Программа курса «Шахматное королевство» для детей дошкольного возраста.

Автор: Секунова Елена Анатольевна, воспитатель, Бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад», город Ижевск Удмуртская Республика.

О себе: Стаж работы 19 лет. Очень люблю в свободное время вязать и вышивать; увлекаюсь математикой и электронными образовательными ресурсами.

Предлагаю разработанную мной программу обучения детей этой замечательной игре. Программа основана на волшебной сказке Гришина В.Г. «Малыши играют в шахматы» с использованием доступных интересных тестов из книги М.Чандлер, Х. Миллиган «Шахматы для детей». Занимательным моментом, активизирующим детей на занятиях, считаю применение обучающих дисков «Динозавры учат шахматам», «Шахматная тактика». Мною составлены этюды и задания в программе Mimio для закрепления и тестирования знаний детей. Собрана копилка стихов о шахматах для более интересного увлекательного познания шахматных тайн.

Пояснительная записка.

В современном обществе целью развития дошкольников является всестороннее гармоничное развитие личности. Игра – ведущий вид деятельности детей, в которой ребенок учится, развивается, растет.

Игра в шахматы – очень мощный инструмент гармонического развития интеллекта ребенка в игровой форме. Для ребёнка это не только игра, доставляющая много радости, но и эффективное средство самовоспитания. Обучение детей шахматам помогает развитию у них способности ориентироваться на плоскости, развитию мышления, учит ребёнка сравнивать, обобщать, запоминать, содействует формированию таких ценных качеств, как внимательность, усидчивость, собранность, самостоятельность.

Суть шахматной игры – математическая логика и анализ, в ней нет места случайностям и, строго говоря, везению, поэтому ребёнок учится делать ответственный выбор хода, а если смотреть шире, то и поступка.

Шахматная игра дарит ребенку радость творчества и обогащает его духовный мир. Эта удивительная игра становится средством воспитания и обучения, причем ненавязчивого, интересного, увлекательного.

Значение шахмат в жизни ребенка очень велико.
Педагогические задачи, которые стоят перед этой удивительной игрой:
а) образовательная – расширяет кругозор, пополняет знания, активизирует мыслительную деятельность дошкольника, учит ориентироваться на плоскости, тренирует логическое мышление и память, наблюдательность, внимание и т. п.;
б) воспитательная – вырабатывает у ребенка настойчивость, выдержку, волю, спокойствие, уверенность в своих силах, стойкий характер;
в) эстетическая – играя, ребенок живет в мире сказок и превращений обыкновенной доски и фигур в волшебные, изящество и красота отдельных ходов, шахматных комбинаций доставляют ему истинное удовольствие, а умение находить в обыкновенном необыкновенное обогащает детскую фантазию, приносит эстетическое наслаждение, заставляет восхищаться удивительной игрой;
г) физическая – среди ребят, играющих в шахматы, часто бытует такая поговорка: «Чтобы гроссмейстером стать, надо много знать, постоянно физкультурой, спортом заниматься, ежедневно закаляться». Чтобы хорошо играть в шахматы, надо быть физически здоровым.

Основная цель данной программы — обучение правилам шахматной игры.

Задачи:
1. Научить детей играть в шахматы в соответствии с правилами игры;
2. Ускорить интеллектуальное развитие дошкольников;
3. Выработать у детей навык постоянного принятия решения;
4. Выявить детей, которые далее пожелают заниматься шахматам
5. Привить интерес и любовь детей к игре.
Процесс обучения игре воспитывает у детей привычку к преодолению трудностей.

Дидактические принципы занятий: от простого к сложному, от легкого к более трудному, от известного к неизвестному, применяя элементы занимательности, новизны. На занятиях проходят игры традиционными шахматами и на интерактивной доске, игра детей с компьютером или друг с другом.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 25-30 минут на протяжении восьми месяцев.

Учебный план

1 – 3 занятия
Тема: «В стране шахматных чудес», «Волшебная доска»
Цель: Знакомство с зарождением и возникновением игры. Показ шахматного королевства на интерактивной доске. Презентация 1 занятия. Диск «Выбор урока».

4 – 7 занятия
Тема: «Проспекты, улицы и переулки волшебной доски»
Цель: Знакомство с диагональю, горизонталью, вертикалью. Обозначение шахматных полей буквой и цифрой.
Игра «Расставь на доске». Рассмотреть на доске вертикали, горизонтали, диагонали; самую длинную самую короткую. Игры «Пройди по полю…», «Составь доску» командой , «Пройди и назови поле», «Составь поле». Диск «Выбор урока». Игры «Шахматное лото» «Пройди и назови поле», с использованием интерактивной доски. Контрольные тесты Mimio.

8 – 11 занятия.
Тема: «Ни шагу назад!»
Цель: Знакомство с пешкой.
Знакомство с правилом «Взятие на проходе, пешечные заповеди. Расстановка пешек на доске с названием полей (индивидуальная работа). Эстафета с бегом на правильную и быструю расстановку пешек с названием полей. Игры в паре «Кто вперед дойдет», «Чего не стало?», «Что изменилось?»

12 – 14 занятия.
Тема: «Прямолинейная, бесхитростная фигура»
Цель: Закрепление и проверка знаний детей по теме «Пешка». Знакомство с ладьёй, её место и правила хода.
Эстафета с названием полей и расстановкой фигур. Физкультминутка «Ладья». Индивидуальные тесты Mimio. Урок с диска «Ладья».
Домашнее задание: Расставить ладьи на исходные места и назвать эти шахматные поля.

15 – 19 занятия.
Тема: «Прыг, скок и вбок».
Цель: Закрепление и проверка знаний детей по теме «Ладья». Конь, правила игры конем.
Упражнения для закрепления умения ходить конем. Закрепление знаний детей по теме «Конь».
Эстафета по командам на быструю и правильную расстановку всех изученных фигур с названием полей. Викторина по командам с использованием интерактивной доски. Урок с диска «Конь».
Домашнее задание: Придумать маршрут для коня е 4, забирающего пешки а 7 и h7.

20 – 22 занятия.
Тема: «Вежливые слоны».
Цель: Слон, его место и правила хода. Тренировать детей в умении анализировать различные ситуации и нахождении способа выхода из них. Закрепление знаний детей по теме «Слон», «Конь».
Состязание между командами – разбор ситуаций. Эстафета с пешками, ладьями, конями и слонами на правильную и быструю расстановку. Урок с диска «Слон». Индивидуальные тесты Mimio.
Домашнее задание: Придумать лабиринт для слона.

23 – 26 занятия.
Тема: «Могучая фигура».
Цель: Знакомство с правилами игры ферзя. Развивать умение играть в паре.
Тренировочные упражнения в игре с ферзем. Место ферзя на доске, его ходы. Решение лабиринтов (индивидуальные задания, игры в парах). Урок с диска «Ферзь.
Домашнее задание: Решить лабиринт в тетради. Придумать лабиринты для ферзя.

27 – 29 занятия.
Тема: «И король жаждет боя».
Цель: Знакомство с королем, его ходами. Шах, мат, пат. Как образовалось название игры «шах» «мат» ы. Закрепление знаний обо всех фигурах.
Рассмотреть место королей на поле, случаи пата. Игра всеми фигурами (работа в парах)

30 – 33 занятия.
Тема: «Как ладья похудела».
Цель: Знакомство с рокировкой, её условия. Правила рокировки.
Тренировочные упражнения на рокировку. Проверка знаний детей по темам «Король» и «Рокировка».
Показ на доске условий и правил рокировки. Разбор практических партий Mimio. Урок с диска «Рокировка».

34 занятие.
Тема: Итоговое занятие.
Цель: Закрепление знаний детей по изученным темам.
Домашнее задание: игра в шахматы.

35 занятие.
Тема: «Нотация волшебной доски».
Цель: Обозначения-символы. Рассмотрение нотации на исходной позиции используя доску.
Демонстрация на интерактивной доске позиций и ходов фигур, читая записи.
Домашнее задание: Выучить символы нотации.

36 – 37 занятия.
Тема: «Волшебный квадрат».
Цель: познакомить детей с ценностью фигур, секретом квадрата, правилом квадрата.
Домашнее задание: Решить позицию в тетради.

38 — 39 занятия.
Тема: «Спасительница – оппозиция».
Цель: Знакомство с правилами оппозиции королей.

40 – 43 занятия.
Тема: «Непобедимый».
Цель: Знакомство с дебютными законами, ловушками.
Как правильно начинать игру. Мат за три хода. Мат Легаля. Спертый мат — Дебют. Детский мат за 4 хода.
Домашнее задание: Игра всеми фигурами. Решение этюдов на мат в 1 ход.

44 – 49 занятия.
Тема: «Волшебный мир комбинаций»: «Мельница», «Двойной удар», «Вилка», «Связка», «Линейная атака» (шампур), «Двойной шах».
Цель: Закрепление знаний о ловушках.
Домашнее задание: Решение этюдов на мат в 1 ход. Придумать позиции с изученными комбинациями.

50 – 56 занятия.
Тема: «Реши этюд, отгадай задачу – сыщешь удачу».
Цель: Тренировка в умении ставить шах. Мат в 1 ход. Мат ладьями, ферзем, королем. Пат. Закрепление знаний детей о шахе, пате, мате. Шах – практикум.

57 – 58 занятия.
Тема: «Здоровые телом – сильные духом!».
Цель: Закрепление знаний детей о шахматах. Начало шахматного турнира на личное первенство.

59 занятие.
Тема: «В гостях хорошо, а дома лучше».
Цель: Закрепить ход коня, знаний обо всех фигурах.

60 занятие.
Тема: Подведение итогов. Шахматный турнир.

В конце года дети должны:
1. Знать названия и правила движения всех шахматных фигур.
2. Знать элементарные правила игры и некоторые её принципы.
3. Уметь элементарно играть в шахматы.

Литература:
1.Гришин В.Г. «Малыши играют в шахматы»
2.М.Чандлер, Х. Миллиган «Шахматы для детей», Москва, 2011
3.Дерябина С.Е. «Шахматы», учебник – тетрадь, первый год обучения

Обучающие диски:
«Динозавры учат шахматам»
«Шахматная тактика»

Авторские электронные разработки:
1. Разработка позиций и этюдов в программе Mimio.
2. Тесты для интерактивной доски.
3. Презентации для занятий.
4. Копилка стихов о шахматах.
5. Презентация для родительского собрания «Шахматы в развитии дошкольника».

date22 октября, 2013