И игра, и польза.

Автор: Борисова Светлана Васильевна, воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида «Буратино» Аксубаевского муниципального района Республики Татарстан.

О себе: Педагогический стаж работы – 25 лет. Вся воспитательная работа мною построена с учетом принципа интеграции образовательных областей. Осуществляю комплексный подход в воспитании, обучении и развитии детей таким образом, что воспитанники с радостью, увлечением и интересом стремятся познать многогранность мира. Накоплен немалый опыт по сенсорному воспитанию. Тем не менее, стремлюсь совершенствовать игры и занятия в данном направлении.

В истории дошкольной педагогики, на всех этапах её развития, проблема сенсорного воспитания одно из центральных мест. Ребёнок в жизни сталкивается с многообразней форм, красок и других свойств объектов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Он знакомится с произведениями искусства: живописью, музыкой, скульптурой. Малыша окружает природа со всеми её сенсорными признаками — многоцветием, запахами, шумами. И, конечно каждый ребёнок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, всё воспринимает. Но если усвоение происходит стихийно, без грамотного педагогического руководства со стороны взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. А ведь ощущение и восприятие поддаются развитию, совершенствованию, особенно в период дошкольного детства. И тут на помощь приходит сенсорное воспитание.

Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Так, работая с детьми в возрасте от 2-х до 3-х лет, мы сделали вывод, что сенсорное развитие детей данного возраста всегда было и остаётся определяющим. Игры с цветом, формой, величиной являются обязательными в развитии малышей и вызывают большой интерес у них. Поэтому давно уже нами ведется планомерная работа по организации небольших по длительности игр и упражнений с готовыми плоскостными формами (шнуровками — это «домик», «яблоко», «груша», шарики и т.д.). Такие игры и упражнения ведут к тому, что у воспитанников быстрее будут формироваться сенсорные эталоны, лучше будет развиваться мелкая мускулатура пальцев, наблюдательность, повыситься произвольность и координацию движений руки осознанность действий. Сначала мы показываем детям, как надо нанизывать, вдевать «шнуровки» в отверстия по цвету, размеру. Например, детям предлагается подобрать красный шарик к красной нитке, синий к синей; привязать большие шарики к ниткам такого же цвета; привязать маленькие шарики так, чтобы цвет шарика и нитки был одинаковым и т.д. При этом обращается внимание на то, чтобы шарики были плотно «привязаны» к ниточкам.

Следующим шагом в нашей работе идут игры, где кроме сравнивания плоскостных изображений по цвету, присоединения их друг к другу, детям предлагаются задания на осознанность и произвольность действий, например, собрать правильно пирамидку, выкладывать круглые формы в одном направлении, в порядке уменьшения их по величине или располагать фигурки одна напротив другой: «Все маленькие чашечки должны быть в большой чашке». Далее ведется работа по побуждению детей к самостоятельному нахождению способов выкладывания лесенки, башенки, пирамидки из прямоугольных форм, разных по цвету и величине.

На протяжении длительного времени нами велось наблюдение за детьми, которое привело нас к выводу, что организованная деятельность с готовыми формами полезна для детей. Но, возник вопрос, каким образом можно организовать обучение. Необходимо было изучить все новинки литературы по раннему возрасту, искать материал, который сочетался бы с нашими взглядами и практическим опытом на обучение и развитие детей раннего возраста, помог бы нам более глубоко и подробно вникнуть в суть изучаемого вопроса, подсказал бы, каким образом можно организовать процесс обучения: формы организации, методику проведения, содержание занятий.

Ответы были найдены, когда проштудировав множество литературы, журналов, пришли к тому, что развитие ребёнка очень тесно связано с тем, насколько развита мелкая моторика рук. И самое главное, необязательно что-то покупать специально, чтобы поиграть с ребенком, всё это у нас есть под рукой. Это подручные средства: на большой поднос насыпать любой крупы и нарисовать пальцем линию, ребёнок обязательно повторит за нами. Ещё мы взяли пластиковые бутылки и насыпали туда крупные бобовые (горох, фасоль). Высыпая из «бутылки», или вкладывая в неё, дети хохотали оттого, какой звук получался. Игры хорошо развивают детские ручки, фантазию и воображение.

Нами был выполнен большой объём работы по изготовлению и подборе дидактического материала. В основном это плоскостные геометрические фигуры разного цвета, формы, величины; предметные, сюжетные фигурки, состоящие из нескольких частей и предающие внешние особенности реальных предметов; разноцветие картона разного размера в виде домика, овощей и фруктов. В группе в наличии имеется различный наглядно-демонстрационный материал: иллюстрации, игрушки, а также строительный материал, транспорт, куклы для создания определённых игровых ситуаций.

Создан уголок по сенсорному развитию с различными пособиями и дидактическим столом. Сделаны следующие дидактические игры:
• «Разрезные картинки», «пазлы»;
• «Грибы на поляне»;
• «Цветные шарики»;
• «Расскажите сказку «Колобок» и др.;
• «Разложи фигурки по домикам»;
• «Прищепки» и т.п.

Используем подручные средства: бумагу, разноцветные тряпочки, камешки, картон, пластик, еловые шишки, ракушки и т.д.
К основным методам обучения по сенсорному развитию детей данного возраста являются: поисковый, репродуктивный, игровой и метод упражнений.

Поисковый метод эффективен при создании образовательных ситуаций, которые побуждают детей к самостоятельной поисковой деятельности и нахождению способа выполнения задания путём проб и ошибок. Использование поискового метода побудило малышей к активным поисковым действиям. Дети самостоятельно действовали путем сравнения, сопоставления и добивались нужного результата.

Репродуктивный метод применялся нами на самых ранних этапах обучения, когда дети только овладевали механизмом выкладывания и составления целого из отдельных частей. Использование этого метода способствовало формированию у детей сознательных и произвольных действий.

Игровой метод является преобладающим и основным в организации занятий по сенсорному развитию. Фактически игровой характер обучения пронизывает весь учебный процесс. Детям предлагаются путешествия в деревню, лес, море на разных видах транспорта; инсценировки, прогулочные истории, во время которых они встречаются с разными представителями животного, растительного мира, игровыми персонажами и т.д.

Метод упражнений так же широко используется на наших занятиях. Известно, что особенности развития детей данного возраста указывают на необходимость организации повторяющихся действий, упражнений в обучающем процессе. Они необходимы как для более качественного овладения детьми определёнными умениями, так и для ускорения осознанности и произвольности в деятельности.

Проводимые занятия преследовали разные цели, но в каждом из них детям отводилась роль активного участника, при этом малыши были незаметно для себя вовлечены в деятельность, которую им предлагал воспитатель. Часть занятий, особенно на более поздних этапах, преследовала цель формирования простейших навыков совместной работы, накоплению первого опыта совместных действий, а так же побуждению к активному общению с другими детьми и взрослыми. Занятия проводятся как фронтально с небольшими подгруппами, в которые включены дети с примерно одинаковым уровнем развития, так и индивидуально.

Как показывает практика, индивидуальные занятия дают наилучший развивающий эффект. Но вместе с тем не обеспечивают детей опытом совместных действий, когда от каждого из участников занятия требуется определенного рода выдержка, терпение, способность помолчать, послушать других, именно то, что обеспечивает коллективное занятие.

Приятно то, что родители малышей так же заинтересованы в успешности по сенсорному развитию. Они активно участвуют при проведении консультаций на эту тему, помогают в оформлении «сенсорного уголка» и изготовлении дидактического материала. Так родители смастерили нам в группу в сенсорный уголок «весёлую скамейку», на которой с большим удовольствием сидят, играют не только дети, но и герои любимых сказок.

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. И мы уверены в том, что наши дети слышат, видят, осязают окружающее.

Список использованной литературы:
1. Янушко Е.А. Сенсорное развитие. Москва. Издательство «Мозаика-Синтез», 2009 г.
2. Колос Г.Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении.
3. Алдашкина Н.П. Советы родителям. Журнал «1000 советов», 2012 год. №21.
4. Журнал «Растем вместе», №19, 2012 год. Стр.6-7.

date26 марта, 2013