Адаптационный классный час для первоклассников «Школьный распорядок».
Автор: Морозова Ольга Юрьевна, педагог-психолог МБОУ Мохсоголлохская СОШ с УИОП.
О себе: в своей работе использую разные технологии, провожу классные часы с элементами тренинга, работаю с детьми на световом столе, используя сказкотерапию, музыкотерапию и арт-терапию.
Задачи:
— познакомить детей с правилами школьной жизни;
— создать условия для самораскрытия;
— продолжить знакомство детей друг с другом.
Необходимые материалы: цветные карандаши.
Перед занятием давалось домашнее задание вместе с родителями подумать над правилами поведения школьника.
Ход занятия:
1. Игра «Взялись за руки».
В этой игре вы становитесь в круг и беретесь за руки согласно определенному признаку. Признак буду называть я. Итак, взялись за руки те, у кого имя (фамилия) начинается с одной буквы. А теперь взялись за руки те у кого день рождение в одно время года (в одном месяце), у кого одинакового цвета волосы (глаза), кто сидит в классе на одном ряду.
Пусть дети, оставшиеся в одиночестве, образуют с вашей помощью круг. После игры дети рассаживаются по своим местам.
2. «Проверка домашнего задания»
С первого сентября вы стали школьниками, а в школе по сравнению с детским садом существуют другие правила поведения. Дома вы вместе с родителями думали над правилами поведения школьника. Какие это могут быть правила? Как должен вести себя ребенок, чтобы быть хорошим учеником и хорошим товарищем для своих одноклассников, чтобы не мешать учиться себе и остальным?
Попросите детей аргументировать ответы, запишите на доске названные правила, обсудите с детьми их важность. Затем обобщите ответы, сформулируйте кратко и запишите на доске окончательный вариант правил.
Говорит один – все остальные слушают.
Хочешь сообщить что-то или ответить на вопрос – подними руку.
3. Школьный распорядок (составление графика. Цель — закрепление представлений об уроках и переменах).
— Что такое режим дня?
— Соблюдаете ли вы его? (когда чистим зубы – до еды или после, когда заправляем постель, когда обедаем)
Показать картинки со схематическим изображением различных этапов школьного дня. В обсуждении на доске составляется график типичного школьного дня («от гардероба до гардероба», уроки и перемены разделены «звонками»).
Режим дня школьника
Подъем
Зарядка
Личная гигиена
Завтрак
Поход в школу
Пребывание в школе
Дорога из школы
Обед
Свободное время (прогулки)
Выполнение домашних заданий
Полдник
Помощь по дому
Ужин
Свободное время
Подготовка ко сну
Сон
4. Разминка «Солнышко».
Дети встают, поднимают руки вверх, как бы тянутся к солнышку, стараются до него достать, чувствуют тепло, а затем, медленно опуская руки через стороны вниз, представляют, как их тело наполняется солнечным светом, теплом, положительной энергией, силой, добром.
5. Загадки (цель – закрепление представлений об атрибутах школьной жизни).
Ребята отгадывают загадки. Отгадавший загадку говорит не только ответ, но и объясняет, где нужен этот предмет (на уроке, на перемене, в гардеробе, в столовой и так далее).
На странице букваря
Тридцать три богатыря.
Мудрецов — богатырей
Знает каждый грамотей.
(Алфавит)
Сели птицы на страницы
Знают быль и небылицы.
(Буквы)
Склеите корабль, солдата,
Паровоз, машину, шпагу.
А поможет вам, ребята,
Разноцветная…
(Бумага)
Должен каждый ученик
В школу брать с собой…
(Дневник)
Сроду он не ест, не пьет –
Песни звонкие поёт.
И с урока, и на урок
Подает свой голосок.
(Звонок)
Если ты его отточишь,
Нарисуешь все,
Что хочешь!
Солнце, море,
Горы, пляж…
Что же это?..
(Карандаш).
Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает.
(Книга)
Разноцветные страницы
заскучали без водицы.
Дядя длинный и худой
носит воду бородой.
(Краски и кисть)
Вы цветным карандашом
Все рисуночки раскрасьте.
Чтоб подправить их потом,
Очень пригодится…
(Ластик)
Линию прямую, ну-ка,
Сам нарисовать сумей-ка!
Это сложная наука!
Пригодится здесь…
(Линейка)
Я люблю прямоту,
Я сама прямая.
Сделать новую черту
Всем я помогаю.
Что-нибудь без меня
Начертить сумей-ка.
Угадайте-ка, друзья,
Кто же я?..
(Линейка)
В черном небе
заяц белый
прыгал, бегал,
петли делал.
След за ним был тоже бел.
Кто же этот заяц?
(Мел)
Портфель Буратино не велик и не мал,
Лежат в нем тетради, букварь и…
(Пенал)
Я весь мир слепить готов —
Дом, машину, двух котов.
Я сегодня властелин —
У меня есть…
(Пластилин)
Что стоит в конце страницы,
Украшая всю тетрадь?
Чем вы можете гордиться?
Ну, конечно, цифрой…
(Пять)
Если ей работу дашь,
Зря трудился карандаш.
(Резинка)
Быть должны всегда в порядке
Ваши школьные…
(Тетрадки)
Плох тот, ребята, ученик
Кто не ведет совсем дневник
И на уроках не бывает,
А вместо школы в мяч играет.
Скажите, как того назвать,
Кто школу любит прогулять?
(прогульщик)
6. Закрепление материала на уроке. Что дети узнали нового, понравилось ли занятие?
Литература:
1. Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х. «Психологическая Азбука»
2. Пилипко Н.В. «Приглашаем в мир общения»
3. Загадки http://www.schoolforbaby.ru/index.php/zagadki/298-sh