Личность педагога глазами подростка.
Автор: Стоякина Руслана Владимировна, педагог-психолог I квалификационной категории, МАОУ СОШ №1 им.Ф.Я.Фалалеева, п.Монино, Щелковского района, Московской области.
О себе: работаю психологом более 10 лет, работа доставляет много эмоций. Благодарность клиентов, признание коллег – лучшее ради чего стоит оставаться в системе образования. Самое удивительное в моей работе – возможность увидеть лучшее в каждом ребенке и научить в это верить всех. Увлекаюсь спортом, пропагандирую здоровый образ жизни.
Настало время, когда во всей системе образования пошел процесс переориентации на человека, на ребенка, на ученика. Школа медленно, но всерьез начинает поворачиваться к личности ученика. Вот почему стремление понять его личность, изучить его отношение к школе, постичь его чувства и настроения – есть сознательно взятая установка на общение с ним как с равным, имеющим право на собственное мнение. Систематическое изучение отношения учеников к школе, стимулирует профессиональный рост учителя, помогает изменить стиль общения.
Выявить отношения ученика к школе (учителям) чрезвычайно сложно, но обучение сегодня без учета характера этих взаимоотношений неэффективно.
Итак, посмотреть на школу глазами ученика. Среди учащихся 8-10 классов МАОУ СОШ №1 им.Ф.Я.Фалалеева п.Монино, Щелковского района, Московской области было проведено анкетирование «Настоящий учитель». Учащимся был предложен список наиболее важных характеристик «настоящего учителя». В представленном списке необходимо было выбрать пять черт, лучше всего отражающих «хорошего учителя».
1. Личное обаяние, внимательное и искреннее отношение к окружающим.
2. Использует интересную информацию на и вне урока.
3. Проявляет собственную (оригинальную) точку зрения, понимание предмета.
4. Стремится поддерживать любую инициативу, совместную творческую деятельность в процессе урока.
5. Предъявляет единые требования ко всем учащимся на разных этапах работы.
6. Склонен к юмору, доброй шутке.
7. Умеет заметить и поддержать любой успех ученика.
8. Проявляет тактичность, корректность по отношению к другим.
9. Терпелив и терпим.
10. Умеет уважать чужое мнение.
11. Способен понимать и чувствовать другого человека.
12. Признает свои ошибки.
13. Имеет значимые для учащихся умения и интересы.
14. Поддерживает дисциплину.
15. Знает свой предмет и умеет сделать его доступным.
16. Объективно оценивает знания учеников.
Результаты анкетирования учащихся:
Приняли участие 8-10 кл — 220 уч.:
8-ые кл – 84 ч.
9-ые кл. – 72 ч.
10-ые кл. – 64 ч.
В параллели 8-х классов наиболее важными характеристиками «настоящего учителя» являются:
1. Склонен к юмору, доброй шутке – 50 уч. – 60%
2. Умеет заметить и поддержать любой успех ученика – 46уч. – 55%
3. Проявляет собственную (оригинальную) точку зрения, понимание предмета – 41 уч. – 49%.
4. Знает свой предмет и умеет сделать его доступным – 34 уч – 41%.
5. Умеет уважать чужое мнение – 33 уч. – 39%.
В параллели 9-х классов наиболее важными характеристиками «настоящего» учителя» являются:
1. Склонен к юмору, доброй шутке – 67 уч. – 93%.
2. Знает свой предмет и умеет сделать его доступным – 40 уч. – 56%.
3. Умеет заметить и поддержать любой успех ученика – 39 уч. – 54%
4. Умеет уважать чужое мнение – 34 уч. – 47 %.
5. Предъявляет единые требования ко всем учащимся на разных этапах работы – 32 уч. – 44%.
И в параллели 10 -х классов наиболее важными характеристиками «настоящего» учителя» являются следующие характеристики:
1. Склонен к юмору, доброй шутке – 35 уч. – 55%.
2. Предъявляет единые требования ко всем учащимся на разных этапах работы – 27уч. – 42%.
3. Знает свой предмет и умеет сделать его доступным – 26 уч. – 41%.
4. Умеет заметить и поддержать любой успех ученика – 25 уч. – 40%.
5. Умеет уважать чужое мнение – 24 уч. – 39%.
Как мы видим, ранжирование ответов учеников примерно одинаковое, но ответы наших детей показывают их требования к личности педагога. Ведь не секрет, что в подростковом возрасте большое значение в обучении учащихся играет личность педагога. И порой отношение учеников к тому или иному предмету зависит от их сотрудничества с учителем, взаимопонимания друг с другом. Результаты анкет показывают, что дети по достоинству умеют ценить доброе, умное. Они доверяют тому, кто справедлив, порядочен, обладает чувством юмора.
В итоге, наиболее значимыми характеристиками «настоящего учителя» учащиеся отмечают:
1. Склонен к юмору, доброй шутке – 69%.
2. Умеет заметить и поддержать любой успех ученика – 50%
3. Знает свой предмет и умеет сделать его доступным – 45%
4. Умеет уважать чужое мнение – 41%.
5. Предъявляет единые требования ко всем учащимся на разных этапах работы -27 %.
Анкетные данные показывают, что ученики в учителе ценят не только глубокие познания в своем предмете, но в первую очередь личностные, человеческие качества. От учителя зависит создание благоприятной атмосферы на уроке, на котором все уважают друг друга, а взаимное уважение предполагает и взаимную вежливость, ведь там, где царит атмосфера доверия, уважения, сотрудничеств, там и результат будет выше.
Related Posts via Categories
