Конспект интегрированного занятия на тему «К нам в гости Осень приходила!» (окружающий мир, пластилинография; средняя группа).

Автор: Шакун Елена Сергеевна, воспитатель ФГКДОУ «Детский сад № 158» Минобороны России г. Хабаровск – 47.

О себе: Мое хобби – канзаши. Мой девиз — «Помоги ребенку сделать это самому!».

Цель: развитие знаний в области окружающего мира.

Задачи:
Обучающая: уточнить знания детей о многообразии деревьев и особенностях изменений внешнего вида в осенний период.
Развивающая: развитие способности деффиринцировать деревья по внешним признакам, листве, развивать творческие способности, мелкую моторику, мышление, память, внимание.
Воспитательная: воспитывать интерес и бережное отношение к природе, пробуждать чувственное отношение к красоте осенней природы, воспитывать эстетическое отношение к своей работе и работам воспитанников группы.

Подготовительная работа: разучивание стихотворений, оформление группы, изготовление наглядных пособий (деревьев, шаблоны листьев, листья из двухсторонней цветной бумаги), подбор музыкального фона, оформление конспекта, поиск и подбор актера на роль «Осень», подбор и изучение материалов для составления конспекта.

Оборудование: музыкальный проигрыватель, деревья, шаблоны листьев, пластилин, коврик для творчества, доска для работы с пластилином, салфетки.

Ход занятия:

(Дети с воспитателем заходят в группу, на ковровом покрытии лежат листья: дуба, клена, березы)
Воспитатель: Если на деревьях листья пожелтели
Если в край далекий птицы улетели
Если небо хмурое, если дождик льется,
Это время года осенью зовется.

Воспитатель:
Ветер по лесу летал,
Ветер листики считал:
Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот с березки – золотой,
Вот последненький листочек
Ветер бросил на лужочек

Воспитатель: — Давайте рассмотрим осенние листья. Волшебница – осень раскрасила каждый листик в свой цвет.
— Посмотрите на эти листики, что вы можете про них сказать? Какие они? (Они разные)
— Найдите лист березы.
-Сейчас нам Лиза расскажет стихотворение про березу, давайте ее послушаем.
Вот берёзы у откоса
Стайкой встали у реки
Засверкали в длинных косах
Жёлтых листьев огоньки.

Воспитатель: -А как называются листья березы? (березовые)
-Правильно, березовые листья.

Воспитатель: — Любит наш народ русскую красавицу и за красоту ее, и за пользу, которую она приносит.

Воспитатель: — Береза — единственное в мире дерево с белой корой.

Воспитатель:— А знаете ли вы, почему береза белая? (нет)
(Белый цвет коры защищает дерево от перегрева. А больше всего жару в печи дают березовые дрова.)

Воспитатель: — Как можно сказать, одним словом о белом стволе березы? (белоствольная)
— БЕЛОСТВОЛЬНАЯ береза.
— Ребята, как вы думаете, для чего березке черные черточки? (Варианты детских ответов).
— Оказывается, береза через них дышит, и называются они ЧЕЧЕВИЧКИ.

Воспитатель: — А этот лист с какого дерева? (воспитатель показывает лист дуба?).
-Нам сейчас Даша расскажет стихотворение.
Темной он покрыт корой,
Лист красивый вырезной.
И на кончиках ветвей
Много-много желудей.

Воспитатель: — Правильно ребята это дуб.
-Посмотрите на лист дуба. Он уже совсем другой формы.
-А вот живет дуб очень долго, больше 2 000 лет. Когда-то дубов было много в наших лесах. Такие леса называются дубравами. Чистых дубрав сейчас осталось очень мало.
-А как же называется лист дуба? (дубовый).
-Какой лист? (резной).
-А самые красивые осенью листья это листья клена, а называются они кленовые листья.
-Нам Ульяна расскажет стихотворение про кленовые листья.
Все клены стали рыжие,
Но ни один не дразнится,
Раз все равно мы рыжие-
Кому какая разница!
-Но они не только рыжие. Кленовые листья могу быть и других цветов.

Воспитатель: — Есть страна в которой очень много растет кленовых деревьев, из коры дерева добывают кленовый сироп, который используют как сок или сироп.
Деревья растут медленно, поэтому их нужно беречь. Надо охранять деревья, заботиться о них, иногда ласково с ними разговаривать, а весной вместе с родителями сажать молодые деревца

Физкультминутка. (Речь с движением.)
Предложить детям стать каким-либо деревом, взяв в руки соответствующие листья. Воспитатель читает под музыку стихотворение, дети выполняют движения.
Дует, дует ветерок
И качается листок. — руки качаем
Красно, желто-золотой. -кружимся
Над моею головой.
Вместе с листиком присели. -присели
Из-за листика смотрели
Листик к верху поднимаем
И головками качаем.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Давайте соберем листики.
Заходит Осень.

Осень: — Здравствуйте, ребята

Вадик: Здравствуй Осень, Здравствуй Осень!
Хорошо что ты пришла.
У тебя мы Осень спросим,
Что в подарок принесла!

Осень: — Как хорошо, что я нашла вас. Мне нужна ваша помощь.

Воспитатель: — Осень, а ты знаешь, наши ребята уже навели порядок в лесу. Посмотри, тебе нравится?
— Осень, ребята приготовили тебе стихотворение. Ребята давайте порадуем Осень.
Стихотворение (дети показывают мини сценку)
Мы листики осенние
На веточках сидели.
Дунул ветер – полетели
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Повертел их, покружил.
И на землю опустил.

Осень: — Спасибо, вам ребята большое. Какие же вы молодцы. Я вам приготовила загадки. А вы любите отгадывать загадки?(Да.).

Дождик с самого утра,
Птицам в дальний путь пора,
Громко ветер завывает.
Это все когда бывает?
(осенью)

Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью кормит,
Зимой согревает.
(дерево)

Летом вырастают,
Осенью опадают.
(листья)

Практическая часть:
Осень: — Молодцы, ребята, вы так хорошо отгадываете загадки. Только мне грустно.

Воспитатель:- Осень, а почему тебе грустно?

Осень: — Да скоро наступит зима, и мне придется уходить от вас. Я не успела разукрасить последние осенние листочки. Вот я их взяла с собой, ребята помогите мне.

Воспитатель:— Осень, ну не грусти. Ребята! А давайте мы с вами сделаем для осени подарок, порадуем Осень!
— Осень, мы твои листочки выполним в цвете и тебе понравится.

Воспитатель: — Сейчас ребята садитесь на свои места и мы приступим к работе.
Посмотрите на свои рабочие места, на столе у вас лежат: коврики для творчества, доска для работы с пластилином, шаблон, шарики из пластилин для того чтобы вам выло удобно работать.
-Итак сегодня мы с вами сделаем наши листики в цвете с помощью пластилина. А называется такой прием работы пластилинография.
(Дети вместе с воспитателем выполнили работу)
Для того чтобы нам раскрасить листики нам понадобится пластилин и шаблон листика. Для начала мы берем в руки листик и шарик из пластилина , придавливаем шарик к шаблоны и пальцем размазываем до тех пор пока он не покроет небольшую часть листика. Далее продолжает также : берем шарик из пластилина придавливаем его в шаблону и размазываем его до тех пор пока пластилин не покроет оставшуюся часть листа. Продолжаем работать до тех пор пока весь листик не будет покрыт пластилином.
Вот наши листики готовы!

Воспитатель: — Вот сейчас у нас с вами готовы наши листики, посмотри Осень мы старались для тебя чтобы ты не огорчалась.

Осень: -Ребята, давайте развесим наши листики каждый на свое дерево только не перепутайте, хорошо?

Итог занятия:
(Воспитатель собирает детей на коврике, повторяют с каких деревьев их листики и развешивают листики на то дерево с какого этот листик)

Воспитатель: Ребята, у кого березовые листики, давайте повесим на березу, у кого дубовые повесьте
на дуб, у кого кленовые повесьте клен.
Сюрпризный момент.

Осень: — Спасибо, вам ребята за такие красивые листик!. И за помощь спасибо. Примите от меня подарки. В каждой конфете спрятано яркое осеннее настроение, солнечные денечки и веселые песни перелетных птиц.

Воспитатель: — Ребята давайте проводим нашу гостью.
(Воспитатель и дети провожают Осень).

Список литературы:
1. Окружающий мир для дошкольников «Здравствуй, мир!» Ю.А. Акимов, А.А. Вахрушев, Е.Е. Кочемасова И.К. Белова, Москва «Баласс»,2001г.
2. Методические рекомендации по организации и проведению прогулок Л.А. Уланова, С.О. Иордан «Детство-пресс»2008г.
3. Методика экологического воспитания в детском саду С.Н. Николаева Москва «Просвещение» 2000г.