Программа «Умнички». Интегрированные занятия с детьми раннего возраста по развитию предпосылок исследовательской деятельности посредством дидактического материала.
Автор: Глоба Людмила Георгиевна, педагог-психолог МБДОУ №28 г.Снежинск.
О себе: Педстаж — 33года, имею высшую категорию. Занимаюсь с детьми по проблемам в поведении, в развитии психических процессов, в детско-родительских отношениях. Работаю с одарёнными детьми над развитием логики, креативности и нестандартности мышления. Провожу мастер-классы с педагогами и родителями. Всего не перечислишь.
Педагогическое кредо: истинная любовь к детям – залог успешной работы с ними.
Профессиональные устремления –слежу за всем новым, кое что внедряю в свою деятельность. Нахожу передовые технологии, через презентации знакомлю с ними педколлектив, представляю на обсуждение психологов города (ГМО) свой опыт работы.
Хобби – чтение, путешествия по разным странам, разведение домашних и садовых цветов.
Пояснительная записка
Дети с 1,6 до 3 лет — самые маленькие наши воспитанники. Развивающие занятия, проводимые с ними, формируют у них умение взаимодействовать друг с другом, приучают к самодисциплине. В настоящее время существует много программ эмоционально-личностной и коррекционно-развивающей, познавательной направленности. Но ими дети обозначенного возраста оказались неохваченными. А ведь ребёнок на каждом возрастном этапе наиболее чувствителен к тем или иным воздействиям педагога. Значит, каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего развития и всестороннего воспитания малыша. Именно в этом возрасте закладываются основы будущих способностей. Важно не упустить наиболее сенситивные периоды для становления речи, предметной деятельности, игры, развития первых представлений об окружающем мире. Попытки подойти к формированию упущенного в более поздние сроки не всегда приводят к успеху и в результате зачастую сводятся к формальному «натаскиванию» детей на узкий набор «значимых» для последующего систематического обучения функций.
Два года — возраст малыша, когда появляется прекрасная возможность развить его интеллект. Важно не упустить это благодатное время, включить малыша в соответствующую его возрасту деятельность. В связи со всем сказанным, появилась необходимость создать программу психологических занятий с детьми с 1,6 – 2,11 лет.
Данная программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребёнку и направлена на его всестороннее развитие. Программа составлена с учётом возрастных особенностей детей второго и третьего года жизни. В ходе реализации программы особое внимание уделяется сенсорному развитию детей, развитию крупной и мелкой моторики. Программа включает в себя блоки по сенсорному развитию (различению жёлтого, синего, красного и жёлтого цветов, соотнесению форм и размеров дидактического материалов), по знакомству с некоторым строительным материалом, простейшим способам конструирования, по называнию свойств предметов (большой, холодный, вкусный, лёгкий, громкий, и т.д., а так же: развитие крупной и мелкой моторики, ориентировке на своём теле, знание основных его частей, знакомство с социумом, базовыми эмоциями человека, ориентировка в предметах ближайшего окружения, звукоподражание и др.
Для того, чтобы развитие ребёнка проходило благополучно, необходимо дать ему возможность проявить себя и свои способности в разных областях. Для решение задач развития мыслительной деятельности, речи, познавательных способностей программа включает в себя такие виды деятельности, как пальчиковые игры, формирование графических навыков, сенсорные упражнения в развитии внимания, памяти, мышления, восприятия, а также личностных качеств: любознательности, активности, отзывчивости, ответственности, творчества и т.п.). Программа представляет собой систему интегрированных занятий с детьми, построенную с учетом их возрастных особенностей. Каждое занятие — это несколько сменяющих друг друга видов деятельности — речевое общение, слушание доступного данному возрасту литературного произведения, познание окружающего мира, сенсорика, развитие мелкой моторики, рисование. Учёт уровня развития ребенка, его возможностей, психологических особенностей — обязательное условие в работе с малышом. Индивидуальный подход, чуткое отношение к ребёнку, квалифицированная помощь семье, современные методики обучения и воспитания, диагностика развития, своевременная коррекция, консультации специалистов – всё это делается для успешного развития малыша.
Освоение детьми этой программы должно обеспечить необходимый базис их развития.
Цель данной программы:
— способствовать созданию благоприятных условий для полноценного и всестороннего развития ребенка раннего возраста, его психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями в познавательной, социальной, эмоционально-волевой сферах.
В ходе реализации программы решаются следующие задачи:
• сенсорное развитие — освоение цветового спектра, геометрических параметров, соотношение предметов по величине;
• развитие познавательных функций: внимание, память, речь, мышление;
• развитие физических данных: координацию движений, мышечный контроль;
• удовлетворение потребности в двигательной активности;
• создание условий для развития эмоциональной сферы, введение ребенка в мир человеческих эмоций;
• создание условий для развития коммуникативных умений, необходимых для успешного протекания процесса общения: в меру возможностей контролировать свои действия, починяться простейшим правилам игры, слушать и понимать инструкцию взрослого, учить детей взаимодействовать друг с другом, подстраиваться к партнёрам по игре, развивать чувство эмпатии;
• добиваться положительного отношения к занятиям, к психологу, поощрять желание и ожидание начала занятий курса;
• создать положительную эмоциональную обстановку в группе, снять эмоциональное напряжение и агрессию у детей
Основные направления комплексных занятий:
• Развитие речи
• Общение
• Игротерапия (система развивающих игр)
• Сенсорное развитие
• Релаксация
• Изобразительная деятельность
• Конструирование
Структура занятия.
• Приветствие
• Пальчиковая гимнастика
• Образовательный блок
• Индивидуальная деятельность детей
• Подвижная игра
• Завершение занятия
Количество занятий в месяц – 4 занятия. Продолжительность каждого занятия — 10-12 минут. Занятия начинаются с первой недели октября и заканчиваются в последнюю неделю апреля. Количество участников: 3-4 ребёнка.
В ходе занятий используется следующее оборудование:
— образцы геометрических фигур;
— дидактические игры: «Найди половинку», «Мой дом», «Твой дом», «Игрушки», «Кто где живёт», «Зоопарк», «Поиграем», «Что из чего», «Карандаши», «Домашние животные», «Малыши» и другие,
книжки–пазлы, книжки-мозаики, кубики с различными простыми изображениями,
— деревянные картинки из 2-х, 3-х, 4-х, 5-ти и 6-ти частей (простые для сборки), предметные картинки; сборные коврики из мультфильмов «Маша и медведь» и др.
— развивающие сборные деревянные панно «В лесу», «Машины», «На лугу», «В Городе», «В саду», несколько панно — животные и игрушки, сенсорный коврик «Наступи на нужный цвет» (под музыку), «Сухой дождь» для релаксации, сухой бассейн, модули;
— фломастеры, цветные карандаши, краски, кисточки; куклы, игрушки; волшебный мешочек,
мягкие синтетические игрушки, спортивное оборудование «Для самых маленьких»
Необходимые условия проведения занятий:
• Помещение, соответствующее санитарно-гигиеническим нормам
• согласие родителей на участие ребенка в занятиях по программе,
• наполняемость группы: 3-4 ребенка,
• доступность деятельности для детей,
• добровольное участие ребенка в занятии,
• безоценочность занятий,
• сюжетность всех занятий,
• ритуальность, когда дети знают, что занятие началось или кончилось и настраивались соответственно. Это нравится детям и повышает эффективность занятия.
Диагностика – фиксирующая (в сентябре) и заключительная итоговая (в мае).
У детей столь маленьких – трудно агностировать поведенческие и личностные особенности: ограничен выбор диагностических методик, имеется зависимость поведения ребёнка от средовых факторов — они по-разному ведут себя дома и в ДОУ. По-этому, для отслеживания динамики развития ребёнка за год используется метод экспертизы, при этом экспертами выступают воспитатели и родители. В конечном счёте, всё сводится к подсчёту набранных детьми баллов. Эти данные помогут в дальнейшем определить детей «группы риска», найти индивидуальный подход к ребёнку, утвердить или усовершенствовать методы и приёмы на занятиях, установить приоритеты в коррекционной работе с отдельными детьми, зафиксировать удачные находки в занятиях, собрать материал для работы с воспитателями и родителями.
Взаимосвязь с родителями – информирование родителей о достижениях малыша, ознакомление их с играми, которые подходят для игр с ребёнком дома, приглашение родителей на открытые занятия
с воспитателями – использование ими игр, опробованных на занятиях, в игровой деятельности в условиях группы проведение консультаций о способах и средствах общения с детьми, о приёмах развития детской эмоционально-личностной сферы
Методология программы.
Первая часть занятия это либо — общая игра, где всем раздаются роли (например, котёнок, щеночек, цыплёнок, жеребёнок), либо — рассказ по картинкам с изображением детей, предметов, зверят. Третий вариант – дидактические игры с новыми пособиями, которых нет в группе. Психолог сидит лицом к изображению, как и дети, а не напротив (чтобы было, как дома с мамой). Картинки, текст или дидактический материал должны быть доступны возрасту детей, иметь сюжетную направленность, а иллюстрации должны быть в меру яркими, отвечать эмоциональному состоянию героев.
Приёмы в данной части занятия: вопросы, звукоподражание, имитация движений (в конце части), поиск объектов по имени, по цвету, по действиям, по настроению героя, по инструкции к дидактическому материалу, показ, копирование детьми действий, приёмов, способов, прадусматривать предоставление детям самостоятельности в деятельности, в манипулировании предметом, обследовательских действиях, а, главное, в возможности угадать, придумать решение, способ выполнения задания, способ самостоятельного получения информации о предмете, о его использовании. Таким образом, психолог создаёт условия для развития наглядно-действенного мышления, сенсорного развития, сообразительности.
В соответствии с придуманным сюжетом, проходит : пальчиковая гимнастика, самомассаж — поглаживание, дыхательные упражнения, коммуникативная или подвижная игра.
Конец занятия — релаксация: сухой дождь, отдых «на полянке», игры в кружке детей, улыбки, пожатия рук, поглаживания, обнимания с психологом и друг с другом.
Планируемые результаты психологической работы в группе «Умнички» с учётом грядущих возрастных изменений кризисного периода:
— Овладение детьми простейшими навыками — физическими, социальными (психофизические особенности – быстрая утомляемость, непроизвольность познавательных процессов, неуравновешенность, непоследовательность поведения)
— Отсутствие отставания или опережение в развитии познавательной сферы
— Формирование адекватного понимания эмоционального состояния сверстников и взрослых
— Повышение интереса к совместной игровой деятельности (изолированная деятельность постепенно перейдёт к параллельной и совместной игре)
— Приближение перехода от «игры рядом» к «игре вместе» (эмоционально – практическая форма общения со сверстниками)
— Установление благоприятной эмоционально – благополучной обстановки в группе (тем более, что начинается возрастной кризис: проявление упрямства и негативизма, частые вспышки агрессивности)
— Расширение словаря и поведенческого репертуара детей (перед появлением форм речевого и неречевого общения)
— Усиление мотивации к общению (подготовка перехода к ситуативно-деловой форме общения со взрослыми, когда центром любой ситуации является взрослый и совместная с ним деятельность)
— Снижение степени проявления эмоционального напряжения, агрессивности, конфликтности, возбудимости (в связи со слабым осознанием собственных личностных качеств, невозможностью дать правильную оценку своего поведения)
Related Posts via Categories
