. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации. Работа по составлению пословицы (на слайде) по ЗОЖ.
НЕЖИЗНЬБЕСПЕЧНОГОЗДОРОВЬЮ К ПРОЩАЕТСВОЕМУОТНОШЕНИЯ
— Посмотрите на слайд. Что это? (Набор слов.) Подумайте, что с ними нужно делать? (Составить фразу, пословицу.) Зачем? (В пословицах есть мудрая мысль.)
— Составьте. Какая пара готова ответить – руку на плечо соседу. Договоритесь, кто будет отвечать.
— Как вы понимаете смысл данной пословицы? Переформулируйте пословицу другими словами.
— Важно ли каждому помнить данную пословицу? Почему?

Физминутка про здоровье.
Купить можно много:
Игрушку, компьютер,
Смешного бульдога,
Стремительный скутер,
Коралловый остров
(Хоть это и сложно),
Но только здоровье
Купить невозможно.
Оно нам по жизни
Всегда пригодится.
Заботливо надо
К нему относиться.
— Как сохранить организм здоровым? (Нужно помнить правила).

5. Выработка правил ЗОЖ для сохранения внутренних органов.
Проблема: — У вас на столах конверты и изображение одного из внутренних органов человека. Подумайте, что нужно сделать с изображениями и карточками из конвертов?(Объединить). Зачем их объединять? (Подобрать правила для сохранения здоровья внутреннего органа). Кому это надо знать и зачем?
Обобщаю: из предложенных правил подобрать именно те, которые помогают сохранить данный орган здоровым. Доказать, что именно это правило подходит к выбранному органу. Вопрос-ответ в паре.
— Подклеить правило к изображению органа.

Сигнал о завершении работы — рука на плече соседа. Когда все готовы, принимаем ответы, составляем системы внутренних органов человека.

По очереди выходят к доске и работают в паре, один задаёт вопрос, другой отвечает. Например: — Что способствует здоровью печени? Здоровью печени способствует полезная пища, чтобы она впитывала меньше вредных веществ.

— Давайте сравним с таблицей систем органов. Выводы: получилось, не получилось, что делать, чтобы получилось правильно.
— Чтобы завершить модель, выберите те факторы, которые положительно влияют на здоровье человека.
Режим дня
Правильное питание
Закаливание
Физическая культура
Прогулки
Нахождение на солнце
Просиживание за компьютером
Переедание
Частое принятие лекарств
— Как можно назвать модель, которая у нас получилась? (Организм человека, модель здоровья). Принимаются все варианты ответов. Может ли она пригодиться нам в дальнейшем? Как? (Разместим в классе на стене и будем помнить о своём здоровье.)

6. Проверка личностных достижений:
-Проверим на тесте, как вы усвоили материал по разделу. Самопроверка, взаимопроверка, оценивание соседа. Поднимите руку те, кто легко справился с заданием? Кому было сложно? Кому ты доверяешь, кто из класса тебе может помочь в повторении темы?

7. Минутка расширения кругозора:
— Проверять уровень здоровья можно по специальным приборам. Какие приборы знаете? Например, есть такие приборы(читают слова со слайда): ДИНАМОМЕТР, СПИРОМЕТР, ТОНОМЕТР.
— Где вы их могли видеть? Для чего они предназначены? Сопоставить слово и определение (на слайде)
ДИНАМОМЕТР прибор для измерения силы
СПИРОМЕТР прибор для измерения объёма воздуха, поступающего из лёгких.
ТОНОМЕТР прибор для измерения артериального здоровья
Объединитесь с соседями в четвёрки, я вам раздам данные приборы. Договоритесь, кто будет замерять, у кого будет замерять, кто запомнит показатели, кто расскажет о результате.

8. Вопросы по теме к учителю биологии Ерёминой Е.В. – Ребята, сегодня на уроке у нас в гостях учитель биологии Елена Владимировна. Задайте вопросы, которые вас лично интересуют.

9. Рефлексия.– Обратим внимание на Колесо развития. Поставьте квадратик там, где сейчас находятся ваши знания. Прокомментируйте, что с ними произошло?

10. Итог:— Итак, зачем нам нужны знания о системах органов человека? Важны ли эти знания в жизни? Почему?

Заключительное слово:
— Спасибо за прекрасную работу. Пожмите руку своему соседу, поблагодарите за сотрудничество.

Приём «Минута славы». Под громкие аплодисменты я благодарю учеников, которые активно работали на уроке и старались давать правильные ответы. Я называю, а вы, ребята, встаёте, чтобы все видели, кто у нас молодец! (Перечисляю всех.)
Спасибо за урок!