Применение электронных методов поддержки ученого процесса при изучении дисциплин профессиональной направленности.
Автор: Бурмаченко Виктория Николаевна , преподаватель терапии Старобельського областного медицинского училища, г. Старобельск Луганской области.
О себе: стаж работы 15 лет, являюсь специалистом высшей категории, методист.
В Украине и России происходят интеграционные процессы, эти процессы определяют соответствующее развитие системы высшего образования.
Сегодня обществу необходим специалист «нового типа», то есть социально и профессионально мобильный, который имеет глубокие знания по своей специальности и владеет знаниями других отраслей, а также специалист, способный к творчеству.
Для высших учебных заведений наиболее актуальними есть интерактивные компьютерные технологи. Интерактивные компьютерные технологи требуют выполнения определённых тренировок, а именно:
— профессиональная направленность;
— равноправные отношения между преподавателем и студентами;
— индивидуальный подход к обучению.
Применение этих технологий в обучении позволяет вовлечь в обучение не только сознание студента, но и его чувства, волевые качества, то есть вовлечь в процесс обучения «целостного человека», что так же позволяет увеличить процент усвоения учебного материала.
Преподаватели дисциплин профессиональной направленности в своей педагогической деятельности широко используют компьютерные технологи обучения, а именно:
1. Интерактивные компьютерные лекции (лекции-презентации). Интерактивная лекция предполагает активное участие студентов.
Лекция состоит:
• из плана ученого материала;
• из визуальной актуальности темы (статистических данныхх заболеваемости, смертности, инвалидизации, что представлены в виде диаграмм и слайдов);
• из междисциплинарной интеграции (связь с анатомией и физиологией, сестринским делом, фармакологией, микробиологией, гигиеной);
• из внутрипредметной связи (с предыдущими темами курса: субъективное и объективное обследование больного, дополнительные методы обследования и другого);
• из основной и дополнительной литературы по теме.
К материалам лекции-презентации преподаватели прилагают:
— графики, диаграммы;
— иллюстрации (фотоиллюстрации) проявлений болезни;
— слайды с иллюстрацией дополнительных методов обследования: инструментальных (КТГ и других), лабораторных (электронная микроскопия и другие), функциональных;
— рентгенограммы, УЗ – сканнограммы, радиоизотопные сканнограммы;
— фотоэндоскопии;
— рисунки, классификации;
— схемы к патогенезу, диагностике, клинической картине, принципам лечения и профилактике;
— аудиозаписи (дыхательных шумов при аускультации легких, аускультации сердца);
— видеофильмы (студийные, учебные – снятые студентами), фильмы из сети INTERNET.
Для того, чтобы не отвлекать студентов от восприятия информации применяют раздаточный материал: тезисы лекции, графологические схемы, алгоритмы неотложной помощи). Студент не отвлекается на написание конспекта, а вовлекается в процес обучения и осмысливания информации, которая подаётся при помощи своевременно поставленных преподавателем вопросов.
Интерактивная лекция актуальна при большом объёме информации, позволяет выделить главное, изложить новые знания.
2. Электронный практикум.
Электронный практикум, который применяется на практических занятиях в кабінетах доклинической практики, вмещает следующие разделы:
— план практического занятия;
— инструкции к практическому занятию (знать, уметь, практические навыки, литература, темы самостоятельной внеаудиторной работы студентов);
— тесты для определения начального уровня знаний;
— иллюстрации по междисциплинарной интеграции с анатомии и физиологии;
— новые приказы МОЗ (протоколы лечения, классификации, диагностические критерии);
— иллюстрации клинической картины (при отсутствии больного);
— слайды дополнительных методов обследования;
— аудио и видео по данной теме (патогенез, медицинские манипуляции, дополнительные методы обследования);
— фотозадачи для определения конечного уровня знаний;
— алгоритмы некоторых практических навыков.
При подготовке к практическим занятиям студент использует электронный практикум. Это пособие способствует лучшему восприятию большого количества информации и углублению знаний пользователя.
3. Электронное дополнение к самостоятельной внеаудиторной работе студентов включает:
— методическую разработку, тесты и задачи по теме, вопросы для самоконтроля;
— иллюстрированные практические навыки по теме;
— электронная лекция-презентация по теме;
— аудио та видео материалы по теме.
Пособие дает необходимую сжатую информацию, которая изложена разными методами, которые способствуютют лучшему усвоению полученных знаний и умений.
4. Электронный учебник имеет такие основные составляющие:
— перечень тем лекций, практических занятий, самостоятельной внеаудиторной работы студентов;
— лекции (методическая разработка, тезисы лекции, лекции — презентации), практические занятия (методическая разработка, тезисы лекции по теме, практические навыки, задачи и тесты для самоконтроля, алгоритмы неотложной помощи, видео и аудиоматериалы по теме);
— самостоятельная внеаудиторная работа (методическая разработка, тезисы по теме, практические навыки, задачи и тесты для самоконтроля, алгоритмы неотложной помощи, видео и аудиоматериалы по теме).
5. Программы компьютерного тестирования.
Программы компьютерного тестирования разработаны для первой (теоретической) части переводного и государственного экзаменов. Тестирование дает возможность провести объективный контроль конечного уровня знаний студентов по дисциплине.
6. Компьютерные версии сборников.
Компьютерные версии сборников, которые подготовили преподаватели:
1. Сборник иллюстрованных алгоритмов практических навыков.
2. Сборник фотозадач.
3. Тезисы лекций.
4. Иллюстрированная схема обследования больного.
5. Иллюстрированные алгоритмы оказания неотложной помощи.
Электронные методы учебного процесса широко используют во время проведений лекций, практических занятий и организации самостоятельной работы студентов как аудиторной, так и внеаудиторной. Внедрение информационных технологий находить преимущественно положительный отзыв среди тех, кто настойчиво изучает профессиональные дисциплины.
Из всего выше сказанного можно сделать такие положительные выводы по поводу целесообразности применения электронных методов поддержки учебного процесса при изучении дисциплин профессиональной направленности:
— использование большого количества источников информации;
— возможность подать большой объем информации в сжатом, структурированном виде;
— способствует лучшему и болем глубокому усвоению материала и получению стойких знаний, умений и навыков;
— способствует развитию навыков пользования студентами электронными источниками информации;
— обеспечение индивидуального подхода в обучении каждого студента;
— максимальная объективность в оценивании знаний, умений, навыков студента;
— активизирует самостоятельную работу студента;
— способствует воспитанию личности профессионала.
На мой взгляд, за информационными и интерактивными методами обучения будущее высшего образования.
Related Posts via Categories
