Конспект досуга по развитию речи в старшей группе ОНР на тему: «Устное народное творчество — неоценимое богатство нашего народа».

Автор: Селиванова Елена Олеговна, воспитатель 1 категории группы ОНР , ГБОУ «Детский сад комбинированного вида № 2387» САО г. Москвы.

Устное народное творчество — неоценимое богатство нашего народа. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. Пословицы и поговорки имеют большое воспитательное влияние на дошкольников благодаря своей особенной форме, эмоциональности, образности, яркости, доступности. Они знакомят детей с морально-этическими нормами, формируют навыки культурного поведения, лаконично и в доступной форме учат быть вежливыми, скромными, сдержанными, не лениться, уважать труд, относиться с уважением к взрослым и сверстникам, ценить дружбу, стремиться получать знания.
Мы провели интересное костюмированное занятие под названием «Устное народное творчество — неоценимое богатство нашего народа», где дети узнали многие русские пословицы и их смысл. С детьми была проведена беседа о том, как появились пословицы, и что их придумал народ. Педагог рассказал детям, как жил русский народ в старо древние времена, чем занимался, об утвари в деревенских домах, о труде. Потом, воспитатель вместе с детьми обыгрывали различные ситуации, где можно применять разные пословицы. Так же детям было предложено придумать пословицу самим. Очень детям понравились игры в «Ручеек» и «Гори-гори ясно». В конце занятия малышам было предложено нарисовать пословицу, с чем они успешно справились. Из рисунков мы сделали выставку. Всем было очень интересно.

Цели:
1) воспитывать в детях интерес к народным традициям;
2) обогащать словарный запас,
3) активизировать связную речь.

Задачи:
1) развивать интерес к пословицам;
2) обобщить у детей знание пословиц;
3) вовлекать детей в совместную игровую и творческую деятельность.

Подготовительная работа: с детьми заучиваются пословицы. Разъясняется значение некоторых слов.

Ход мероприятия.

Дети заходят под музыку «Калинка».

Воспитатель: В этой деревне живет такой народ, у которого без пословицы слово не молвится. Давайте с ним познакомимся.

Хозяюшка и хозяин избы приглашает гостей.

Хозяин:
— Просим в избу: красному гостю — красное место.
— К нам люди ездят — к себе в гости зовут.

Хозяюшка:
Дорогих гостей встречаю,
Караваем угощаю.
Вы попробуйте его —
Каравая моего.
Дети садятся за стол.

Воспитатель спрашивает, нравится ли Хозяину и Хозяюшке жить в деревне Пословиц.

Хозяин:
— Всякому мила своя сторона. Где жить, тем и слыть.

Воспитатель:
— Не трудно говорить пословицами?

Хозяюшка:
— В каком народе живешь, того и обычая держись.

Воспитатель:
— У вас очень красивая деревенская изба. (Воспитатель рассказывает детям о том, какие избы были в деревнях в старо древние времена, об утвари в деревенских домах, и о труде крестьян. Показывает иллюстрации) .

Хозяюшка:
— Каков строитель, такова и обитель! Дом красится хозяином.

Воспитатель:
— Мужчины раньше сами строили избы для своей семьи. Строили все хозяйственные постройки, пахали землю, сажали огород и т. д. Давайте посмотрим, как это происходит.

Хозяин под песню «Я на камушке сижу» изображает как он трудится в течении дня (плотничает, занимается земледелием, собирает урожай) .
Я на камушке сижу
Я на камушке сижу,
Я топор в руках держу,
Ай ли ай люли,
Я топор в руках держу.
Я топор в руках держу,
Вот я колышки тешу,
Ай ли ай люли,
Вот я колышки тешу.
Вот я колышки тешу,
Изгородь горожу,
Ай ли ай люли,
Изгородь горожу.
Изгородь горожу,
Я капусту сажу,
Ай ли ай люли,
Я капусту сажу.
Я капусту сажу,
Да все беленькую
Ай ли ай люли,
Да все беленькую.
Да все беленькую,
Я кочаненькую,
Ай ли ай люли,
Я кочаненькую.
У кого нету капусты,
Прошу к нам в огород,
Ай ли ай люли,
Прошу к нам в огород.
Прошу к нам в огород,
Во девичий хоровод,
Ай ли ай люли,
Во девичий хоровод.

Хозяюшка:
— Всякое мастерство нелегко. Но без отдыха и конь не скачет.
Хозяин и Хозяюшка зовут гостей водить хоровод. Хоровод водят под музыку «Во саду ли, в огороде».

Хозяин:
— Весна красна, да голодна; осень дождлива, да сытна. День прозевал — урожай потерял.

Воспитатель:
— Овощи, фрукты, ягоды нужно было тоже выращивать самим. Урожай нужно было сохранить, как можно дольше. Для этого придумали соленья и варенья. Женщины занимались приготовлением пищи и делали соленья и варенья на зиму.

Хозяин:
— Хозяйка в дому — что оладышек в меду.

Хозяюшка предлагает гостям поиграть в игру «Соленья и варенья».
Вызывается две девочки. Хозяюшка дает участницам муляжи овощей и фруктов в одной корзине. У каждой девочки своя банка. Под музыку «По малину в сад пойду», первая девочка должна положить в банку все овощи для солений, а вторая все фрукты для варений. Игру можно повторить с другими детьми.

Воспитатель:
— Какие у нас хозяюшки! С такими хозяюшками дом всегда будет полной чашей.

Хозяин:
— Какие труды, такие и плоды.

Хозяюшка:
— Всякому делу своя пора.

Хозяин с Хозяюшкой зовут гостей играть в игры «Ручеек» и «Гори-гори ясно».
Для игр используется музыка «Утушка луговая» и «Во поле берёза стояла».

Конкурс пословиц:
Дети делятся на две команды. Воспитатель говорит первые слова из пословиц, участники должны продолжить пословицу. Выигрывает та команда, которая даст больше правильных ответов.
1. Всякому мила. (своя сторона)
2. Где жить. (тем и слыть)
3. В каком народе живешь. (того и обычая держись)
4. Каков строитель. (такова и обитель)
5. Дом красится. (хозяином)
6. Всякое мастерство. (нелегко)
7. Весна красна, да голодна. (осень дождлива, да сытна)
8. Хозяйка в дому. (что оладушек в меду)
9. Какие труды. (такие и плоды)
10. Всякому делу (своя пора) .

В конце занятия детям предлагается нарисовать пословицу.