Метапредметный и междисциплинарный подход к обучению иностранным языкам в средней школе.
Автор: Брюханова Светлана Александровна, МБОУ города Иркутска СОШ № 26, учитель английского языка, заместитель директора по УВР.
О себе: Преподаю 13 лет, в профессии привлекает процесс постоянного творческого поиска и реализации своих возможностей, радость от результатов моих учеников. Мое ощущение жизни «Всё на земле имеет свою цель, каждый человек — свое предназначение».
В условиях тотальной модернизации образовательной системы, в соответствии с предназначением школы – подготовить человека к осмысленному и реальному восприятию мира, получившего его целостную картину, осознающему возможности самореализации средствами иностранного языка, необходимо создание новой модели школы. Наша школа работает в режиме эксперимента «Создание модели билингвального обучения и развития», теоретическая основа которого была разработана в 2010 г. Это модель билингвального образования учащихся в рамках европейской двуязычной школы российского варианта, строящейся на едином подходе к предметам языкового цикла и интегрированном обучении всем учебным предметам. Основной задачей подхода на начальном этапе является поиск и формирование таких методик и образовательных программ, которые в совокупности были бы способны реализовать поставленные цели в развитии билингвального образования.
Разработка нового подхода к обучению иностранному языку в условиях современной школы требует ориентации на достижение определённых целей. Основными среди них являются:
1. Способность формировать специалистов, затребованных в условиях современной социокультурной ситуации:
— готовых принимать участие в профессиональном межкультурном общении посредством различных средств коммуникации — как языковых, так и технических;
— умеющих анализировать любую информацию и генерировать её в соответствии с целями своей профессиональной деятельности;
2. Соответствие требованиям к результатам освоения образовательной программы второго образовательного стандарта:
• личностным, включающим «готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению»;
• метапредметным, подразумевающим наряду с другими
— «умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
— умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач»;
• предметным, включающим «освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета, умения специфические для данной предметной области, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами)».
Требования к современным подходам к обучению возрастают и влекут за собой необходимость учёта не только требований ФГОС и социального запроса, но и соответствия общей приоритетной направленности школы.
Профилирующей методологической основой построения концепции языкового образования в работе школы интегрированный подход, который подразумевает тесное взаимодействие и взаимопроникновение как смежных учебных дисциплин: иностранного языка и родного языка, иностранного языка и литературы, так и интеграцию языка с дисциплинами естественнонаучного цикла. Необходимо отметить, что нахождение пересечения разнородных дисциплин, таких как язык и математика или язык и физика требует от всего педагогического коллектива усиленной исследовательской работы, поскольку теоретических работ и методическо-учебного материала в области метапредметности на данный момент практически нет.
Одной из задач является задача расширения в структуре учебных программ по общеобразовательным дисциплинам межпредметного компонента, то есть включение в содержание данного предмета учебного материала из других областей знания и практики с указанием возможностей использования, например, изучаемого раздела математики в области физики, техники и т. п., и заканчивая более сложными прикладными задачами, предполагающими построение математической модели, процедур измерения и пр. Данный компонент должен предстать перед учащимися в форме межпредметных задач, которые в принципе не могут быть решены средствами одного предмета. Решить такую задачу – это не то же самое, что рассказать у доски о том, где и кем используется данный материал.
Естественно, что такое понимание сути усвоения материала должно найти отражение и в соответствующих контрольно-измерительных материалах, а, в конечном счете, и в тестах Единого Государственного Экзамена. На данном этапе нами был разработан ряд принципов, помогающих реализовать идею билингвального образования в условиях российской школы. В разработке эксперимента обозначены некоторые принципы интеграции языков и дисциплин, на которые в большинстве своём и опирается наш подход.
• Принцип использования аутентичного инофонного текста как единицы коммуникации. В качестве основного средства обучения выступает аутентичный текст, как фрагмент лингвокультурологической общности – носитель языковой, речевой, социокультурной информации. В связи с этим приоритетным направлением становится работа с текстом.
• Принцип самостоятельности в овладении иностранным языком. Для достижения этой цели новый подход учитывает методику обучения одному языку как получение инструментария для изучения других языков.
• Принцип учета и опоры на родной язык, а также на первый (второй) иностранный язык. Разработаны способы и приёмы использования знаний родного языка в изучении иностранного, активизирующие и систематизирующие при этом знания в области родного языка.
Общая программа школы предполагает тесное взаимодействие и взаимопроникновение процессов овладения родным и иностранным языком, а также первым и вторым (третьим) иностранными языками с целью формирования навыков переноса, осуществления сопоставления, обнаружения сходства и различия социокультурных действительностей. С этой целью особое внимание уделяется культурологическому аспекту изучения, а именно проблеме столкновения культур и ментальностей.
Цель инновационного подхода к преподаванию иностранного языка: формирование личности, обладающей способностью к использованию естественнонаучных знаний в области гуманитарных наук, владеющей методами и теориями гуманитарных и точных наук при осуществлении экспертных и аналитических работ, готовых к кооперации в рамках междисциплинарных проектов, работе в смежных областях. Для этого необходимо:
1. Сформировать общие представления о методах и принципах научной картины мира.
2. Представить язык не как разрозненные коммуникативные образования, а как систематизированную структуру, лежащую в основе любого обмена информации и имеющие огромное число выражений.
3. Активизировать полученные знания за курс общего среднего образования в области лингвистики.
4. Обосновать зависимость и тесную взаимосвязь прагматической основы высказываний (зачем это говорится) и профессионального и личностного успеха.
5. Научить навыкам комплексного анализа текста как художественного стиля, так и публицистического и научного.
6. Раскрыть ментальную основу языка и приблизить к пониманию национального самосознания народа изучаемого языка.
Междисциплинарный и метапредметный подходы к обучению, на наш взгляд, являются наиболее эффективными способами повышения качества подготовки обучающихся, связанными с их способностью целевого осмысленного применения комплекса знаний, умений и способов деятельности в отношении определенного круга вопросов. В области междисциплинарного подхода на данный момент существует внушительное количество разработок, проектов и методик (Н.А. Аминова, О.Ю. Афанасьевой, М.Н. Берулавы, В.И. Вершинина, Е.Г. Вишнякова, А.И. Гурьев, Т.Н. Кичак, Л.И.Новиковой и др.). Метапредметный подход же находится пока в стадии разработки и внедрения, и очень малое количество педагогов имеют чёткое представление о способах и методах использования надпредметного подхода в педагогике. Над этой проблемой работают многие педагоги-учёные, такие как Егорова Л., Н., Скрипкина Ю, В., Виненко В. Г, Кравский В. В, Хуторский А. В. и т.д.
Общая направленность междисциплинарного и метапредметного подходов в образовании состоит в том, что они позволяют сохранять и отстаивать в обществе культуру мышления и культуру формирования целостного мировоззрения. Оба подхода основаны на нахождении общих констант в рамках определённых учебных дисциплин. Различия между ними можно обозначить как меж- и над- предметное взаимодействие учебных знаний. «Междисциплинарный метод обучения – это интеграция учебных дисциплин с целью многостороннего рассмотрения отдельно взятой темы, понятия, проблемы» [11]. При метапредметном подходе темы, понятия, проблемы являются не центральным объектом рассмотрения, а входят в структуру общих представлений о закономерностях, в рамках которых они имеют место. «Метапредметный подход — это интерпретирование учебных дисциплин с точки зрения деятельностных единиц содержания» [18].
Междисциплинарный и метапредметный подход к обучению, по нашему мнению, максимально способствуют развитию не только общепредметных, но и ключевых компетенций, поскольку с точки зрения требований к уровню подготовки выпускников школы образовательные компетенции представляют собой интегральные (суммированные) характеристики качества подготовки обучающихся, связанные с их способностью целевого осмысленного применения комплекса знаний, умений и способов деятельности в отношении определенного междисциплинарного круга вопросов.
В рамках общей тенденции перехода образования от ЗУН к компетентностному подходу преподавания и в период внедрения Федерального Образовательного Общегосударственного Стандарта данная методика является более чем актуальной. На наш взгляд, представленная перспектива работы может прояснить некоторые инновации в образовании, сущность и внедрение которых на данный момент являются туманными и спорными для большинства педагогов страны.
Создание и расширение данной стратегии требует решения большого количества задач, первоначальными из которых становятся научные разработки в области интеграции дисциплин и выделения метапредметных элементов.
Научные задачи подхода:
1. Выявить и обосновать некоторые способы интеграции дисциплинарно-научных констант.
2. Выявить взаимосвязь языковых единиц и законов и универсальных категорий естественнонаучных дисциплин.
3. Дать сущностную характеристику этапов лингво-литературоведческого анализа с позиции восприятия текста как проекции языковой картины мира.
4. Обозначить алгоритм работы по сравнительно-сопоставительному анализу языков.
5. Разработать методы работы с текстом на предмет выявления ментальной основы языка.
Без разработок в этой области невозможно создание мета- и меж- предметной методики работы. На данный момент связующими константами различных дисциплинарных культур выделены следующие звенья: время, пространство, алгоритм, причина, следствие, переменная, координатная плоскость, валентность, класс\ вид, статистика, парадигматика\синтагматика, формула, система, принцип, аналогия, реальность\нереальность, условие, метод, закон и т.д.
Методические задачи:
1. Структурировать материал, что является очень трудной задачей в рамках данного подхода, поскольку аналогичных учебных пособий в данном направлении нет. Нет также педагогических рекомендаций для составления программы подобного типа.
2. Обосновать практическое применение способов калькирования языковых и естественнонаучных констант. Показать эффективность выбранного анализа на примере одного из выбранных текстов.
3. Спроектировать наглядные схематические пособия для работы в междисциплинарном аспекте.
4. Подобрать ряд текстов и грамматических упражнений, удовлетворяющих принципам заявленной методики. Создать текстовое пособие для комплексных анализов.
Нужно отметить, что заявленные мета- и межпредметные константы далеко не исчерпывают весь спектр существующих. Аналогий и взаимодействий в научной картине мира огромное множество. Поэтому дальнейшая разработка и внедрение подобных подходов требует постоянной работы. Для дальнейшего осуществления метапредметного подхода педагогам-предметникам прежде всего необходимо решить следующие методические задачи:
1. Дать чёткое теоретическое обоснование лингвистической, математической, физической, биологической, химической, правовой и психологической культуры.
2. Найти основные константы в каждой культуре и среди них общие для всех дисциплин. Строить методику преподавания, не исходя из тематической ориентации, а основываясь на основных константах культуры.
3. Выявить общность взаимодействия функциональных процессов и теоретических законов, происходящих в разных науках, и на их основе производить раскрытие основ своей преподаваемой дисциплины.
Новизна подхода состоит в попытке синтезировать межязыковые и междисциплинарные уровни, другими словами – преподавание осуществляется посредством нахождения параллелизмов и в системе языков, и, что особенно важно, в калькировании констант естественнонаучных и гуманитарных наук. Новизна предлагаемого подхода состоит не только в разработке теоретической научной базы, но и в основном принципе подачи материала – структурные блоки имеют не традиционную стратегию, а сконцентрированы вокруг метапредметных понятий, в совокупности составляющих систему научной картины мира.
Качество усвоения метапредметного подхода является дополнительным инструментарием выявления и развития талантливых детей. Участие в реализации данного подхода способствует также повышению профессионального уровня учителей, вовлечённых в метапредметную деятельность, поскольку предусматривает нетрадиционный подход к преподаванию некоторых аспектов своего предмета.
Список использованной литературы:
1. Абдулаева, П. З. Реализация междисциплинарной технологии в формировании информационной культуры юристов в процессе профессиональной подготовки [Текст]: дис… канд. пед. наук: 13.00.08 / П. З. Абдулаева. – Махачкала, 2005. – 164 с.
2. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания [Текст] / Б. Г. Ананьев. – Л.: ЛГУ, 1968.¬– 339 с.
3. Берулава, М. Н. Интеграция содержания образования [Текст] / М. Н. Берулава. – М.: Совершенство, 1998. – 192 с.
4. Виненко, В. Г. Построение содержания непрерывного образования педагога: системно-синергетический подход [Текст] / В. Г. Виненко. – Саратов: Изд-во Саратов. ун-та, 1999. – 244 с.
5. Дополнительность и целостность в современном образовании [Текст] / О. Н. Голубева, А. Д. Суханов // Alma mater (Вестник высшей школы). 1997. — №10. — С. 3 – 7.
6. Громыко, Ю. В. Мыследеятельностная педагогика: теоретико-практическое руководство по освоению высших образцов педагогического искусства [Текст] / Ю. В. Громыко. – Минск : Технопринт, 2000. – 376 с.
7. Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования [Текст] / В. В. Давыдов. – М. Педагогика, 1986. – 240 с.
8. Основы обучения. Дидактика и методика [Текст] : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. / В. В. Краевский, А. В. Хуторской. – М.: Академия, 2007. – 352 с.
9. Краевский, В. В., Хуторской А. В. Предметное и общепредметное в образовательных стандартах [Электронный ресурс]// Интернет-журнал «Эйдос». — 2003. — 4 февраля. http://www.eidos.ru/journal/2003/0402.htm.
10. Кузьмин, С. С. Идиоматический перевод с русского языка на английский (Теория и практика) : учебник / С. С. Кузьмин. – 3-е изд., испр. – М. : Флинта : Наука, 2006. – 312 с.
11. Максимова, В. Н. Межпредметные связи в процессе обучения [Текст] / В. Н. Максимова. – М.: Просвещение, 1988. –192 с.
12. Моносзон, Э. И. Основы педагогических знаний [Текст] / Э. И. Моносзон. – М.: Педагогика, 1986. – 200 с.
13. Новиков, Д. А. Статистические методы в педагогических исследованиях [Текст] / Д. А. Новиков. – М.: МЗ-Пресс, 2004. – 67 с.
14. Общая педагогика [Текст] : Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений: В 2ч. Ч. 1 / В. А. Сластёнин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. – М. : ВЛАДОС, 2003. – 288 с.
15. Студенников, И. В. О междисциплинарных исследованиях: к вопросу о содержании понятия [Текст] / И. В. Студенников // Записки исторического факультета. – Вып. 1. Одесса, 1995. – С. 46–66.
16. Хуторской, А. В. Общепредметное содержание образовательных стандартов / Материалы проекта «Стандарт общего образования». – М., 2002.
17. Хуторской, А.В. Современная дидактика [Текст] : учебное пособие. 2-е издание, переработанное / А.В. Хуторской. — М.: Высшая школа, 2007. — 639 с.
18. Новые образовательные стандарты. Метапредметный подход [Электронный ресурс] : Материалы пед. конф., Москва, 17 декабря 2010 г . / Центр дистанц. образования «Эйдос», Науч. шк. А. В. Хуторского ; под ред. А. В. Хуторского. — М.: ЦДО «Эйдос», 2010 // Интернет-магазин «Эйдос»: [сайт]. [2010]. URL: http://eidos.ru/shop/ebooks/220706/index.htm.
19. Рекомендуемый для включения в ФГОС ВПО перечень универсальных компетенций (по результатам экспертизы) [Электронный ресурс] : [сайт]. [2011]. URL: http://www.rc.edu.ru/rc/fgos_vpo/competenc.
Related Posts via Categories
