Чтобы писать и красиво рисовать — развиваем руки!

Автор: Диктярёва Елена Геннадьевна, руководитель ИЗО деятельности МБОУ «СОШ № 22» г. Астрахани.

О себе: Моё педагогическое кредо:
«Как весело рисуют дети доверчивые чудеса
Не Истину и Добродетель, а человека или пса.
И пёс неистов и оранжев, в зубах зелёное: «Гав- гав!»
И радуги разбудоражив, конь скачет о шести ногах.
А над конем летит сорока, летит дорога под коня,
Хохочет солнце кособоко, и улыбается луна.
…Дитя! От мыслей безрассудных меня чертою отдели.
Пусти, пусти меня в рисунок, и в добром мире посели!»
Д. Самойлов

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьёзные трудности с овладением навыка письма. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких, координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.

Для овладения навыком письма необходима определённая функциональная зрелость коры головного мозга. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. Работа по развитию мелкой моторики должна начаться за долго до поступления в школу.

Родителей должно насторожить, если ребёнок активно поворачивает лист при рисовании или закрашивании. В этом случае ребёнок заменяет умение менять направление линии при помощи тонких движений пальцев поворачиванием листа, лишая себя этим тренировки пальцев и руки. Если ребёнок рисует слишком маленькие предметы, как правило, это свидетельствует о жесткой фиксации кисти при рисовании. Этот недостаток можно выявить, предложив малышу нарисовать одним движением окружность, диаметром примерно 3 – 4см (по образцу). Если ребёнок имеет склонность фиксировать кисть на плоскости, он не справится с этой задачей: нарисует вам вместо окружности овал, окружность заметно меньшего диаметра или будет рисовать её в несколько приёмов, передвигая руку.

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с раннего возраста. Уже в младенческом возрасте можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга.
Малышам от года до трёх упражнения даются в упрощённом варианте, доступном их возрасту. Более старшим детям задания можно усложнить.

Работа по развитию движения рук должна проводится регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Задания должны приносить ребёнку радость, не допускайте скуки и переутомления.
Чем же можно позаниматься с малышами, чтобы развить ручную умелость?
• Запускать пальцами мелкие волчки.
• Разминать пальцами пластилин, глину.
• Катать по очереди каждым пальчиком камешки, мелкие бусины, шарики.
• Сжимать и разжимать кулачки, при этом можно играть, как будто кулачок – бутончик цветка (утром проснулся и открылся, а вечером заснул – закрылся, спрятался).
• Делать мягкие кулачки, которые можно легко разжать и в которые взрослый может просунуть свои пальцы. И крепкие, которые не разожмёшь.
• Двумя пальцами руки (указательным и средним) «ходить» по столу, сначала медленно, как будто кто-то крадётся, а потом быстро, как будто бежит. Упражнение проводится сначала правой, а потом левой рукой.
• Показать отдельно только один палец – указательный, затем два (указательный и средний), далее три, четыре, пять.
• Барабанить всеми пальцами обеих рук по столу.
• Махать в воздухе только пальцами.
• Кистями рук делать «фонарики».
• Хлопать в ладоши тихо и громко, в разном темпе.
• Собирать все пальчики в щепотку (пальчики собрались вместе – разбежались).
• Нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусины на нитку.
• Наматывать тонкую проволоку в цветной обмотке на катушку, на собственный палец. Получается колечко или спираль.
• Завязывать узлы на толстой верёвке, на шнуре.
• Застёгивать пуговицы, крючки, молнии, замочки, закручивать крышки, заводить механические игрушки ключиками.
• Закручивать шурупы, гайки.
• Игры с конструктором, мозаикой, кубиками.
• Складывание матрёшек.
• Игра с вкладышами.
• Рисование в воздухе.
• Игры с песком, водой.
• Мять руками поролоновые шарики, губку.
• Шить, вязать на спицах.
• Рисовать, раскрашивать, штриховать.
• Рисование различными материалами6 ручкой, карандашом, мелом, цветными мелками, акварелью, гуашью, углём и т.д.
• Резать ножницами.
• Складывание бумаги по типу оригами.
• Биссероплетение.
Все эти упражнения помогут вашему ребёнку к 7 годам развить мелкую моторику для успешного освоения письма и рисования. Желаем вам успехов.

Список литературы:
1. Квач. Н.В. «Развитие образного мышления и графических знаний у детей 5-7 лет».
2. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. «Развиваем руки – чтоб учиться и писать и красиво рисовать».
3. Нищева.Н.В. «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи».

date1 июня, 2012