Конспект урока литературного чтения на тему «И.А.Крылов «Мартышка и очки» (3 класс).

Автор: Давыдова Галина Юрьевна, учитель начальных классов второй квалификационной категории ГБОУ СОШ №5 Образовательный Центр «Лидер» г.о. Кинель Самарской области.

О себе: Моя педагогическая деятельность началась в школе сразу после окончания училища в 1995 г. Педагогическое и жизненное кредо – любить ребёнка и принимать его таким, какой он есть. Люблю готовить.

Тип урока: изучение нового материала.
Цель:
• Познакомить учащихся с новой басней И.А.Крылова
«Мартышка и очки»
Задачи:
Образовательные:
• Помочь вспомнить басни, прочитанные ранее;
• Познакомить учащихся с новой басней И.А.Крылова
«Мартышка и очки»
• Дать представление о характерных признаках басни;
• Находить мораль в произведении;
Развивающие:
• Развивать навыки беглого, выразительного чтения;
• Развивать память внимание, речь учащихся;
• Формировать умение определять басню, как жанр литературы по характерным признакам;
• Обогащать словарный запас учащихся;
• Продолжить развитие мыслительных операций (классификация, обобщение, сравнение), воображения, памяти, фантазии;
Воспитательные:
• Воспитывать любовь к чтению;
• Воспитывать чувство коллективизма, товарищества, взаимовыручки;
Оборудование:
• Портрет И.А.Крылова;
• Иллюстрация к басне «Мартышка и очки»;
• Иллюстрация к «Сказке о царе Салтане».

Ход урока:

I.Организационный момент. (2 мин)
Психологический настрой

Ну – ка проверь дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ли на месте,
Всё ли в порядке –
Ручка, книжки и тетрадка?

Учитель просит детей сесть за столы.

Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь отметку «5».

II. Проверка домашнего задания. (5 мин)
— Что было задано на дом? (выучить наизусть отрывок из «Сказки о царе Салтане»).

1.Чтение отрывков наизусть.
— Можно ли «Сказку о царе Салтане» сравнить с народной? Почему?
— Что сказочного в произведении А.С.Пушкина?
— Что из того, о чём рассказано в сказке, могло происходить в действительности?

2.Работа с иллюстрациями к сказке.
— Сейчас я буду показывать вам иллюстрации к сказке, а вы должны будете вспомнить отрывок из сказки, который подходит к изображённому на ней моменту.
— Молодцы.

III. Постановка цели. Актуализация знаний. (5 мин)
Цели:
— продолжить развитие мыслительных операций (классификация, обобщение, сравнение), воображения, памяти, фантазии;
— помочь вспомнить басни, прочитанные ранее;
— На доске зашифрованы названия лтиературных жанров. Расшифруйте их и определите, с каким из них мы ещё не встречались в этом году?
(ЛИНАЫБ, КЗАСАК, ХОТИСВОРТЕЕНИ, АСНЯБ, ГАЗАДАК)
(Былина, сказка, стихотворение, басня, загадка)
— Чьи басни вы уже читали в прошлом году?

Постановка учебной задачи урока.
— Сегодня мы обратимся к жанру басни.
— Мы должны выяснить, какие характерные признаки есть у басни?
— Чем она отличается от рассказа, сказки, стихотворения?
— Отделите фамилию, имя и отчество одного писателя от другого.
ЛЕ-И-В-ВАН-НИ- АН- КО-ДРЕ-ЛА-Е-Е-ВИЧ-ВИЧ-КРЫ-ТОЛ-ЛОВ-СТОЙ (Лев Николаевич Толстой, Иван Андреевич Крылов)

— Какие басни Льва Николаевича Толстого вы помните? (ответы детей)
— Можете ли вы прочитать наизусть?
— Сегодня мы познакомимся ещё с одной басней И.А.Крылова
— А чтобы узнать о ком она, найдите лишнее животное в этой группе и объясните, по какому признаку вы его выделили:
Собака, кошка, мартышка, корова, овца, коза.
— Прочитайте что написано, только справа налево:
— Правильно, сегодня мы с вами познакомимся с басней И.А.Крылова «Мартышка и очки», а познакомиться с басней Крылова – значит стать умнее, узнать что – то новое, важное о себе и людях.
— Почему слова «Очки» и «Мартышка» написаны с большой буквы? (это герои басни).

IV. Изучение нового материала. (10 мин)
Цель:
— познакомить с биографией И.А.Крылова.
— Ребята, А.С.Пушкин очень любил басни И.А.Крылова и называл его «истинно народным поэтом».
— Посмотрите на портрет И.А.Крылова.
— Каким он вам представляется по характеру?
(добрый, умный и т. д.)
— Да, ребята, мы видим открытое лицо, добрые и проницательные глаза мудрого человека.
— Хочется ли вам узнать что – то новое о человеке, написавшем эти басни?

(Своё сообщение читает заранее подготовленный ученик)
— Родился И.А.Крылов в Москве 13 февраля 1768 года. Отец его был военным, а мать была неграмотной женщиной. Образованию будущего баснописца уделялось много внимания. Но уже в 10 лет И.А.Крылов остался без отца и пошёл работать в магистрат, переписывать бумаги. Ещё через 4 года семья Крыловых переезжает в Петербург. Иван Андреевич уже в это время начинает писать стихи, пьесы, но они не имели успеха. Трижды Крылов издавал свои собственные журналы в период с 1789 по 1793 год. Но они закрывались властями. Иван Андреевич становится домашним учителем детей князя Голицына и его личным секретарём. После Крылов работал в Публичной библиотеке в Петербурге, занимается литературной деятельностью. К нему приходит успех и признание, карьера его развивается успешно, он получает различные награды. В Публичной библиотеке Крылов проработал до 1844 года (До 73 лет!). Вышел в отставку, переехал жить на Васильевский остров. Умер И.А.Крылов 21 ноября 1844года, в зените славы, дожив до глубокой старости.

— Прежде чем познакомиться с новой басней, давайте вспомним, что же такое басня? Басня – небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются пороки и недостатки людей – хитрость, ложь, лесть, жадность, глупость и др. В баснях обычно действуют животные, в которых мы легко узнаём людей. Басня начинается или заканчивается моралью – выводом, поучением, где объясняется смысл басни.

— Чтобы текст басни нам был понятен, определим значение некоторых слов:
1.Словарно – лексическая работа.
2.Прогнозирование содержания.
— Можно ли по названию определить, о чём будет произведение?
— Посмотрите на иллюстрацию и скажите, что делает мартышка?
— Почему мартышка разбила все очки?
— Как вы думаете, какой будет мораль басни?
— Сформулируйте её своими словами.

V. Физкультминутка. (1 мин)
Рано утром на полянке
Так резвились обезьянки:
Левой ножкой: топ, топ!
Правой ножкой: топ, топ!
Руки вверх, вверх, вверх!
Кто поднимет выше всех?
Все присели, снова встали
Вы резвиться не устали?

VI. Знакомство с басней «Мартышка и Очки». (2 мин)
1.Чтение басни учителем.
— Понравилась ли вам басня?
— Что заставило вас улыбнуться?

VII . Закрепление изученного. (5 мин)
1.Чтение басни учениками.
— Смогли ли мы предугадать её содержание?
— Найдите в учебнике иллюстрацию, которая соответствует данному эпизоду басни.
— Почему именно этот эпизод изображён?
— Чем он важен?
— Похоже ли её поведение на поступки людей?

2.Выборочное чтение.
— Прочитайте мораль басни «Мартышка и Очки».
— Подтвердите примерами, что мораль этой басни важна и в наши дни.
-Прочитайте выразительно те строки, в которых рассказывается о примерке очков.
— Какие слова помогают нам понять, что Мартышка не знает, как использовать очки?
— Как вы понимаете выражение «тьфу пропасть»?
— Почему предложение «Тьфу пропасть!» восклицательное?
— Как бы вы прочитали это предложение: с радостью, огорчением, досадой?
— Как вы понимаете строки «О камень так хватила их, что только брызги засверкали»?
— Почему Мартышка решила, что люди её обманули?
— В чём комичность ситуации описанной в басне?
Выразительное чтение басни по ролям.

VIII. Итог урока. (2 мин)
— Кто такой И.А.Крылов?
— С какой басней познакомились?
— Кто главный герой басни?
— Каких ещё животных наделил И.А.Крылов человеческими качествами в своих баснях?

IX. Домашнее задание. (1 мин)
— Выучить басню наизусть.