Активизация деятельности учащихся с помощью интерактивных технологий.
Автор: Пфейфер Елена Петровна, учитель немецкого языка МОУ СОШ №12 г.Яровое.
Педагогическое кредо: открой дверь тем, кто стучится, научи тех, кто жаждет.
“Великим ученым ребенок может и не быть, а вот самостоятельным человеком, способным анализировать свои поступки, поведение, самосовершенствоваться, реализовывать себя в окружающем мире ему научиться необходимо”.
Как правило, к иностранному языку относятся как к очень трудному предмету. Такое положение можно изменить, если создать у учащихся положительную мотивацию к обучению иностранного языка. Недостаточно вызвать первоначальный интерес, нужно его постоянно поддерживать и расширять. Поддержать у учащихся желание работать изо дня в день, из урока в урок, продвигаясь вперед маленькими шажками, — дело нелегкое.
Цель каждого учителя — заинтересовать учащихся своим предметом, вызвать желание овладеть им. Потребность учащегося в изучении предмета зависит и от того, какую технологию в обучении использует учитель, т.е. как он учит.
На мой взгляд, самой удачной технологией является технология интерактивного обучения школьников. Интерактивная методика позволяет сделать процесс обучения активным и для учителя, и для ученика. Она не конкурирует с традиционными формами преподавания. Ее цель — объединить все эти формы преподавания. Использование интерактивной технологии (обучение во взаимодействии) позволяет решить поставленные задачи для развития творческого мышления и умения аргументировать свои доводы, необходимые для решения любых проблем.
Будущее педагогики за такой схемой: Ученик — технология — учитель. Учитель должен стать педагогом, методологом, технологом, а ученик активным участником процесса обучения.
По сравнению с традиционными моделями обучения, в интерактивных моделях обучения меняется и взаимодействие с учителем: его активность уступает место активности учащихся, задача учителя — создать условия для их инициативы. В интерактивной технологии учащиеся выступают полноправными участниками, их опыт важен не менее, чем опыт учителя, который не столько дает готовые знания, сколько побуждает учащихся к самостоятельному поиску.
Предлагаю познакомиться с некоторыми интерактивными технологиями, через которые можно внедрить интерактивную модель обучения в рамках урока: Работа в малых группах – парах; Ротационные (сменные) тройки; Карусель; Лекции с проблемным изложением; Аквариум; Незаконченное предложение; Мозговой штурм. Броуновское движение. Дерево решений. Суд от своего имени. Гражданские слушания. Ролевая (деловая) игра. Метод пресс. Займи позицию. Конференции Уроки семинары (в форме дискуссий, дебатов); Эвристическая беседа; Деловые игры; Технология моделирования, или метод проектов.
Технологий интерактивного обучения существует огромное количество. Каждый учитель может самостоятельно придумать новые формы работы с классом. Хочу поделиться теми, которые апробировала на своих уроках.
При обучении иностранному языку учебная работа учащихся в парах использовалась всегда. Обеспечение плодотворной работы в паре не сводится к психологической стороне умения обращаться и воспитанности, (например, быть терпеливым к своему собеседнику, благодарить за помощь, хотя это тоже немаловажный фактор). Технология работы в паре нужна для целенаправленной деятельности учителя по формированию общих умений коммуникации в иноязычной речи, навыков коллективного труда.
Например: работа с текстом „ Die Schulen in Deutschland“ по УМК Бим И.Л. для 8 класса.
— оба ученика изучают схему образования в Германии
-ищут значения новых слов в словаре
-1-й читает первый абзац и переводит, пользуясь словарем
-2 –й читает второй абзац, переводит, пользуясь словарем
-определяют количество частей у текста
-дают заголовок к каждой части
-важную информацию выписывают в тетрадь.
Совместная работа учащихся может проводиться и по знакомому тексту. Приёмы такой работы могут быть различ¬ные. Прежде всего, ученики поочередно читают, проверяя правильность и выразительность чтения. Работа может идти над переводом текста. Ученики в паре проверяют друг у дру¬га правильность чтения и перевода не одного текста, а двух и т.д.
Совместная работа в паре может ограничиваться толь¬ко проверкой знания слов и отдельных выражений. Например по теме «Школьные принадлежности» во 2 классе по УМК Бибалетовой М.З. Я предлагаю учащимся при этом пользоваться секундомером, что ребятам очень нравится! Между ними возникает соревнование (кто быстрее). Такой прием активизирует их деятельность. Здесь необходимо ориентировать ребят на правильность произношения каждого слова, так как цель не в том, чтобы запомнить слово, а в том, чтобы это сло¬во уметь правильно произносить, и, конечно же, правильно употреблять в речи.
Совместная работа учащихся в паре может проводиться по любому виду упражнений. В каком порядке? Все зави¬сит от дидактической задачи, которую я поставлю. Если ученикам досталось трудное упражнение, то пред¬лагаю предварительно обсудить порядок его выполнения. Та¬кая мера особенно бывает, полезна слабым ученикам. Если же стоит задача проверить уже выполненное задание, то вводится взаимопроверка. При взаимопроверке во многих слу¬чаях ученикам следует давать ключ, так как ученики (особен¬но слабые) часто не в состоянии заметить ошибку в упраж¬нении, выполненном товарищем.
Например, как ученики изучают изменение артиклей по падежам. Пара рассматривает таблицу, анализирует, делают вывод, записывает в тетрадь, решают примеры. Усвоив эти знания, 1 пара передаёт другой паре, затем 2 пара передаёт первой. Далее процесс закрепления на практике. Работа в паре по карточкам. Здесь включается алгоритм работы в паре – взаимообмен заданий.
Работа в малых группах: Learning stations (для повышения эффективности урока можно планировать учебную деятельность по группам и станциям). Такой вид работы я использую на заключительных уроках: 5 класс немецкий язык УМК Бим И.Л. тема «Город» Например, 1-я группа в течение 10 минут выполняет лексические упражнения, 2-я группа в эти же 10 минут занимается грамматикой, 3-я группа отчитывает текст или сразу выполняет задания по нему. Через 10 минут каждая группа переходит на другую станцию – т.е. переходит к другому столу, где лежат задания по другому аспекту урока. За урок все учащиеся побывают и поработают на всех станциях, выполнят тот же объем работы, который планируется для традиционного урока, но в малой группе работа выполняется более эффективно и результативно. Последним этапом урока может быть беседа по данной теме, интервью или игра, мультимедийная презентация.
Ученик в роли учителя. Этот прием — своеобразная ролевая игра. Она применяется в различных ситуациях. Учащийся может подготовить рассказ о новом материале, выступить в роли организатора интерактивного упражнения, заменив педагога. Я апробировала это прием в проведении организационных моментах. Однако прием «ученик в роли учителя» требует серьезной подготовки учащегося и определенных способностей, поэтому не все учащиеся смогут выполнить такую нагрузку. Частным и более щадящим случаем приема «ученик в роли учителя» служит метод «каждый учит каждого».
Каждый учит каждого. Эта методика может использоваться при изучении нового материала или при обобщении основных понятий и идей. Суть данного метода состоит в том, что учащиеся учат друг друга в парах сменного состава. Обучение друг друга — это один из самых эффективных способов усвоить информацию по предмету и применить на практике важные навыки и умения объяснять трудный материал, задавать вопросы, слушать, общаться. Таким образом, данный метод инициирует интерес, побуждает задавать дополнительные вопросы, дает возможность ученикам принимать активное участие в процессе обучения и обмениваться своими знаниями с одноклассниками.
Метод мозгового штурма придуман Алексом Осборном (США) в 40-е годы 20-го века. Основная идея такова: отделить генерацию идей от её критики, а точнее отделить мечтателя от критика. Участники группы по очереди (или по мере возникновения) высказывают свои идеи по поставленной проблеме, а секретарь все эти идеи записывает. Затем из списка идей и предложений выбирается наиболее подходящая. Метод мозгового штурма предназначен для того, чтобы решать задачи, а точнее, генерировать решения и выбирать наиболее подходящие. К примеру, поиск нового названия продукта или компании, поиск нестандартных подходов, — одним словом, когда есть задача, и нет представления, как к ней подступиться, с чего начать. Примером тем для мозгового штурма: в 5 классе по теме «Гости в городе» поднимается вопрос «Зачем нужны деньги» или «Яровое — город курорт: за и против» в старших классах по теме экология.
Мозговой штурм можно прекрасно использовать при обучении иностранному языку. Очень важно для школьников то, что в таком задании не может быть неправильных ответов, все, что они скажут, вспомнят или придумают, будет изначально правильным. Также развивается творческое и ассоциативное мышление, таким образом, закрепляются в памяти слова и выражения, и убирается языковой барьер.
Мне бы хотелось, чтобы как можно больше учителей могли применять на практике интерактивные технологии, придумывать свои, так как я считаю, что использование данной методики способствует развитию творческих возможностей и способностей учащихся, а также созданию условий, которые помогают современному школьнику творчески применять полученные им знания на практике. Следует заметить и то, что использование интерактивной методики с использованием ИКТ требует не только серьезной подготовки, но и хороших навыков работы с компьютером, а на это всегда требуется много времени.
Но, как говорится “Есть желание – есть тысяча возможностей, нет желания – есть тысяча причин“. Мне кажется, что потраченные усилия и время обязательно приводят к желаемому результату.
Интерактивное творчество учителя и ученика безгранично. Важно только умело направить его для достижения поставленных учебных целей.
Список литературы:
1.Белкова М. М. Информационные компьютерные технологии на уроках английского языка // Английский язык в школе. 2008,.№,.с.73–75.
2.Беляева Л. А., Иванова Н. В. Презентация PowerPoint и ее возможности при обучении иностранным языкам // Иностр. языки в школе.2008, №4, с.36–40.
3.Кисунько Е. И., Музланова Е. С. Интерактивное обучение учащихся 10–11-х классов английскому языку с использованием компьютерных технологий // Английский язык, Изд. дом “Первое сентября”. 2007, №16, с.5–8.
4.Муковникова Е. В. Эффективное использование цифровых образовательных ресурсов на уроках английского языка // Английский язык, Изд. дом “Первое сентября”. 2008, №4, с.4–7.
5.Носенко О. В., Белоус Е. П. Обучающие программы для общеобразовательных школ // Английский язык в школе. 2009, №1, с.68–73.
6.Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: учебник для студ.пед.вузов. — М.: ВЛАДОС, 1999. — Кр. 1: Общие основы. Процесс обучения. — 576 с.: ил.
7.Репина Е. В. Использование компьютерных игровых программ для обучения английскому языку в начальной школе // Английский язык, Изд. дом “Первое сентября”. 2009, №6, с.5–8.
8.Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. М.: НИИ школьных технологий, 2005.
9.Сысоев П. В., Евстигнеева М. Н. Современные учебные Интернет-ресурсы в обучении иностранному языку // Иностр. языки в школе. 2008, №6, с.2–9.
10.Материалы с сайта eurokid.com.ua
Related Posts via Categories
