Урок русского языка на тему «Изменение имён существительных по падежам» (4 класс).
Автор: Гатауллина Гульгена Равиловна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории МБОУ «Осиновская гимназия имени С. К. Гиматдинова Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан».
О себе: стаж работы – 20 лет, люблю читать современную литературу, вышивать крестиком, кататься на коньках.
Моё педагогическое кредо: Дарить детям радость труда, пробуждать в их сердцах чувство гордости и собственного достоинства.
Цель:
1. Ознакомление с изменением имён существительных по падежам;
2. Совершенствовать знания учащихся об имени существительном и
умение применять полученные знания в конкретной языковой
ситуации.
3. Развивать интерес к изучению русского языка;
Оборудование: интерактивная доска; карточки с заданиями; творческие работы учащихся.
Ход урока.
I. Ориентировочно – мотивационный этап (15 мин.).
1. Организация начала урока.
— Добрый день, ребята! Садитесь.
— Познакомимся с руководителями групп: 1 группа – Илшат, 2 группа – Фарида, 3 группа – Булат, 4 группа – Раис.
2. Проверка творческих заданий.
— Ребята, что было задано на дом?
— Упражнение 1, выписывать имена существительные;
— Придумать и рисовать ребусы с именами существительными;
— Написать рассказы на разные темы (Летние воспоминания. Наш класс. Мамочка моя. Первый снег.)
— Руководители групп, все выполнили домашние задания?
(Показывают)
— Молодцы. Покажите, пожалуйста, ваши ребусы.
— Альмира, тебе слово.
(Альмира выходит к доске и показывает ребусы, дети отгадывают).
— А кто хочет прочитать нам свой рассказ. Пожалуйста, Ильшат.
(2 – 3 ученика читают рассказы).
3. Выравнивание знаний.
— Ребята, давайте вспомним, что мы знаем об имени существительном?
(Ответы ребят появляются на интерактивной доске):
— это часть речи;
— обозначает предмет;
— отвечает на вопросы кто? что?
— бывает женского, мужского, среднего рода;
— изменяется по числам;
— бывают одушевлённые и неодушевлённые имена существительные;
— собственные и нарицательные им. сущ. Н – р: …
— имя существительное – древнейшая и важнейшая часть речи;
— имя существительное – самая представительная часть речи;
— Почему?
— При сочетании существительных с другими словами у них меняются окончания;
— отвечая на разные вопросы, сущ. принимают разные окончания.
— Молодцы.
4. Формулирование учебной задачи.
— Ребята, я вам раздам задания, а вы, внимательно прочитав текст, на месте пропусков допишите окончания.
— Открыли тетради, пишем сегодняшнее число.
(Отрывок из повести И. Василенко «Артёмка в цирке»)
Вот и площадь с цирк ___ посредине.
Едва стало темнеть, как Артёмка ходил уже вокруг цирк __ и заглядывал во все щели. Было рано, в цирк __ не пускали… Но когда стемнело, со всех сторон к цирк___ повалил народ.
Артёмку цирк __ привёл в восторг. Вскоре он стал в цирк __ своим человеком.
— Готовы? Проверяем. 1 группа: Вот и площадь с цирком посредине. С цирком – окончание – ом, так как вопрос — с чем?
Аналогично: цирка — чего?
в цирк – куда? (во что?)
к цирку – к чему?
цирк – что?
в цирке – где? (в чём?)
— Молодцы, очень быстро справились с заданием.
— Что же мы делали со словом «цирк» в данном тексте?
— (Добавляли разные окончания, меняли окончания и т. д.)
— Ребята, такое изменение имён существительных называется изменением по падежам.
— Это – тема сегодняшнего урока.
— В тетрадях пишем тему:
Изменение имён существительных по падежам.
II. Операционально – исполнительский этап – 25 мин.
1. Расчленение учебной задачи на частные задания.
1 задание.
— на странице 80 учебника дано определение. Прочитаем хором 1 – ю часть.
— А какое это такое изменение? (Изменение по вопросам).
— Прочитаем 2 – ю часть.
— Что вы узнали про падежи?
— Что теперь хочется узнать? (Название падежей, чем они отличаются друг от друга?)
2 задание.
— Ребята, я буду вам рассказывать грамматическую сказку про названия падежей, а вы будете находить в рамке на странице 75 этот падеж, хором проговаривать ещё раз название, вспомогательные слова и сами вопросы.
— Готовы?
— Он ещё не родился, а уже думали, какое ему дать имя, и решили назвать – Именительный. (Дети читают 1 – ю строчку хором).
Родился – стал Родительный. (Ученики читают 2 – ю строчку).
Пока он был малышом, ему всё давали, и он стал Дательным. (Чтение 3 – й строчки).
Но он был большим озорником, за всякие проделки его винили. И он стал Винительный. (4 – а строчка).
Потом он подрос, стал творить добрые дела и называться стал Творительный. (5 – я строчка).
Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили и назвали теперь Предложный. (6 – я строчка).
(На доске поэтапно появляются названия падежей, вспомогательные слова, падежные вопросы)
— Ребята, ещё раз хором повторите все падежи.
— Как вы думаете, почему у каждого падежа два падежных вопроса?
(К одушевлённым именам существительным можно поставить вопросы кто? кого? кому? кого? кем? о ком? К неодушевлённым – что? чего? чему? что? чем? о чём?)
— Устали? Встали все.
Ф / м
Покачайтесь, покружитесь,
Потянитесь, распрямитесь.
Приседайте, приседайте,
Пошагайте, пошагайте.
Встаньте на носок, на пятку.
Поскачите – ка вприсядку.
Встаньте прямо, улыбайтесь,
Быть хорошими старайтесь.
Садитесь.
3 задание.
— В тетрадях выполняем упр. 121 на странице 81.
— Фарида, прочитай задание.
— Ребята, перед вами – образец. Название падежей пишется как? (сокращённо).
— Илшат и Рустем работают на доске.
(Самостоятельная работа).
— Какая группа готова?
— 2 группа, вам слово.
III. Рефлексивно – оценочный этап – 5 мин.
1. — Ребята, как называется словоизменение имён существительных?
— Изменение по падежам.
— Какие падежи запомнили?
— (Называют)
— Изменение имён существительных по падежам – это словообразование или словоизменение? Объясните.
2. Домашнее задание записываем в дневниках:
а) упр. 120 на стр. 80. Дописать окончания к слову Слон.
б) написать 6 предложений на тему «Мой дом», девочкам с существительными именительного, родительного, дательного падежей, а мальчикам – винительного, творительного, предложного падежей.
— Ребята, наш урок подошёл к концу. Вы все хорошо работали. Спасибо вам большое.
Литература:
1. Бетенькова Н. М. Орфография, грамматика – в рифмовках занимательных: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1994.
2. Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Пронина А. В. Русский язык. Учебник для 4 – го класса. – М.: «Баласс», 2009.
3. Бунеева Е. В., Яковлева М. А. Русский язык. 4 – класс. Методические рекомендации для учителя. – М.: «Баласс», 2001.
4. Волина В. В. Весёлая грамматика. – М.: Знание, 1995.
5. Комиссарова Л. Ю. Дидактический материал (упражнения) к учебнику «Русский язык» для 4 – го класса (1 – 4) Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой, О. В. Прониной. Пособие для учащихся. – М.: «Баласс».