Конспект классного часа на тему «Причины пожаров».
Автор: Надеева Татьяна Тимофеевна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории школы-интерната №20 VIII вида, г.Новокузнецк, Кемеровская область.
О себе: Педагогический стаж – 26 лет. Я работаю над концепцией коррекции и компенсации развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, осуществляю свою деятельность в соответствии со стратегией образования, уделяю внимание диагностике развития обучающихся и мотивации успешности обучения. Я участник конкурса «Педагогические таланты Кузбасса», Всероссийской научной конференции «Образование детей с ограниченными возможностями здоровья» в номинации «Инновации в специальном образовании (образовательные программы). Мои воспитанники ежегодно являются участниками городских и районных конкурсов, областных фестивалей в номинации «Декоративно-прикладное искусство». За успехи в учебно-воспитательном процессе, за вклад в развитие коррекционной педагогики, за любовь к детям награждена Почетными грамотами.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
— В жизни каждого человека огонь играет исключительную роль. Обогрев наших домов, приготовление пищи, развитие науки и техники – всё связано с огнём. Долгие годы потребовалось человечеству для того, чтобы научиться добывать огонь и пользоваться им. Но, как и вода, необходимая для жизни человека, приносящая огромные бедствия в период обильных паводков, так и огонь, создающий при помощи людей огромную пользу, при небрежном к нему отношении может превратиться в безжалостного врага.
II. Актуализация темы классного часа.
Начнём классный час с инсценировки отрывка из сказки С.Я.Маршака «Кошкин дом».
Ведущий: Тили-бом! Тили-бом! На дворе высокий дом, Ставеньки резные, Окна расписные, А на лестнице ковер, Шитый золотом узор. По узорному ковру сходит кошка поутру. У нее, у кошки, на ногах сапожки, А в ушах сережки, Платье новое на ней Стоит тысячу рублей.
Кошка: Ах, какой хороший дом.
Новый, чудненький мой дом.
А кругом — широкий двор,
С четырех сторон забор,
Против дома у ворот
Живет в сторожке мой старый кот.
Ведущий: Век он в дворниках служил, Подметал дорожки
Перед домом кошки,
У ворот стоял с метлой,
Посторонних гнал долой. (показывает)
Ведущий: На чудный полюбоваться дом
Пришла коза.
Пришла свинья-соседка
И бедная наседка —
Такая домоседка.
Кошка: Добро пожаловать, друзья,
Я вам сердечно рада.
Ведущий: Гости ели, танцевали, (звучит музыка, все танцуют)
Как могли все развлекались.
Пришло время уходить.
Все: Какой прекрасный был прием!
Какой чудесный Кошкин дом!
Кошка и кот: Друзья, спасибо, что пришли.
Мы чудно вечер провели.
Ведущий: Пока гостей всех провожали,
А дома перед печкой (пламя)
Огонь прожег ковер.
Еще одно мгновенье —
И легкий огонек
Сосновые поленья окутал, обволок.
Взобрался по обоям,
Вскарабкался на стол
И разлетелся роем
Золотокрылых пчел.
Ведущий: Кошка и Василий
Вдруг заголосили:
Кошка и кот: Пожар! Пожар! Горим! Горим!
Ведущий: С треском, щелканьем и громом
Встал огонь над новым домом.
Озирается кругом, машет красным рукавом.
Как увидели грачи это пламя с каланчи,
Затрубили, зазвонили.
Все: Тили-тим, тили-бом загорелся Кошкин дом!
-Что случилось с этим замечательным домом? (дом сгорел)
-Как вы думаете о чём мы сегодня будем говорить? (о пожаре)
— Пожар от чего возникает? (от огня)
-Для чего кот Василий затопил печь? (чтобы было тепло)
— Это хорошо или плохо? (хорошо)
— Кот Василий не досмотрел, оставил без присмотра огонь. Случилась большая беда.
— Это хорошо или плохо? (плохо)
— Если огонь несёт добро, то мы можем сказать, что он друг.
— А если зло, то он враг.
Ведущий: Тема классного часа «Причины пожара». Огонь от одного и того же предмета может приносить добро, пользу, а может – зло и беду.
Загадки.
Таять может, да не лёд. Не фонарь, а свет дает. (свеча)
Это ростом невеличка, не смотрите, что мала. Эта маленькая штучка может сделать много зла.
— Обратитесь к выставке рисунков и скажите какую беду приносят эти предметы при неправильном обращении с ними.
— Сейчас разыграем ситуацию и вы скажите: огонь от спички здесь друг или враг? (Разыгрывание сценки)
Расскажу я вам о том,
Как сгорел однажды дом.
Две девчонки, две сестрички,
Раздобыли где-то спички.
— Знаешь, что? – сказала Валя-
Мы туристы на привале,
Разожжем костёр сейчас,
Ну а будет он у нас
Под столом.
Неси газеты,
Пускай хворост будет это.
— А в корзинке сварим кашу, —
Подсказала ей Наташа.-
Чиркнем спичкой раз, два, три!
Огонёк горит. Смотри!
Ай! Урала спичка! Ой!
Ой! Какой огонь большой!
Испугались те девчонки,
Растерялись, как тут быть?
Чуть дыша, стоят в сторонке:
Убегать или тушить?
Валя быстро догадалась:
— надо бы водой плеснуть!
Но воды- то оказалось
Только в чайнике чуть-чуть.
И опять сказала Валя:
— мы его накроем шалью
И платком, и одеялом.
Но огню и горя мало
Шали нет, платка не стало,
Загорелось одеяло
Пламя выше, пламя круче,
Дым столбом до самой тучи,
А народ кругом толпится,
Кто с лопатой, кто с ведром,
И пожарная уж мчится,
Но в огне уже весь дом,
Долго бились все с пожаром,
Не один час и не два,
Да усилия все даром,
Нет ни дома, ни двора.
Онемев, стоят сестрички,
А народ шумит кругом,
— От одной лишь только спички
Как в костре сгорел весь дом.
Говорят все и не даром:
— Трудно справиться с пожаром
Твердо помните, подружки:
Спички – это не игрушки!
Знать бы надо всем друзьям,
Что с огнем играть нельзя!
— Почему в квартире возник пожар?
— Какие неправильные действия совершили девочки? (ответы обучающихся)
— Пожар без чего не бывает? (без дыма)
— Чем опасен дым?
Ситуация. Комната наполнена дымом.
— Покажите и расскажите, как правильно надо выходить из задымленного помещения.
— Дым для человека представляет большую опасность. Как нужно вести себя если вы почувствовали запах дыма или вам нужно преодолеть дымное расстояние. (Ответы ребят).
— Для этого нужно запомнить: если в помещение проник дым, надо смочить водой одежду, покрыть голову мокрой тряпкой и выходить пригнувшись; при сильном дыме дышать через намоченную ткань; если чувствуете, что задыхаетесь, опуститесь на корточки или продвигайтесь ползком к выходу внизу меньше дыма; обязательно закройте дверь в комнату, где начался пожар. Закрытая дверь может задержать проникновение дыма, иногда может погасить огонь, если закрыты окна. Заткнуть щели под ней мокрой тряпкой. Можно водой облить дверь и пол.
Загадка.
Часто в лес мы идем
И разжигаем там … (костёр)
— Какую опасность несут костры?
— Незатушенные костры сжигают целые леса. Часто дети разжигают костры вблизи строений, поджигают баки с мусором, старую траву, тополиный пух и тем самым становятся виновниками пожаров.
Чем можно затушить костёр?
Назвать предметы. Какие из них являются средствами пожаротушения.
— Какие из данных предметов не являются средствами пожаротушения? (бензин, спички)
— Каким одним словом модно объединить данные предметы? (электроприборы)
— Чем нельзя тушить электроприборы? (водой)
— Ваши правильные действия? (ответы детей)
— Страничка «Это интересно» посвящена истории пожарного дела.
Более двухсот лет назад пожары обнаруживали с каланчи высокой башни.
Самуил Яковлевич Маршак писал:
На площади базарной,
На каланче пожарной
Круглые сутки
Дозорный из будки
Поглядывал
На север, на юг,
На запад, на восток –
Не виден ли дымок?
И если видел он пожар,
Плывущий дым угарный,
Он поднимал сигнальный шар
Над каланчой пожарной.
И два шара, и три шара
Взвивалось вверх бывало,
И вот с пожарного двора
Команда выезжала.
— У пожарной части было два этажа. На втором этаже жили пожарные с семьями. На первом стояли повозки с бочками и водой, баграми и лестницами. Но самое главное здесь – лошади – самые быстрые, самые лучшие, резвые.
Пожарная часть, выезжавшая в те времена на пожар, представляла собой довольно солидную процессию. Впереди на лихом коне – трубач, громкими звуками предупреждающий прохожих о том, что пожарные с большой скоростью едут на пожар. Отсюда и пошло выражение: «Летит, как на пожар». Как вы его понимаете? (Очень быстро).На смену лошадям пришли мощные машины, а труба явилась родоначальницей сирен, которые устанавливаются на современные пожарные машины.
— По какому номеру телефона нудно позвонить при возникновении пожара?
Помните всегда!
Если что-то задымится,
Если что-то загорится,
По тревоге как один
Позвони по 01!
III. Итог.
Посмотрите на рисунки вашей выставки. От чего может возникнуть пожар? (рассказы детей).
Какие правила нужно знать, чтобы не допустить возникновение пожара?
1. Нельзя играть с воспламеняющимися предметами.
2. Уходя отключи электроприборы из сети.
3. Не оставляйте незатушенных костров.
4. Не поджигайте сухую траву, тополиный пух и другие быстро воспламеняющиеся предметы.
Список использованной литературы:
1. Сборник методических разработок в помощь учителям школ для проведения противопожарных занятий с детьми.-Волгоград, 2000.
2. Всё обо всём. Энциклопедия для детей.
3. Основы безопасности жизнедеятельности. 1-4 классы: школьный курс в тестах, кроссвордах, стихах, играх и задачах с картинками. Волгоград: учитель, 2006
4. Стихи для детей. Москва, 2001.