Урок – путешествие по русскому языку на тему «Обобщение знаний об имени существительном» (4 класс).
Автор: Будина Валентина Михайловна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории МБОУ «Гимназия №1» г.Почепа Брянской области.
О себе: Стаж работы – 29 лет. Хобби – разведение комнатных растений, любительское фото. Педагогическое кредо – каждый ребёнок талантлив по-своему, главное – увидеть и помочь раскрыться его таланту. Мои ученики ежегодно являются участниками и победителями районных и всероссийских дистанционных олимпиад.
Цели:
— обобщить знания по изученному материалу;
— расширять кругозор учащихся;
— воспитывать любовь к родному краю.
Оборудование: компьютер, карточки.
Ход урока.
1. Организационный момент.
— Ребята, посмотрите внимательно на облачка. Какое вам больше нравится? (Ответы детей)
— Я рада, что у большинства из вас хорошее настроение. Надеюсь, что к концу урока хорошее настроение будет у всех.
2.Чистописание.
П п ч о
— Какие звуки обозначают эти буквы?
— Запишите буквы в тетрадь. Попробуйте составить из этих букв слово. Оно должно быть связано с темой, которую мы изучаем на уроках «Окружающего мира». Как называется эта тема?
( «Родной край – часть большой страны» )
— Какой буквы не хватает для того, чтобы получилось слово?
— А от какого слова произошло слово Почеп?
( Ученик. – В старинных документах встречается написание «Почеп» слитно и по «Чеп» раздельно. Предполагают, что город-крепость мог называться «Чеп», что на местном языке означало накладной замок, чепок. ).
— Запишите слово Почеп в тетрадь. Как пишется это слово?
— А как произносится слово? Запишите транскрипцию. Почему произношение не совпадает с написанием?
( Т.к. буква е стоит в слабой позиции.)
— Запомнить написание слова Почеп вам поможет слово «чеп»- накладной замок.
— Итак, мы отправляемся в путешествие по родному Почепу.
3.Словарно-орфографическая работа.
— А сейчас мы будем работать со словарём. Слово, которое мы запишем в словарик, вы составите сами. Оно состоит из первых букв существительных первого склонения.
( На доске: «Свобода, портрет, декабрь, осина, народ, беседа, одежда, мороз, родина.»)
— Какое слово у вас получилось? (Собор)
-Ребята, Воскресенский собор является визитной карточкой города Почепа. Он был построен в конце 60-х годов 18 века Кириллом Григорьевичем Разумовским, владельцем Почепа, по планам итальянского архитектора Антонио Ринальди. Постройку осуществил местный архитектор А.Г.Яновский.
— Составьте предложение со словом собор. (Дети составляют)
— Давайте запишем это предложение и выполним его разбор. (Разбор предложения)
— Ребята, а что ещё вы можете рассказать о Почепе?
(Щедра и богата Почепская земля талантливыми людьми. Среди них – писатель Алексей Перовский (псевдоним- Антоний Погорельский), который написал для своего племянника Алёши сказку «Чёрная курица, или Подземные жители». Племянники Перовского – А.К.Толстой, Жемчужниковы, создавшие замечательный шедевр – «Козьму Пруткова»)
4.Сообщение темы и целей урока.
— Ребята, рассказывая о Почепе, мы употребляли в речи много собственных имён. Ещё с одним именем вы встретитесь, анализируя текст, который вы видите на карточках.
(Карточка: Матвей Блантер родился 10 февраля 1903 года в Почепе. Его дед и отец занимались варкой дегтя, мыла и мелкой торговлей. Они имели в завокзальной части города три дома. Один сохранился до наших дней, в нём разместился интернат гимназии №1)
— Работать будете в парах. Прочитайте текст и определите, какая часть речи встречается в нём чаще других. С этой частью речи и будет связана тема нашего сегодняшнего урока.
(Дети читают текст)
— Какая же часть речи встречалась вам чаще других?
( Это имя существительное, оно встретилось в тексте 17 раз)
— Назовите тему нашего урока.
( На доске: Тема урока: «Обобщение знаний об имени существительном»)
5. Работа по теме урока.
— Ребята, вам нужно постараться вспомнить всё, что вы знаете об имени существительном.
1) — Приготовьтесь работать в группах. Ваша задача – исследовать группу загадочных слов, определить, есть ли среди них существительное, доказать (карточки).
бурбяка чирбушать сурметь
махрятить курдонце лурмовое
бурдявый дорбявая клышь
— Справились? Кто будет доказывать?
( Доказывает 1 ученик из группы)
— Молодцы, ребята, спасибо. Вы хорошо справились с заданием.
2) — А сейчас у нас блиц-турнир, который называется «Ответь на пять!»
— Что называется именем существительным?
— Как изменяются имена существительные?
— Какого рода могут быть имена существительные?
— Как отличить существительные единственного числа от существительных множественного числа?
— Как фразу «изменение по вопросам» сказать другими словами?
— Какая часть существительного изменяется при склонении?
— Сколько падежей у имени существительного?
— Сколько типов склонения имён существительных вы знаете?
— Молодцы!
Физкультминутка.
— А сейчас мы отдохнём. Встаньте, пожалуйста. Я буду называть существительные с ударными и безударными окончаниями. Если услышите слово с ударным окончанием – сделайте наклон вперёд, если с безударным – присядьте. Постарайтесь сосчитать, сколько будет слов с безударным окончанием.
— У мамы, на реке, до Судости, у сестры, в Почепе, по площади, о стране, в Брянске, от встречи.
— Сколько было названо существительных с безударным окончанием? (6)
3) Упражнение в написании безударных окончаний.
— А как правильно написать безударное окончание существительного? Что для этого надо знать?
— Путешествуем дальше по городу. Рядом с Воскресенским собором находится красивый старый парк, в котором любят отдыхать жители города. (На доске – четверостишие)
« В стар.м парк. над Судостью
Так п.ют сол.вьи,
Что готова их слушать я
От зари до зари
В.Будина.)
— Ребята, кто прочитает выразительно четверостишие о старом парке?
— Спишите четверостишие, вставив пропущенные орфограммы. Из первой строки выпишите имена существительные и разберите их в указанном порядке.
— Очень много имён существительных спряталось в парке. Вот некоторые из них. Помогите именам существительным найти их окончания.
Самостоятельная работа. (Дети работают в тетрадях, 1 ученик — у доски.)
На доске: на скамейк.
у речк.
по тропинк.
в алле.
под лип.й
за клён.м
(проверка).
— Наш город славный и гостеприимный. Гостей здесь встречают вот с такими красивыми караваями, которые выпекают на Почепском хлебокомбинате. (Фото « Караваи»)
— Давайте прочитаем пословицы о хлебе. Найдите пословицу, в которой нет существительных 1-го и 3-го склонений. (Худ обед, когда хлеба нет.) Как вы её понимаете?
— Теперь найдите пословицу, в которой нет существительного 1-го склонения. Объясните её смысл.( Хочешь есть калачи – не сиди на печи).
— Запишите в тетрадь ту пословицу, которая вам больше понравилась.
6. Итог урока.
7. Рефлексия.
— Ребята, поднимите, пожалуйста, руку те, кто считает, что материал усвоен вами хорошо и вы могли бы оказать помощь тем, кому что-то непонятно.
— А кто ещё сомневается в чём – то?
— Я думаю, что у вас всё получится! Спасибо всем за работу.
8. Домашнее задание.