Программа факультативного курса «Планета нравственности» для 6 класса.
Автор: Крылова Ольга Павловна, педагог-психолог МБОУ «СОШ №25» г. Абакана.
Мое кредо: Всё видеть, всё понять, всё знать, всё пережить,
Все формы, все цвета вобрать в себя глазами,
Пройти по всей земле горящими ступнями,
Всё воспринять и снова воплотить.
Пояснительная записка.
Авторская программа факультативного курса «Планета нравственности» направлена на развитие нравственной культуры подростков.
Воспитание нравственности в современной школе необходимо для формирования культуры школьников. В ней определено содержание знаний, представлений и понятий об отношениях между людьми. Программа нравственного образования является основой, на которой строится процесс целенаправленного, последовательного формирования опыта нравственного поведения учащихся.Рассматриваетсяразвитие нравственных чувств и этического сознания. Подростки анализируют понятия нравственный выбор, справедливость, милосердие, честь, достоинство, уважение и т.д.
Одна из важных особенностей программы в том, что факультатив позволяют развивать самосознание подростков, а также помогает раскрыть их творческие способности. На занятиях подростки должны усвоить нравственных нормы, правилачто поможет сформировать культуру нравственного поведения подростков.
Цель программы: содействие нравственному развитию личности подростка.
Задачи программы:
— активизировать просветительскую деятельность, ознакомить с информацией по нравственному образованию;
— учить различать добро и зло, любить добро, быть в состоянии творить добро;
— учить пресекать безнравственные проявления в стремлениях и действиях школьников;
— формировать культуру нравственного поведения;
— вооружить учащихся осознанными знаниями и представлениями о моральных нормах, традиционно действующих в нашем обществе;
— познакомить учащихся с многообразием поступков, совершаемых взрослыми и детьми, что позволяет увидеть и осознать их проявления;
Программа рассчитана на один год. Проводятся занятия в 6-х классах 1 раз в неделю.
Содержание программы
№ урока |
Тема |
Программное содержание |
Раздел 1. Система ценностей. Выбор ценностей. |
||
1. | Введение. Цель и задачи курса. Понятие нравственности. | Обозначить нормы поведения и взаимоотношений друг с другом. Формирование интереса у учащихся к групповой работе, групповой сплоченности. |
2. | Понятие нравственности в притчах разных народов. | Чтение и анализ нравственного воспитания которое прослеживается в притчах разных народов. |
3. | Понятие счастья. | Чтение сказок разных народов где прослеживается понятие счастья. Разработка коллективной брошюры для подростков с ознакомлением с понятием счастья. |
4. | Система ценностей. Выбор ценностей. | Познакомить с понятием ценности. Составление кроссворда «Нравственные качества» |
5. | Человек как ценность. | Анализ деятельности человека в мире ценностей. Разыгрывание ситуаций. |
6. |
Семья как ценность. |
Создание проекта «Дом счастливой семьи». Подростки проектируют свою будущую семью. |
Раздел 2. Структура нравственного самосознания личности. |
||
7. | Эмпатия. | Упражнения на развитие эмпатических качеств, развитие эмпатического переживания |
8. | Понятие дружбы. | Обсуждение ситуаций где необходимо отличить настоящую дружбу от приятельских отношений. Вспомнить песни, стихи, поговорки о дружбе. Объявить о конкурсе лучшего рисунка о дружбе. |
9. | Мир вокруг нас. | Проигрывание ситуаций где люди проявляют добрые поступки по отношению к друг другу. |
10. | Истинная красота человека. | Рассуждение с подростками о том, что красота человека не зависит от его внешних данных, необходимо ценить людей за их внутренний мир и поступки. |
11. | Способность радоваться. | Привитие учащимся способности радоваться. Создание стенда со всевозможными статьями и фотографиями где подростки способны радоваться. |
12. | Толерантность. | Познакомить с понятием толерантность, вспомнить примеры толерантного поведения людей в разных жизненных ситуациях. |
13. | «Мы разные, но мы вместе». | Воспитание высоконравственной, ответственной, творческой, толерантной личности. Осознание ценности и неповторимости собственной личности и личности других людей. |
14. | Когда гордость украшает. | Рассуждение о том, нужна ли человеку гордость и как она влияет на человека. Примеров «благородной гордости», «трудолюбивой гордости», «гордости знания». |
15. | Сила слова. | Разобрать ситуации, а также рассказы, когда слово может сыграть не только положительную, но и отрицательную роль для человека. |
16. | «Добро. Зло. Терпимость». | Разделить в представлении учащихся понятия «добро», «зло», «терпимость»; убедить в необходимости добра и отсутствии зла.Анализ рассказа «Юноша и морские звёзды». Проигрывание ситуации доброго и злого поведения. |
17. | «Как слово наше отзовётся». | Анализ ситуаций, где слово сыграло роковую роль в жизни человека. |
Раздел 3. Человек в мире нравственных ценностей. |
||
18. | Мир и согласие. | Сочинение-рассуждение о важности мира и согласия для человека. |
19. | «Настоящая щедрость». | Анализ понятия «щедрость». Сочинение на тему: «Семя щедрости». |
20. | Учимся прекрасному. | Привитие красоты учащимся не только внешней, но и внутренней. Обучить необходимостью ценить людей за их поступки. |
21. | Здоровый образ жизни — основа нравственности в обществе.
|
Разбор понятия здорового образа жизни и его связи с нравственным и безнравственным поведением человека. |
22. | «Мы живём среди людей». | Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, развивать умение вести себя в соответствии с правилами этикета. |
23. |
«Во имя ближнего». |
Творческое задание для учащихся: выписать необходимые качества человека, чтобы любить своих ближних. Вспомнить рассказы, сказки, истории, где бы прослеживалась любовь к ближнему. |
24. |
«Подадим друг другу руки». |
Привитие учащимся эмпатии, толерантности по отношению к другим людям. Проиграть ситуации, где необходимо подать друг другу руки. |
25. |
«Мы живем, чтобы оставить след…»
|
Выявление последствий недостойного поведения.Определение качеств недостойного человека.Определение понятия «порядочность».Выявление в себе способности совершения нравственного или безнравственного поступка. |
26. |
«Стать человеком — большая проблема» |
Задуматься о цели своего существования, понять, что цель жизни настоящего человека– украшать землю полезными и добрыми делами. |
27. |
«Этика есть живое отношение к жизни».
|
Познакомить обучающихся с понятием «этика».
Формирование у обучающихся умения сознательно делать выбор и принимать обоснованные решения. |
28. | «Стыд, вина, извинения». | Знакомство с понятиями «стыд», «вина», «великодушие», обсуждение вариантов извинений, формирование умения аргументировать свою точку зрения, развитие эмпатии. |
29. | Креативным быть здорово! | Диагностика креативности учащихся. Создание креативного проекта о нравственности. |
30. | Значение имиджа для человека. | Воспитание чувства прекрасного к созданию собственного имиджа, имиджа будущей профессии и имиджа будущей компании. |