Способы профессионального выживания учителя в условиях модернизации образования.
Автор: Чернышев Эдуард Николаевич,учитель математики МБОУ СОШ № 3 г.Красный Сулин Ростовская область. Победитель ПНПО-2007г.
О себе: Мое профессиональное кредо: «Я пришел в школу для того, чтобы математическое образование школьника стало образованием личности с помощью математики». Сфера научных интересов: авторская методическая система учителя. Хобби: историческая литература.
Образ современного учителя характеризуется через параметры свободной и активной личности гражданина. От степени свободы, реализованной в различных формах активности зависит качество «профессиональной жизни» учителя. «Эффективность современной жизнедеятельности будет зависеть теперь от того, в какой мере индивид:
• способен не к одному конкретному виду деятельности, а к различным;
• способен понимать принципы функционирования не одной социальной области, а различных;
• способен принимать участие в деятельности различных социальных общностей, но уже с существующими в них правилами и, в конечном счете, влиять на развитие этих общностей;
• способен координировать различные типы своей деятельности и свое «я» одновременно в различных социальных общностях.» [5. С. 277]
Многообразие общностей является важнейшей внешней угрозой профессиональному становлению и развитию учителя как личности и носителя ценностей определенной субкультуры, определяемыми нами как «профессиональная жизнь» педагога.
Внутренними по отношению к учителю являются угрозы, создаваемые самой профессиональной деятельностью педагога.
Не всякий начинающий учитель может противостоять этим угрозам, «профессионально выжить» и выйти на уровень профессионального мастерства.
В настоящей статье мы акцентируем внимание на способах преодоления угроз профессиональной жизни учителя, т.е. на способах «профессионального выживания» педагога.
ПОДДЕРЖКА МЕТОДИЧЕСКОЙ ОБУЧАЕМОСТИ.
Современное образование требует от учителя быть настроенным на интенсивность
• методов межличностной коммуникации;
• методов обучения и воспитания;
• методов профессионального саморазвития;
• методов личностного развития;
• методов рефлексии и регуляции.
В педагогической психологии человек, получающий знания в некоторой предметной области, называется обучающимся. Учитель учится педагогическому мастерству на протяжении всей профессиональной карьеры, т.е. является обучающимся; тогда обучаемость (методическая обучаемость) учителя выступает показателем способности учителя к профессиональному развитию. Методическая обучаемость учителя может трактоваться как потенциальная возможность педагога к овладению новыми компетенциями, носящими как профессиональный, так и личностный характер.
Разработанные нами показатели методической обучаемости согласуются с разработанными А.К.Марковой общими психологическими подходами к оценке труда учителя [3]. Это следующие показатели:
• активность ориентировки в условиях изменения содержания и требований к профессиональной деятельности;
• инициатива в самостоятельном выборе необязательных решений по вопросам профессиональной деятельности;
• интеллектуально-познавательная инициативность;
• настойчивость в овладении новыми уровнями профессиональной деятельности;
• устойчивость к факторам, негативно влияющим на профессиональную деятельность;
• готовность воспринимать информацию и соучастие других людей.
Тонкости развития методической обучаемости определяются не только самими способами работы, но и связанными с ними профессиональными умениями педагога. Такие тонкости нам видятся в следующем:
1. Умение быстро ориентироваться в быстро меняющейся обстановке образовательного процесса; в зависимости от конкретных задач, условий и ресурсов побуждать участников к совместной выработке правил, т.е. умение проявлять гибкость.
2. Терпеливое выслушивание, заинтересованное внимание, стремление познать другие точки зрения, т.е. умение проявлять интерес.
3. Умение свободно выражать свое мнение, не подавляя при этом окружающих; интегрировать различные способы решения проблем, т.е. умение действовать глобально.
4. Спокойное восприятие чужих ошибок в фактах, логике рассуждений и др., т.е. умение проявлять терпимость.
5. Умение видеть за неявной формой собственно живую работу мысли, поддерживать ее, т.е. умение творческой активности.
6. Умение видеть положительные стороны личности другого человека, безоценочное восприятие его ценностей, т.е. умение быть сотрудником.
Способ 1. Развивайте в себе способность к методической обучаемости.
АНТИМИФОЛОГЕМНОСТЬ.
Значительным фактором профессиональной деятельности учителя является его мифологемность.
На инновационные поиски равно как и на наглядные эмпирические выводы в современной педагогике возлагают такие большие надежды, что это позволило назвать их «суевериями, некоей педагогической алхимией, обещающей, что вот-вот все превратится в золото или драгоценные камни» Чапаев Н.К. объясняет мифологемность профессиональной деятельности учителя ее отрывом от органичного слоя культуры [7] . В качестве таких антикультурных мифологем мы предлагаем рассматривать следующее:
• миф об абсолютной силе профессионального знания;
• миф об абсолютной новизне педагогических новаций;
• миф о том, что всякая новация хороша, а традиционное – плохо;
• миф о том, что новации глобальны и воспроизводимы;
• миф о том, что качество образования и качество обученности идентичны;
• миф о том, что учитель может заимствовать и воспроизводить чужой опыт;
• миф о возможности использования образовательных технологий;
• миф о том, что влияния образовательной среды на качество образования минимально.
Педагогические мифологемы можно определить как деструктивные представления о педагогической реальности, обусловленные неадекватностью компонентов профессиональной деятельности учителя.
В работах Ю.С.Тюнникова и М.А.Мазченко указывается, что «источником, генератором педагогических мифологем может быть как общественное педагогическое сознание, так и индивидуальное сознание» [6. C.200-208]. В связи с этим для «профессионального выживания» учителю крайне важно:
1. Избегать слепого следования заранее заданным установкам, убеждениям, образцам деятельности и т.п.
2. Научиться моделировать информацию и процессы (в форме знаковых моделей), выделять причинно-следственные связи, существенные и несущественные факторы…
3. Систематически исследовать и сопоставлять равноизмеримые, но разнообразные показатели того или иного процесса, выдвигать и доказывать гипотезы.
Способ 2. Анализируйте свою деятельность, избегая мифов и неоправданных надежд.
ИНИЦИИРОВАНИЕ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЕЙ.
Предпосылкой развития личности является достаточно широкая зона неопределенности, выбора индивидуальной системы действий, целей и задач, благодаря которым и достигается эффективность любой деятельности.
Источниками зоны неопределенности являются:
• объективная логика решаемых задач;
• мотивы и отношения личности;
• требования субкультур.
Выход из зоны неопределенности обуславливается системным подходом к организации деятельности. В.И.Зверева отмечает, что черезвычайно важным фактором формирования любой деятельности является «… определение состава системы, т.е. выбор совокупности ее компонентов; раскрытие функциональных свойств каждого компонента системы и определение на этой основе их достаточного и необходимого количества; поиск рациональных форм и способов взаимосвязи и взаимодействия компонентов системы, определение роли и места каждого компонента системы внутри целого; определение целостности системы; создание материальной основы функционирования системы» [1. C.27-28] .
С точки зрения структурно-деятельностного подхода выход из зоны неопределенности обусловлен самоорганизацией учителя при решении следующих проблем: 1)постановка педагогических целей и задач; 2)отбор и применение педагогических средств; 3) анализ и оценка педагогических действий учителя. [4. С. 15].
Формируя состав компонентов своей деятельности, учителю следует выделить существенные компоненты, реализация которых первична. В частности, следует установить иерархию следующих профессиональных задач:
• определение «рабочих» целей по предмету в данном учебном году и в данном классе;
• сопоставительный анализ качеств профессиональной деятельности;
• участие в педагогическом общении, направленном на поиск оптимальных методов обучения и воспитания;
• разработка и апробация дидактического инструментария;
• коррекция профессиональной деятельности с учетом результатов педагогического мониторинга;
• согласование параметров образовательного процесса с другими участниками образовательного процесса;
• анализ и распространение собственного педагогического опыта;
• поиск и применение эффективных средств реализации эффективных средств дифференциации и индивидуализации;
• организация коррекционной и творческой деятельности обучающихся, их участия в конкурсах…
Способ 3. Целенаправленно создавайте зоны неопределенности.
ПОКАЗАТЕЛИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫЖИВАНИЯ.
Несомненно, что «профессиональное выживание» учителя является результатом совершенствования конструктивного, организационного, коммуникативного и гностического компонентов (исходя из четырехкомпонентной структуры личности, определенной Н.В.Кузьминой). [2. С. 19]
1. Учитель меняет свое личное отношение к профессиональной деятельности на более оптимистичное.
2. Учитель более целостно и все более прагматично воспринимает себя и свои чувства.
3. Учитель все более автономизируется в образовательной среде и все более идентифицирует себя как носителя современной профессиональной и личностной культуры.
4. Учитель стремится к конкуренции и к кооперации.
5. В профессиональном развитии учитель генерирует все новые и новые деятельности, т.е. порождает новые смыслы и ценности.
Инвариантом профессиональной деятельности вследствие достижения этих показателей все более становятся проблемы десиминации профессиональных и внепрофессиональных личностных качеств, которые решаются средствами самоорганизации, самоактуализации и саморазвития.
На эмпирическом уровне о «профессиональном выживании» предлагаем судить по его навыкам проектирования образовательного процесса; по умению осознавать, формулировать и творчески решать педагогические задачи; по способности к самоанализу и рефлексии.
Литература:
1. Зверева В.И. Организационно-педагогическая деятельность руководителя школы. М.:Новая школа, 1992.
2. Кузьмина Н.В.Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М.:Высшая школа,1990.
3. Маркова А.К. Психология труда учителя.М.,1977.
4. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал.М.:Дело, 1994.
5. Рубцов В.В. Основы социально-генетической психологии.М.-Воронеж, 1996.
6. Тюников Ю.С., Мазченко М.А. Ситуативный анализ педагогических мифологем//Школьные технологии.2002.№5.
7. Чапаев Н.К. Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграции. Дис. на соискание уч. ст. д.п.н Екатеринбург, 1998.
Related Posts via Categories
