Урок русского языка на тему «Сложное предложение со словами что, потому что, так как, когда, который» (8 класс).
Автор: Белова Любовь Анатольевна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории МСКОКУ СКОШ VIII вида городского округа Рошаль Московской области.
О себе: В спецшколе (коррекционной) работаю с 1977 года, награждена медалью «Почётный работник общего образования». Очень люблю свою работу, школа – это мой дом. Ей я отдаю своё время и силы. Жить по-другому не умею и не хочу. Ни у одного учителя нет такой возможности, как у словесника, открывать школьникам мир. И очень многое зависит от меня, как я его научу, воспитаю, таким он и вырастет в будущем.
Цели:
— развивать способность учащихся прогнозировать смысловую и синтаксическую структуру предложения по данному началу;
— упражнять учащихся в постановке знаков препинания в сложном предложении; коррекция речи, мышления, внимания;
— формировать умение пользоваться сложными предложениями при составлении текста-рассуждения.
Здоровьесберегающие:
— способствовать укреплению и сохранению здоровья учащихся через физкультминутки;
— приобщать учащихся к здоровому образу жизни.
Ход урока.
1.Организационный момент/готовность к уроку, эмоциональный настрой/.
Ребята, улыбнитесь,
Здравствуйте, садитесь.
2.Актуализация опорных знаний.
Какую тему изучаем на уроке?/предложение/
Какое предложение?
Сегодня на уроке мы с вами будем пользоваться сложными предложениями при составлении текста – рассуждения, упражняться в постановке знаков препинания в сложном предложении.
3.Работа с таблицей.
— Слова что, чтобы, потому что, так как, когда, который соединяют части сложного предложения. Они показывают, что перед ними всегда ставится запятая.
Слова–«подсказки»:
…, что…
…, чтобы…
…, потому что…
…, так как…
…, когда…
…, который…
4. Работа в тетрадях.
Какое сегодня число? Записываем.
Классная работа.
Тема урока.
5.Дописывание предложений.
Ребята, вам даны первые части сложных предложений. Продолжите мысль каждого предложения, соединив части словами-подсказками».
1.Вася бережно положил в гнездо птенца…../который пищал в траве/.
2.Листья на деревьях тихо шелестят…/когда дует ветер/
3.Я не смог прийти вовремя…/потому что опоздал на автобус/
4.Надо много читать…/чтобы много знать/
5.Не надо забывать о том…/что надо соблюдать режим дня/
(Выбирается более удачный вариант и записывается под комментирование на доске и в тетрадях)
Тетрадь с наклоном положу,
Руку правую держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь /обращаю внимание на плакат «Осанка»/.
Ребята, глаза немного устали. Снимем напряжение с глаз. Для этого в пространстве нарисуйте глазами восьмёрку по горизонтали, по вертикали, по диагонали. Посмотрели глазами вправо, влево, вверх, вниз. Поморгали глазами. Продолжаем работать.
6.Работа с текстом.
На уроке естествознания был задан вопрос: почему клесты выводят своих птенцов зимой? Прочитайте рассуждение ученика.
Кл—сты всю зиму кормя—- с—менами хвойных деревьев потому что созр—вают эти
семена в самый разгар зимы. Поэтому кл-сты выводят своих пт—нцов зимой когда для них много корма.
Есть ли в предложениях текста слова — «подсказки» ( потому что, когда).
— Запись текста в тетрадях.
— Проверка выполненного. ( У доски вызванные учащиеся зачёркивают ненужные буквы, объясняя свой выбор; ставят запятые.)
Физминутка.
Вижу вы немного устали. Проведём разминку. Я читаю предложения. Будьте внимательны.
Глагол – приседаем, существительное – встаём, прилагательное – хлопаем.
Приготовились
Не пейте сырую воду. Делайте утреннюю зарядку. Мойте руки перед едой. Ешьте полезные овощи и фрукты. Отдохнули. Продолжаем работать.
7. Самостоятельное оформление текста – рассуждения по теме « Почему я хочу научиться плавать?»
/Даётся схема – рассуждения, обговаривается и подбирается речевой материал к ней./
Основная мысль — Я хочу научиться плавать.
Почему — Хорошо держаться на воде; плавание укрепляет здоровье
Поэтому – Каждый человек должен уметь плавать. Это может пригодиться в жизни
8.Самостоятельная работа с подготовленным речевым материалом.
Я хочу научиться плавать, чтобы хорошо держаться на воде. Плавание укрепляет здоровье. Поэтому каждый человек должен уметь плавать. Это может пригодиться в жизни.
Проверка выполненного.
9.Задание на дом (по учебнику).
10.Итог урока.
— В каких случаях мы пользуемся сложными предложениями?/Когда описываем, доказываем, рассуждаем/
— Какие слова связывают части сложного предложения?
— Какие знаки препинания ставятся перед этими словами?
11.Оценки. Ребята, с помощью карточек-настроений выразите своё настроение от сегодняшнего урока. Хорошо. Молодцы. Спасибо за урок.