Школа гуманитарного проектирования для учащихся и педагогов, или Чему и как мы учимся в Школе майевтики.

Автор: Володина Марина Николаевна, ГБОУ СОШ №2049 г. Москвы, учитель русского языка и литературы.

О себе: Профессиональные интересы:
— гуманитарное проектирование,
— обучение по ОС «Школа 2100»,
— воспитание интереса к чтению,
— сотрудничество, сотворчество и взаимопонимание с учениками.

Педагоги — сами вечные ученики. Судьба сделала мне подарок в тот день, когда я узнала о «Школе майевтики». Это детско-взрослое образовательное сообщество, объединяющее учащихся, студентов и педагогов, интересующихся проектированием. Вход и выход свободный. Но я убеждена, что те, кто стал учениками Школы майевтики – счастливчики! С дня встречи с учеными-методологами, организаторами детско-взрослого образовательного сообщества «Школа майевтики» Сергеем Ивановичем Красновым, Романом Геннадьевичем Каменским и Сергеем Владимировичем Плахотниковым по сей день я преданный ученик этой школы, вдохновленный ее участник-педагог. Вовлекаю в Школу майевтики своих любимых учеников, кому всей душой желаю личностного роста и запоминающихся встреч с интересными людьми.

На выездных сессиях проходят проектные чтения, организуется обсуждение серьезных текстов в аудитории школьников, педагогов, аспирантов и научных руководителей, сотрудников НИИ ИСРОО, ИнИДО РАО. Найти культурологический смысл в русских народных сказках, философскую мудрость в сказках Андерсена, многовековой опыт поколений и систему общечеловеческих ценностей в текстах Нового Завета, драматизм эпохи и судеб людей, способных на смелый выбор, в рассказах Шаламова и письмах Чаадаева, заразиться романическим полетом фантазии с налетом светлой грусти Мюнхаузена, помолчать после спектакля «Пять вечеров», а затем сформировать на основе этого собственную систему ценностей, личностную и гражданскую позицию – всему этому и многому другому получают возможность научиться юные и взрослые ученики Школы майевтики.

В ходе проектных сессий участники (как дети, так и взрослые) работают над запущенными проектами, как говорится, здесь и сейчас. В ходе пленарного обсуждения и работы в группах проект многократно обогащается новыми вопросами, взглядами, мнениями. В группу по заявленному проекту приходят как те, кто готов его поддержать и развивать, может быть, даже принять в нем участие, так и те, кто готов оспорить идею, «разгромить» замысел. Эта полемика и вопросы игротехника (организатора работы в группе) в духе сократовой беседы продвигают проект на много шагов вперед. По-моему, открываются новые горизонты развития проектной идеи и самого ученика-проектировщика.

Организатором успешного ученического проектирования может быть только педагог, который сам был, а лучше – находиться сейчас, в позиции проектировщика. Урок уникален и обречен быть успешным, т.е. продуктивным, развивающим и воспитывающим тактом образовательного процесса, если он разработан педагогом-проектировщиком. Учатся этому не в теории, а на практике. По большей части проектную деятельность мы рассматриваем как сопутствующую основному обучению, развертываемую вне уроков.

Считаю, что включить детей в проектную деятельность можно по-разному. Наверное, самый простой и распространенный способ – начать действовать самому и подключить детей. Как мы учим детей любой новой деятельности: печь блины или наводить порядок в доме, действуя рука об руку, показывая, обсуждая победы и ошибки, договариваясь о распределении действий и т.п. Тема проекта зачастую предлагается учителем. Мне кажется, правильнее задать проблемное и культурное поле проекта. Задать область науки или культуры, в котором предполагается организация проектной деятельности, а по сути – развития личности проектировщика. Таким образом, уже на этапе задумывания проектной деятельности, в которую готов вступить учитель и собирается пригласить своих учеников, запускаются процессы рефлексии ситуации и исходных мотиваций и возможностей проектировщиков и проблематизации в отношении сути проекта, его формы и предполагаемом продукте. К примеру, я как учитель русского языка и литературы хотела бы обогатить образование своих учеников в той или иной культурной традиции. Подразумевая, что погружение в культуру (в том числе и в культуру проектной деятельности) – начальный этап проектирования, пройдя который ученик рождает новые смыслы, интерпретации. Мы как бы вместе должны подготовить клумбу, для цветка, который вырастит ученик сам, или заготовить глину для самостоятельного изваяния детского творческого образа. Я готовлю мотивационное мероприятие-приглашение, на котором стараюсь «вкусно» представить те горизонты, за которые «зову» детей. Конечно, должно быть соответствующая вводная беседа в научно-популярном ключе, определенный визуальный ряд. Чем провокационнее будут предъявленные факты и ассоциации, тем интереснее. Задача – вызвать интерес к теме, области предстоящего проектного исследования. Такая первая встреча должна увлечь, провоцировать желание отгадать загадки, искать ответы на возникшие вопросы – пробудить в ребенке дух первооткрывателя. Но рассказать ему о том, что за горизонтом есть еще земли, на которые не ступала нога человека, образно говоря, должен учитель.

Так происходит, если учитель работает в режиме педагогического проектирования. Педагог имеет свою мотивацию к этому виду деятельности, ставит свои цели, разрабатывает задачи, организует свою работу, рефлексирует. Тут же он, становясь руководителем или консультантом ученического проекта, он создает условия для мотивации, постановки целей и определения круга задач, а также самоорганизации и рефлексии своего подопечного. Именно создает условия, а не делает это за него. Иначе, убеждена, это чистая имитация проектирования и самообман. В таком случае подобная деятельность скорее вредна, чем полезна, да и просто бессмысленна.

Для того, чтобы сами дети стали авторами проектной идеи нужно создать проблемную ситуации, организовать проблемный диалог. Придумываю вопросы, на которые у детей не будет готового или однозначного ответа. Попутно знакомлю начинающих проектировщиков с возможными продуктами проекта: это может быть вторичный или совершенно новый текст, сценарий, иллюстрация идеи, схема, инсталляция на тему, фотовыставка, видеофильм, слайд-шоу, музыкальное произведение или любое другое представление процессов мышления, понимания, интерпретации воспринятого (прочитанного, увиденного, услышанного) и созидания нового в своем роде. Нужно помочь ребятам проанализировать ресурсы человеческие и материальные, которые потребуются для ведения проекта: что нужно? что есть? чего не хватает? кто может помочь? кто является специалистом, авторитетом в этой области? как их привлечь в своей проект? как раздобыть материалы, в т.ч. информационные? как их систематизировать? какие временные ресурсы потребуются? как рационально распределить время? как решить проблему финансовых расходов, если они потребуются? и т.п. Мне кажется, нужно честно дать понять детям, что учитель не будет делать за ребят, но всегда «идет рядом»: готов оказать любую помощь, оставаясь в своей роли, придерживаясь своих «взрослых», педагогических целей. Стремиться к самостоятельности ребят – задача очевидная, но не простая. Ограничивать свой вклад в проект научаешься со временем. Даже просто не давать лишних советов. Этому меня научил процесс подготовки к выездным сессия Школы майевтики, когда я проводила рефлексию нашей совместной деятельности, успехи ребят в зависимости от доли их активности и самостоятельности. Даже если я, как мне кажется, знаю короче путь к запланированному результату, я оставлю ученикам право на ошибку, право на свой, пусть и петляющий путь. Мне же будет полезно понаблюдать и поразмышлять над ходом мысли, образом поведения, способами проявления позиций своих учеников. Это своего рода педагогических дневник, способствующий развитию профессиональных компетенций педагога. Многим из нас нравится быть сценаристом и режиссером театральных школьных постановок, литературно-музыкальных композиций, тематических вечеров, концертов и т.п.. Но однажды набравшись мужества и скрепя зубы, отдала инициативу в руки жаждущих учеников – и не пожалела, была рада быть артистом в их театральном замысле. Так к одной из сессий Школы майевтики родился спектакль «Золушка до и после» по пьесе Леонида Филатова, которая имела успех и принесла упоительное удовлетворение как процессом, так и результатом. Старшеклассники работали с текстом, порождая собственный замысел, один из них стал сценаристом и режиссером. Личностные приобретения оказались несравнимы с теми, которые были бы при обычном исполнении ролей школьниками в учительских спектаклях.

Неотъемлемым элементом гуманитарного проектирования является рефлексия в отношении самого себя, процесса проектирования, всех его участников и полученных результатов, ситуаций исходной и итоговой, осознание успешности каждого этапа деятельности, соотнесение целей и достижений. План проведения каждого дня сессии включается в себя этап (оговоренное время работы в группах, реже – прямо на пленарном заседании) рефлексии учеников, отдельно – организаторов (научных руководителей, студентов-игротехников и педагогов) сессии. По окончании сессии желающие в свободной форме записывают свое рефлексивные «думки» и выкладывают на сайт. Это помогает проанализировать прошедшую сессию и спроектировать новую.

В рамках Школы майевтики родилось много организационных форм гуманитарного проектирования. Излюбленной формой самовыражения читающих и думающих, желающих себя показать и на других посмотреть является театр. Из театральных вечеров на каждой выездной сессии, которые проходили с размахом, затягиваясь на несколько часов, вызывая море эмоций и подавая темы для бесед, возник регулярный семинар-практикум по теме «Проектный образовательный театр», также проходящий в форме выездного мероприятия на три-пять дней. Современные школьники имеют возможности и любят снимать фото и видео, охотно научаются создавать ролики-монтажи и постановочные фильмы. Стал работать еще один педагогический проект – ежегодный Кинофестиваль «Мировая идея» (темы прошедших кинофестивалей: 2010-2011 учебный год — «Москва, я люблю тебя!», 2011-2012 учебный год — «Кому на Руси жить…»; на 2012-2013 учебный год объявлена тема «Через тернии к звездам»). Специально для начинающих проектировщиков в области гуманитарного проектирования, учеников 5-7 классов, логическим расширением аудитории Школы майевтики придуман Конгресс «великих сказочников и мифотворцев», основанный на проектных чтениях (культурологический, герменевтический, мировоззренческий подход к работе с текстом) и создании собственных текстов, театральных постановок по темам Конгресса (темы: 2010 г. – русские народные сказки и славянские мифы, 2011 г. — сказки Андерсена, 2012 г. – мифы Древней Греции, 2013 г. – сказки народов мира). Детские работы публикуются в альманахе Школы майевтики, на сайте сообщества, видео с мероприятий выпускается на дисках. Кроме того в школах проходят деловые, герменевтические игры, семинары-практикумы по проблемам организации проектной деятельности, запуску проектов, темам экспериментальной работы школ и т.д. Регулярно в НИИ ИСРОО проходит методологических семинар, вход на который открыт любому ученику Школы майевтики. Здесь делают свои доклады ученые и аспиранты, обсуждаются прошедшие сессии и планируются новые, разрабатываются новые формы работы в проектных клубах. Т.е. технология подготовки и проведения проектных мероприятий Школы майевтики транслируется в образовательные учреждения, в детские и педагогические коллективы, в детско-взрослые сообщества.

Наряду с учениками во всех мероприятиях выездных сессий Школы майевтики участвуют педагоги. Это режим развития обусловлен принципами гуманитарного проектирования, безусловно, интересен и целесообразен. Педагоги и ученики – наследники учения Сократа, носители идей майевтики. Критическое и рефлексивное мышление, способности человека в самопознании развивается у учеников Школы майевтики благодаря соблюдению основных принципов построения образовательного процесса активного типа: индивидуализации, элективности, проблемности, рефлексивности.

Литература:
1. Краснов С.И., Каменский Р.Г. Образовательная программа «Гуманитарное проектирование» на 2012-2015 гг. М., 2011.
2. Материалы официального сайта Школы майевтики для организаторов и участников проектной деятельности в образовании http://www.humanproject.ru/
3. Смолкин А.М. Методы активного обучения. М., 1991.

date15 июня, 2012