Урок ручного труда на тему «Лепка: стол и стул» (3 класс, сложный дефект).
Автор: Стукова Ольга Юрьевна, учитель начальных классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы – интерната VIII вида г.Новокузнецк.
О себе: Стаж работы – 15 лет. Владею методами диагностики дефекта развития у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. При осуществлении коррекционной направленности процесса обучения, учитываю индивидуальные отклонения в развитии и компенсаторные возможности обучающихся и воспитанников. В процессе коррекционной – развивающей работы активно использую компьютерные средства обучения: видео-, аудио-программы доступные для обучающихся школ данного вида. Являюсь участником Всероссийского проекта «Школа цифрового века».
Цели:
• Уточнять и расширять знания детей об основных видах мебели;
• Учить детей лепить из пластилина предметы из знакомых форм (квадратных дисков и столбиков);
• Соблюдая пропорции и соотношение частей по размеру;
• Закреплять умение пользоваться стекой, аккуратно плотно соединять части предмета;
• Развивать мелкую моторику.
Материал: пластилин, стеки, дощечки для лепки (на каждого ребёнка).
Ход урока.
I. Организационный момент.
Игра «Что это?». Каждый ребёнок берёт демонстрационную картинку с предметом мебели со стола педагога, называет предмет и ставит картинку на доску.
II. Основная часть.
1. Беседа.
— Как эти предметы называются одним словом? (мебель)
Сегодня мы с вами будем лепить из пластилина предметы мебели: стол, стул.
— Где делают мебель? (на фабрике)
— Как называется фабрика, на которой делают мебель? (мебельная)
— Как называется профессия, представители которой изготавливают мебель? (столяры)
— Как называется магазин, в котором продают мебель? (мебельный)
— Для чего нужна мебель?
— Как нужно ухаживать за мебелью?
— Из чего делают мебель? (из дерева, кожи, стекла, пластмассы, железа, бумаги.)
— Мебель сделана из дерева, значит, она какая? (деревянная)
Игра «Что для чего?»
— В шкафу… (хранят одежду, книги).
— На столе… (готовят пищу, пишут).
— На стуле… (сидят).
— В кресле… (отдыхают, сидят).
— На кровати… (спят, лежат).
— На диване… (сидят, лежат).
Физкульминутка.
Имитация действий: уборка квартиры, уход за мебелью (вытирание пыли, застилание кровати).
Игра «Какие бывают?»
— Какие бывают столы по назначению?
— Стол, за которым пишут, — какой? (письменный)
— Стол, за которым обедают? (обеденный)
— Стол, на котором лежат журналы, газеты? (журнальный)
— Стол, на котором готовят пищу? (кухонный)
— Какие бывают столы по назначению?
— Шкаф, в котором хранят одежду? (платяной)
— Шкаф, в котором хранят книги? (книжный) и т.д.
2. Пальчиковая гимнастика.
Учитель: «Руки крутим, крутим, крутим и делаем стол (одна рука в кулачок, ладошка другой руки лежит на кулачке).
Руки крутим, крутим, крутим и получаем стул (одна рука сжата в кулак, ладошка другой руки подставлена сбоку к кулачку в виде спинки).
Руки крутим, крутим, крутим и изображаем кровать (ладони рук боковыми сторонами прижаты друг к другу).
Крутим, крутим, крутим, делаем диван (ладони боковыми сторонами соединены перпендикулярно друг к другу).
Крутим, крутим, крутим, показываем шкаф» (ладони соединены боковыми сторонами в виде дверей шкафа и могут разъезжаться в разные стороны как у шкафа-купе или открываться наружу как у обычных шкафов). И так далее.
III. Практическая работа.
1. Сначала из пластилина вылепим стол:
— скатать шар;
— сдавить ладонями в диск и стекой обрезать края, чтобы получился четырёхугольник;
— далее скатать 4 одинаковых по длине валика – ножки стола – и прикрепить их к крышке стола.
2. Стул делается таким же образом, как и стол, только меньшего размера. Сбоку к сиденью прикрепляют квадрат, сделанный из пластилинового диска приёмом обрезания краёв.
Игра «Назови ласково».
Слова: шкаф, стол, стул, кресло, кровать, диван, пуфик.
IV. Итог урока.
Выставка работ.