Программа развития когнитивной сферы учащихся I класса.
Автор: Воробьёва Наталья Николаевна, педагог-психолог МОУ СОШ п. Верхнемарково, Усть-Кутского района.
О себе: образование высшее, вторая квалификационная категория, педагогический стаж работы 15 лет.
Программа составлена в соответствие с требованиями федерального государственного образовательного стандарта второго поколения по духовно-нравственному направлению.
Цель курса: развитие зрительного и пространственного восприятия, мышления, памяти, воображения, речи, внимания, зрительно – моторных функций.
Построение процесса обучения, специально ориентированного на развитие воображения и мышления, принципиально изменяет позицию ученика. Он становится творцом своей деятельности. Поэтому необходимо строить обучение так, чтобы ребенок прилагал усилия, преодолевал небольшие трудности, с некоторым напряжением добивался результата.
Занятия предполагают дифференцированный подход к детям, учитывающий их индивидуальные познавательные особенности.
Посредством занятий формируется у ребенка внимательность, умение рассуждать, анализировать и сравнивать, обобщать и выделять существенные признаки предметов, развивается познавательная активность. Поэтому очень важны задания, не имеющие однозначного решения – пусть ученики поспорят, доказывая свою точку зрения.
Связь с другими предметами.
Обучение по данной программе предполагает одновременную работу с детьми по развитию речи. Курс тесно связан с блоком гуманитарных наук. Основные направления работы по развитию речи:
1. Обогащение активного словаря детей, подбор однокоренных слов, тематических групп, синонимов и антонимов.
2. Развитие и совершенствование грамматического строя речи, наблюдение над связью слов в предложении, над построением простых и сложных предложений.
3. Развитие связной устной речи, овладение навыками устной речи, умениями понимания и анализа текста.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
— Задания выполняются учениками в игровой форме, что очень привлекательно для ребят, т.к. именно игра способствует развитию воображения, креативного мышления, коммуникативных умений.
-Занятия проводятся систематически 1 раз в неделю в течение одного учебного года с сентября по май – 33 занятия по 35 минут.
Две первые недели проводится курс «Введение в школьную жизнь» по ФГОС.
— По своей структуре занятие делится на вводную, основную и заключительную часть.
— Ребята выполняют задания на индивидуальных бланках, пособиях, тетрадях.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
— развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
— овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
— принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности ;
— развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
— развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
— формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
— овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
— формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с учебной задачей;
— формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
— активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
— использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях;
— овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, выделения существенных признаков и закономерностей;
— готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать свое мнение;
— умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
— готовность разрешать конфликты посредством учета интересов сторон.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
— развитие уровня работоспособности;
— развитие уровня мелкой моторики пальцев рук;
— развитие памяти, внимания, мышления, восприятия, произвольной сферы, воображения, интеллекта, речевой активности.
Формы текущего контроля знаний и умений:
— первичная диагностика
— промежуточная диагностика
— диагностика на конец года
— ответы на вопросы
Материально-техническое обеспечение:
— библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
— компьютерные средства
— технические средства (ТСО): слайд-проектор, экран (на штативе или навесной), магнитофон
— листы бумаги А4, цветные карандаши, фломастеры.
Список литературы:
1.М.Р. Битянова. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка. – М.: Педагогический поиск, 1997
2.Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников. – М: 2008.
3.Л.Ф.Тихомирова, А.В.Басов. Развитие логического мышления учащихся. – Ярославль.: 1993
4.Е.А.Алябьева. Психогимнастика в начальной школе.-М.:Сфера, 2005
5.А.Э. Симановский. Развитие творческого мышления детей. – ЯР.: Гринго, 1996
6.Л.В. Черемошкина. Развитие внимания детей. – ЯР.: Академия Развития, 1997.
7.Е.К. Лютова, Г.Б. Монина. Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми.- М.: Генезис, 2000
9. Д.А.Глазунов «Развивающие занятия для первого класса» «Глобус», Москва, 2008
Related Posts via Categories
