Проверьте сами.

Автор: Толмачева Ольга Геннадьевна, воспитатель МБОУ г. Астрахани «СОШ № 22».

О себе: Стаж работы — 23 года. Увлекаюсь поделками из гофрированной бумаги, бисером, макроме. Люблю читать.

Оценить развитие будущего первоклассника можно самим или проконсультироваться у детского психолога. Специальные тесты для диагностики готовности к школе сейчас вполне доступны, продаются во многих книжных магазинах. Но одна отдельно взятая методика не позволяет полностью оценить все стороны развития ребенка. И все же такая проверка покажет, над чем стоит еще поработать до 1 сентября.

В нашей группе тоже существуют тесты для диагностики готовности детей к школе. Хочу познакомить с некоторыми из них. Все тесты проводятся в игровой форме и только индивидуально.

«Кубики».
(Можно использовать пирамидки, ведерки, матрешки).

1. Ты любишь играть? А шалить? Можно мне пошалить? (взрослый разбрасывает кубики на полу).

2. Помоги мне, пожалуйста, поднять кубики, дай самый большой кубик, самый маленький. А теперь большой красный… Маленький желтый и т.д.

3.Давай посчитает, сколько всего кубиков? (от 1 до 9)

4. А сможешь посчитать в обратную сторону? (от 9 до 1)

5.Каких кубиков больше? (4 больших кубика, 5 маленьких)

6.Попробуй собрать и сложить кубики вместе.

Оценивается и обращается внимание на:
1.контактность, сила социальных запретов;
2.восприятие величины, цвета, по одному признаку и по двум признакам;
3.навык прямого счета;
4.навык обратного счета;
5. понятие числа;
6.мышление (пробы и ошибки — наглядно-действенное мышление; внутренне представление — наглядно-образное мышление);

«Чудесные окошки».
Используется 12 прямоугольных цветных карточек (основные цвета и их оттенки); 5 карточек различной формы (круг, овал, прямоугольник, квадрат, треугольник).

1. Один волшебник построил дворец с «чудесными окошками». Чтобы найти свое окошко, надо знать цвета и формы. Давай рассмотрим эти окошки и попробуем назвать цвет и форму. (Карточки раскладываются на столе и ребенок называет каждое окошко).

2. А теперь выбери свое «окошко», которое тебе больше всего нравится по цвету, по форме.

Оценивается и обращается внимание на:
1.восприятие цвета, формы;
2.эмоциональные предпочтения.

«Семена».
Используются карточки с изображением фруктов, овощей, ягод (цветов) всего 9 карточек.

1. Продавец семян разложил пакетики на три группы, но подул сильный ветер и пакетики с семенами перемешались. Помоги продавцу разложить пакетики. (Ребенок раскладывает пакетики и называет семена.)

2. Один пакетик у продавца забрал покупатель. (Ребенок закрывает глаза, а взрослый убирает одну карточку.) Что купили у продавца. Чего не стало? Где лежал этот пакетик?

Оценивается и обращается внимание на:
1. Способность ребенка классифицировать, используя логические операции (анализ, синтез);
2.развитие зрительного внимания и памяти.

«Попугайчик».

1. В одной жаркой стране жил волшебный попугайчик, который умел повторять все звуки. Попробуй повторить за мной все непонятные звуки, как это делал попугайчик:
то-ца (ребенок повторяет);
то-ца-му (ребенок повторяет);
то-ца-му-дэ (ребенок повторяет);
то-ца-му-дэ-ни (ребенок повторяет);
то-ца-му-дэ-ни-зу (ребенок повторяет);
то-ца-му-дэ-ни-зу-па (ребенок повторяет);
то-ца-му-дэ-ни-зу-па-ки (ребенок повторяет);
то-ца-му-дэ-ни-зу-па-ки-ча (ребенок повторяет);

2. Попугайчик научился не только повторять звуки, но даже запоминать слова. Попробуй запомнить как можно больше слов. (Взрослый называет 10 слов: стол, мыло, человек, вилка, книга, пальто, топор, стул, тетрадь, молоко.)

Оценивается и обращается внимание на:
1.развитие кратковременной слуховой памяти (эхо-памяти), слухового внимания, фонематического слуха (хороший результат — более пяти слогов);
2.объем слуховой памяти (словесной памяти), слуховое внимание (хороший результат — воспроизведение пяти слов с первой попытки).

«Волшебные картинки».
Используются:
а) три картинки: 1-я разрезана на две части; 2-я — на четыре части; 3-я на шесть частей;
б) серия сюжетных рисунков (3-4 картинки)

1. В этих конвертах у меня лежат волшебные картинки. Дети пытаются их сложить, а они опять ломаются. Попробуй сложить картинку. (Взрослый предлагает сначала простой уровень — 2 части, затем средний — 4 части, последний — сложный — 6 частей. После того, как ребенок сложит картинку, предлагается придумать рассказ или рассказать, что на ней изображено.)

2. А другие картинки не ломаются, зато они все время путаются. Какая картинка должна быть первой, второй…? Разложи их по порядку и придумай рассказ.

Оценивается и обращается внимание на:
1. Целостность восприятия образа; наглядно-образное мышление, умение рассказывать по одной картинке;
2.Развитие логического мышления, умение рассказывать по серии сюжетных картинок, связанность речи.

«Зайчик».
Используется простой карандаш средней твердости, лист бумаги, на котором изображены зайчик и его домик. Между зайчиком и домиком нарисована узкая извилистая дорожка.

1. Помоги зайчику дойти до его дома. Карандашом нарисуй ему путь посередине дорожки. Постарайся не отрывать карандаш от листа бумаги.

Оценивается и обращается внимание на:
1. Развитие мелкой моторики руки (нажим, плавность линий, равномерность)

Список использованной литературы:
1.Ильина М.В. Развитие невербального воображения. М., 2004.
2.Ильина М.В. Развитие вербального воображения. М., 2005.
3.Парамонова Л.Г.Развитие словарного запаса у детей, СПб, 2007.
4.Останкова Ю.В. Система коррекционно-развивающих занятий по
подготовке детей школе. Волгоград, 2008.

date6 августа, 2012