Индивидуально-групповая форма обучения с использованием технологии
компетентностно-ориентированных заданий (КОЗ).
Автор: Федорова Александра Константиновна, учитель биологии высшей категории МБОУ «Павловская СОШ» Мегино-Кангаласского улуса Республика Саха (Якутия), Отличник образования РС(Я).
О себе: Я росла в семье простого труженика, где уважали труд, образованность. В маленькой деревне был культ учителя – самого умного, образованного, воспитанного человека. Учитель был примером для подражания. Я бесконечно благодарна своим родителям за то, что дали возможность учиться, отдавая все силы и последние сбережения, и сделать свой выбор в жизни. Не случайно я пошла по стопам старших сестер, пополнила династию учителей, вышла замуж за учителя и остаюсь верна этой профессии уже более 35 лет! И сегодня могу смело сказать: это мое призвание, как говорится, – кто что знает, тем и хлеб добывает.
Мне кажется, что моя жизнь и профессиональная деятельность не противоречат друг другу, они составляют одно гармоничное целое. Потому что жизнь – это и есть отношение человека к себе, людям, к миру. Это мой выбор, потому что, сделанное по принуждению – не дело. С этим мне легче идти по жизни, продолжать свой путь, любя и принимая мир таким, какой он есть.
Задавались ли вы когда-нибудь вопросом: зачем человек ходит в школу?
Первое, что приходит на ум — получать знания. С этим ответом можно согласиться, но только это промежуточная, а не конечная цель. Жизнь показывает, что часто школьные «отличники» не могут выжить во взрослой жизни, добиться успеха, а школьный «троечник» успешен и востребован
Почему принято считать, что в школу приходят получать оценки за пересказанные параграфы и прорешенные, а в последнее время, переписанные из «решебников» задачи или списанные из сборников готовые сочинения?!
Школа — это то, что должно помочь человеку состояться .То, что способствует личностному развитию и успешной социализации в сложных условиях взрослой жизни
Проблема: Как приспособить темп и глубину изучения предмета к отстающим «слабым», скучающим «сильным»?
Пути решения данной проблемы:
1.Организация индивидуально-групповой работы на уроке с применением интерактивных технологий
2. Правильный выбор учебника
3. Выработка индивидуальной образовательной программы
Сегодня я хочу с вами обсудить данную проблему
На уроке, когда учитель придерживается среднего темпа, дает одинаковые задания сильному, среднему и слабоуспевающему ученику, предъявляет одни и те же временные, качественные и количественные требования, получается, что сильный скучает, а слабый отстает.
Некоторые учащиеся не усваивают учебный материал из-за того, что не понимают содержание текста или не умеют работать с информацией. Для решения данной проблемы предлагаем использование на уроках технологии продуктивного чтения, основанную на применении продуктивного диалога (побуждающего и подводящего) и продуктивного компетентностно-ориентированного задания.
При разработке заданий должен быть системно-деятельностный подход. Задания состоят из различных частей: стимул, текст, задание, бланк ответов, ответ и формируют основные 3 компетенции:
-самоменеджмент
-коммуникативность
-информационная компетенция
Структура КОЗ (Структурные элементы задания и их назначение)
Стимул — Должен быть кратким, выполнять следующие функции:мотивация ученика на выполнение задания, включение его в контекст ситуативного задания. Не должен содержать информацию, которая отвлекала бы ученика от выполнения задания
Источник информации — Содержит информацию, необходимую для успешной деятельности учащегося по выполнению задания. Должен быть достаточным для выполнения задания, эффективным, позволяя выполнить задание при минимальных затратах, интересным, соответствовать возрасту.
Задачная формулировка — Задается требованиями к деятельности. Указывает ученику на деятельность, которую он должен совершить, на требования к способу представления результатов работы. Она должна соотноситься с инструментом проверки, интересна учащемуся и соответствовать его возрасту, однозначно трактоваться участниками образовательного процесса.
Бланк ответа — Задает структуру деятельности по выполнению задания. Является обязательной частью задания, в котором учащийся должен продемонстрировать деятельность по структурированию информации. Призван облегчить деятельность учащегося т.к. задает последовательность действий , напоминает о количестве требуемых в задачной формулировке аргументов, признаков , критериев и т.п. Поэтому обычно располагают после задачной формулировки и перед источниками информации.
Инструмент проверки — Модельный ответ, ключ, аналитическая шкала, бланк наблюдения за групповой работой. Должен позволять оценить выполнение всех действий, предписанных в задачной формулировке.
Далее рассмотрим, какие УУД формируются при выполнении тех или иных заданий. Надо сказать, что помимо предметных знаний по биологии (или по любому другому предмету), учащиеся должны получить метапредметные результаты:
Личностные — Участие в проектах, подведение итогов урока, творческие задания самооценка.
Познавательные — Составление тезисов, различных видов планов (простых и сложных), «Найди отличия» (можно задать их количество), поиск лишнего, упорядочивание, «цепочки», составление схем-опор, работа с таблицами и диаграммами, преобразовывание информации из одного вида в другой (таблицу в текст и др ), работа по учебно-тематической карте
Регулятивные — «Преднамеренные ошибки», поиск информации в предложенных источниках, взаимоконтроль, «Ищу ошибки »
Коммуникативные — Работа в группе, составь задание партнеру, составь отзыв на работу товарища, групповая работа по составлению кроссворда.
При составлении заданий необходимо учитывать содержание учебников. Например, в 10 классе по теме «Прокариотическая клетка» учащимся предлагаются задания по текстам различных учебников, которые отличаются по содержанию предметных и метапредметных результатов.
Учебник Сивоглазов В.И. Агафонов И.Б. Захарова Е.Т. Общая биология 10-11 кл базовый уровень М., Дрофа , 2009.
№ | Задания | На проверку каких результатов направлено задание | |
предметные | Метапредметные | ||
1 | В чем заключается значение и экологическая роль прокариот в биоценозах? |
+ |
|
2 | Каким образом болезнетворные микроорганизмы влияют на состояние макроорганизма (хозяина) |
+ |
|
3 | Опишите строение бактериальной клетки |
+ |
|
4 | Как размножаются бактерии? |
+ |
|
5 | В чем сущность процесса спорообразования у бактерий? |
+ |
Вопросы и задания по теме: Строение прокариотической клетки
Учебник Каменский А.А., Криксунов Е.А.Пасечник ВВ. Общая биология М. Дрофа, 2008.
№ | Задание | На проверку каких результатов направлено задание | |
предметные | Метапредметные | ||
1 | Какую форму имеет ДНК у бактерий? |
+ |
|
2 | Могут ли бактерии размножаться половым путем? |
+ |
|
3 | Когда у бактерий образуются споры и какова их функция? |
+ |
|
4 | Что такое мезосомы и какие функции они выполняют? |
+ |
|
5 | Рассмотрите таблицу 3.Выделите основные отличия прокариотических и эукариотических клеток |
+ |
После выполнения данных заданий для ребят с высоким уровнем подготовленности предлагаем работу с дополнительной информацией
Задания:
1. Внимательно прочтите тексты и составьте схему «Роль бактерий»
2. На каких свойствах бактерий основано их применение?
• «Голливудская улыбка»
Предложен способ предохранения зубов от разрушения. Зубы покрывают слоем определенных белков , который засевают специальными видами бактерий. Авторы изобретения считают, что это предохранит от разрушения даже корни зубов.
• » Реставраторы »
Некоторые бактерии питаются растворимыми солями кальция , выделяя при этом кальцит- нерастворимый в воде минерал, составную часть мрамора .Покрывая поврежденную поверхность мраморных монументов питательным раствором и внося туда же культуру соответствующих бактерий , можно добиться равномерного восстановления поверхности памятника
• «Точу ножи булатные»
Задача центра «Микрохирургия глаза » С.Н.Федорова: как заточить скальпель к следующей операции? После разреза скальпелем сетчатки глаза последняя наволакивается на скальпель и делает из 30 микрон радиуса заострения 300 …( 1 микрон =0, 001 мм)
Инженеры предложили заточный станок, физики — плазу…биологи — поместить скальпель в культуру бактерий, которые сьедают органику …
Related Posts via Categories
