Программа факультативного курса «Планета нравственности» для 6 класса.

Автор: Крылова Ольга Павловна, педагог-психолог МБОУ «СОШ №25» г. Абакана.

Мое кредо: Всё видеть, всё понять, всё знать, всё пережить,
Все формы, все цвета вобрать в себя глазами,
Пройти по всей земле горящими ступнями,
Всё воспринять и снова воплотить.

Пояснительная записка.
Авторская программа факультативного курса «Планета нравственности» направлена на развитие нравственной культуры подростков.
Воспитание нравственности в современной школе необходимо для формирования культуры школьников. В ней определено содержание знаний, представлений и понятий об отношениях между людьми. Программа нравственного образования является основой, на которой строится процесс целенаправленного, последовательного формирования опыта нравственного поведения учащихся.Рассматриваетсяразвитие нравственных чувств и этического сознания. Подростки анализируют понятия нравственный выбор, справедливость, милосердие, честь, достоинство, уважение и т.д.
Одна из важных особенностей программы в том, что факультатив позволяют развивать самосознание подростков, а также помогает раскрыть их творческие способности. На занятиях подростки должны усвоить нравственных нормы, правилачто поможет сформировать культуру нравственного поведения подростков.
Цель программы: содействие нравственному развитию личности подростка.
Задачи программы:
— активизировать просветительскую деятельность, ознакомить с информацией по нравственному образованию;
— учить различать добро и зло, любить добро, быть в состоянии творить добро;
— учить пресекать безнравственные проявления в стремлениях и действиях школьников;
— формировать культуру нравственного поведения;
— вооружить учащихся осознанными знаниями и представлениями о моральных нормах, традиционно действующих в нашем обществе;
— познакомить учащихся с многообразием поступков, совершаемых взрослыми и детьми, что позволяет увидеть и осознать их проявления;
Программа рассчитана на один год. Проводятся занятия в 6-х классах 1 раз в неделю.

Содержание программы

№ урока

Тема

Программное содержание

Раздел 1.  Система ценностей. Выбор ценностей.

1. Введение. Цель и задачи курса. Понятие нравственности. Обозначить нормы поведения и взаимоотношений друг с другом. Формирование интереса у учащихся к групповой работе, групповой сплоченности.
2. Понятие нравственности в притчах разных народов. Чтение и анализ нравственного воспитания которое прослеживается в притчах разных народов.
3. Понятие счастья. Чтение сказок разных народов где прослеживается понятие счастья. Разработка коллективной брошюры для подростков с ознакомлением с понятием счастья.
4. Система ценностей. Выбор ценностей. Познакомить с понятием ценности. Составление кроссворда «Нравственные качества»
5. Человек как ценность. Анализ деятельности человека в мире ценностей. Разыгрывание ситуаций.
6.

Семья как ценность.

Создание проекта «Дом счастливой семьи». Подростки проектируют свою будущую семью.

Раздел 2. Структура нравственного самосознания личности.

7. Эмпатия. Упражнения на развитие эмпатических качеств, развитие эмпатического переживания
8. Понятие дружбы. Обсуждение ситуаций где необходимо отличить настоящую дружбу от приятельских отношений. Вспомнить песни, стихи, поговорки о дружбе. Объявить о конкурсе лучшего рисунка о дружбе.
9. Мир вокруг нас. Проигрывание ситуаций где люди проявляют добрые поступки по отношению к друг другу.
10. Истинная красота человека. Рассуждение с подростками о том, что красота человека не зависит от его внешних данных, необходимо ценить людей за их внутренний мир и поступки.
11. Способность радоваться. Привитие учащимся способности радоваться. Создание стенда со всевозможными статьями и фотографиями где подростки способны радоваться.
12. Толерантность. Познакомить с понятием толерантность, вспомнить примеры толерантного поведения людей в разных жизненных ситуациях.
13. «Мы разные, но мы вместе». Воспитание высоконравственной, ответственной, творческой, толерантной личности. Осознание ценности и неповторимости собственной личности и личности других людей.
14. Когда гордость украшает. Рассуждение о том, нужна ли человеку гордость и как она влияет на человека. Примеров «благородной гордости», «трудолюбивой гордости», «гордости знания».
15. Сила слова. Разобрать ситуации, а также рассказы, когда слово может сыграть не только положительную, но и отрицательную роль для человека.
16. «Добро. Зло. Терпимость». Разделить в представлении учащихся понятия «добро», «зло», «терпимость»; убедить в необходимости добра и отсутствии зла.Анализ рассказа «Юноша и морские звёзды». Проигрывание ситуации доброго и злого поведения.
17. «Как слово наше отзовётся». Анализ ситуаций, где слово сыграло роковую роль в жизни человека.

Раздел 3. Человек в мире нравственных ценностей.

18. Мир и согласие. Сочинение-рассуждение о важности мира и согласия для человека.
19. «Настоящая щедрость». Анализ понятия «щедрость». Сочинение на тему: «Семя щедрости».
20. Учимся прекрасному. Привитие красоты учащимся не только внешней, но и внутренней. Обучить необходимостью ценить людей за их поступки.
21. Здоровый образ жизни — основа нравственности в обществе.

 

Разбор понятия здорового образа жизни и его связи с нравственным и безнравственным поведением человека.
22. «Мы живём среди людей». Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, развивать умение вести себя в соответствии с правилами этикета.
23.

«Во имя ближнего».

Творческое задание для учащихся: выписать необходимые качества человека, чтобы любить своих ближних. Вспомнить рассказы, сказки, истории, где бы прослеживалась любовь к ближнему.
24.

«Подадим друг другу руки».

Привитие учащимся эмпатии, толерантности по отношению к другим людям. Проиграть ситуации, где необходимо подать друг другу руки.
25.

«Мы живем, чтобы оставить след…»

 

Выявление последствий недостойного поведения.Определение качеств недостойного человека.Определение понятия «порядочность».Выявление в себе способности совершения нравственного или безнравственного поступка.
26.

«Стать человеком — большая проблема»

Задуматься о цели своего существования, понять, что цель жизни настоящего человека– украшать землю полезными и добрыми делами.
27.

«Этика есть живое отношение к жизни».

 

Познакомить обучающихся с понятием «этика».

Формирование у обучающихся умения сознательно делать выбор и принимать обоснованные решения.

28. «Стыд, вина, извинения». Знакомство с понятиями «стыд», «вина», «великодушие», обсуждение вариантов извинений, формирование умения аргументировать свою точку зрения, развитие эмпатии.
29. Креативным быть здорово! Диагностика креативности учащихся. Создание креативного проекта о нравственности.
30. Значение имиджа для человека. Воспитание чувства прекрасного к созданию собственного имиджа, имиджа будущей профессии и имиджа будущей компании.