Современные требования к организации занятий по обучению грамоте детей с ОНР.

Автор: Самарцева Лариса Владимировна, учитель-логопед высшей квалификационной категории МБОУ «СОШ №22» г.Астрахани.

О себе: педагогический стаж 21 год, образованнее — высшее дефектологическое.Я работаю над концепцией коррекции и компенсации развития воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, осуществляю свою деятельность в соответствии со стратегией образования. Главная задача в моей работе — достучаться до самых сокровенных уголков детской души, помочь поверить в себя. Найти в ребенке изюминку, зернышко, которое нужно взрастить, оберегать и постоянно развивать. Моё педагогическое кредо: «Увидеть в каждом маленького принца, любить его таким, каков он есть. И вместе с ним стремиться к совершенству — призвание Учителя и честь».

К числу предпосылок, важных для овладения грамотой, относится осознание ребенком речевой действительности и ее элементов: звуков, слов. Осознание языковой действительности имеет большое значение для умственного становления личности в целом, обеспечивает высокую эффективность речевого развития и успешность последующего систематического изучения курса родного языка. Осознание речевой действительности, языковых обобщений (словесного и звукового состава речи) происходит в процессе практического овладения ребенком различными системами языка уже в дошкольном возрасте. При этом учитывается повышенный интерес детей 4-5 лет к звуковой стороне языка. Пятый год жизни ребенка является периодом наиболее высокой «языковой одаренности», особой восприимчивостью к звуковой стороне речи. Читающий оперирует со звуковой стороной языка, а чтение – процесс воссоздания звуковой формы слова по его графической (буквенной) модели. Отсюда вытекает необходимость предваряющего знакомства детей со звуками родного языка. Обучение грамоте начинается не тогда, когда пытаются заставить ребенка запомнить букву, а когда ему скажут: «Послушай, как поет синичка!».

Все упражнения проводятся в игровой, занимательной форме с элементами соревнования, так как игровые приемы и дидактические игры составляют специфику обучения дошкольников. Дети учатся по количеству хлопков или по заданному слогу придумывать слово, отобрать картинки, в названии которых есть заданный звук или слог. Проведение занятий с применением наглядных пособий и игровых приемов дает возможность в течение 30 минут поддерживать работоспособность даже у детей с неустойчивым вниманием и быстро истощаемой нервной системой. Программный материал усваивается легче и быстрее, расширяется словарный запас, прочнее усваиваются слого-звуковой анализ и синтез, особенности лексико-грамматического строя речи, активизируется самостоятельность мышления. Методика проведения фронтальных занятий предполагает комплексный подход в сочетании с наглядными и игровыми приемами. В ходе занятия реализуется основной принцип образования – принцип соблюдении триединой задачи: воспитание, развитие, обучение. Такое построение занятий позволяет добиться устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всего занятия. Сюжетно-тематическая организация занятий и разнообразие учебного материала способствует спонтанному развитию связной речи, познавательных процессов и соответствует детским психофизическим данным, так как в игре максимально реализуются потенциальные возможности детей. Занятия направлены на включение в работу всех анализаторных систем. Комплексно – игровой метод организации фронтальных занятий дает возможность добиться положительного результата в работе с детьми. Материал легче усваивается в рамках сюжета сказки, путешествия, приключения, игры или одной лексической темы. Дети, играя, постигают понятие «звук», «слог», «слово», «предложение», «предлог», «буква», закрепляют правильное произношение звуков в пословицах и поговорках, участвуют в сочинении сказок, стихов, чистоговорок. По мере знакомства с буквами, они вписываются в схему слова. Дети узнают, что слог содержит один гласный звук, в слове столько слогов, сколько гласных звуков. Большое внимание уделяется упражнениям на преобразование слов путем замены, перестановки, добавления звуков. При этом подчеркивается необходимость осмысленного чтения. Дети берут для звукобуквенного анализа слова различного слогового состава и слова со стечением согласных звуков. Дети учатся вставлять пропущенные буквы, читать слоги, составлять из них слова, слитно их читать, объясняя смысл прочитанного. Они учатся также делить предложение на слова, определять количество, порядок слов в предложении, выделять предлог.

Первоначальное обучение грамоте предусматривает:
1. Формирование приемов умственной деятельности: умения наблюдать, сравнивать, обобщать. В то же время, обучение грамоте носит развивающий характер, способствует развитию активной мыслительной деятельности.
2. Уточнение и обогащение словарного запаса с уточнением представления об окружающем мире.
3. Развитие связной речи. Формирование и совершенствование целенаправленных и связных высказываний, точное употребление слов, грамматическая правильность построения предложения, внятность, выразительность.
4. Воспитание умения ориентироваться на систему правил, необходимых для учебной работы.
5. Развитие фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза.
6. Формирование слогового чтения и навыков письма.

Задачи подготовки детей к обучению грамоте:
1. Формирование направленности на звуковую сторону речи:
— развитие умения вслушиваться в слово;
— выделять звуки;
— различать звуки, близкие по звучанию.
2. Развитие умений ориентироваться в звуковом составе слова:
— последовательно выделять звуки;
— устанавливать их место в слове;
3. Активизация устной речи детей. Сделать предметом их внимания слово и предложение, учить изменять и образовывать новые слова, наблюдать, сравнивать и обобщать явления языка.

Организация занятий по обучению грамоте предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

Список литературы:
1. Аммосова Н.С. Самомассаж рук при подготовке детей с речевыми нарушениями к школе // Ж. Логопед, №6, 2004.
2. Дьяченко М.М. Профилактика нарушений чтения и письма на логопедических занятиях по подготовке к школе (из опыта работы) // Ж. Школьный логопед, № 5 (14), 2006.
3. Журова Л.Е. Обучение грамоте детей в детском саду. – М., 1975.
4. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи / Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. – М., 2001г.
5. Османова Г.А. От игры к письму // Ж. Логопед в детском саду, № 1 (16), 2007.

date1 июня, 2012