Урок литературы на тему «Басни И.А.Крылова. Поэзия народной мудрости» (7 класс).

Автор: Белова Любовь Анатольевна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории МСКОКУ СКОШ VIII ВИДА городского округа Рошаль Московской области.

О себе: В спецшколе (коррекционной) работаю с 1977 года, награждена медалью «Почётный работник общего образования». Очень люблю свою работу, школа – это мой дом. Ей я отдаю своё время и силы. Жить по-другому не умею и не хочу. Ни у одного учителя нет такой возможности, как у словесника, открывать школьникам мир. И очень многое зависит от меня, как я его научу, воспитаю, таким он и вырастет в будущем.
Цели:
— Формирование умения самостоятельного оформления тетради по внеклассному чтению, выражения своих мыслей.
— Осуществление индивидуально–дифференцированного подхода, коррекция внимания, мыслительной деятельности, речи.
— Воспитание бережного отношения к природе, зелёным насаждениям.
Оборудование: Портрет И.А Крылова, карточки с выдержками из басен Крылова, иллюстрации к басням, карточки для игры «Хорошо», «Плохо», грамзапись «Свинья под дубом», диафильм « Квартет».

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Актуализация опорных знаний.
— Прослушивание отрывка.

У сильного всегда бессильный виноват:
Тому в истории мы тьму примеров слышим,
Но мы истории не пишем:
А вот о том как в баснях говорят.

— Кому принадлежат эти слова?
— С творчеством какого баснописца мы сегодня с вами продолжаем знакомиться?
— Назовите даты жизни И.А.Крылова.
— А что такое басня?
— Да, ребята, басня – это небольшой занимательный рассказ с поучительным смыслом в стихах или прозе. В басне действуют не только люди, но и звери, птицы, насекомые и различные предметы. Зная природные нравы и повадки животных, баснописец наделяет их человеческими поступками и мыслями. Читая басни, мы смеёмся над человеческими пороками и недостатками. Но главная мысль всегда серьёзна. Басня часто начинается кратким выводом – моралью, в которой содержится основная поучительная мысль /Зачитывается эпиграф/.

Забавой он людей исправил,
Сметая с них пороков пыль;
Он баснями себя прославил,
И слава эта – наша быль.

— Какие басни И.А. Крылова вы знаете? Назовите их.
— Хорошо ли вы знаете басни И.А.Крылова, я сейчас проверю.
— Просмотр 1 кадра « Квартет».
— Вспомните название басни, прочитайте отрывок.
— «Исправь ошибку».

Учащиеся читают карточки, исправляют ошибки, дают характеристику героям, читают правильно.
В карточках строки из басен: «Ворона и Лисица», «Щука и Кот», «Квартет», «Стрекоза и Муравей». «Лебедь, Щука и Рак», «Трудолюбивый медведь».
1.Лисице где-то бог послал кусочек сыру..
2.Зубастой Акуле в мысль пришло за кошачье приняться ремесло…
3. Проказница Мартышка, Баран, Козёл да косолапый Мишка затеяли сыграть квартет…
4. Попрыгунья – Бабочка
Лето красное пропела
Оглянуться не успела
Как зима катит в глаза…
5.Однажды Журавль, Рак, да Щука везти с поклажей воз взялись..
6. Орешника, березняка и вязу мой пёс сгубил несметное число, а не даётся ремесло…
— Басни повторили. Молодцы! Хорошо знаете.
— Одна карточка оказалась лишняя. Чтение про себя. О ком говорится? О чём говорится?
Свинья под дубом вековым
Наелась желудей досыта, до отвала
Наевшись выспалась под ним.

3. Объяснение нового материала.
— Сегодня мы с вами познакомимся с басней И.А.Крылова « Свинья под дубом». Чтение басни учителем.
-Интересная басня?
-Понравилась?
-Ещё раз послушаем басню в исполнении артиста /грамзапись/.
— Словарная работа.
Вековой дуб, прок, невежда.
— Чтение басни про себя.
-Вслух / 2 – 3 ученика/

4. Беседа по содержанию.
— О ком говорится в басне?
— О чём говорится в басне?
— Какая была свинья?
— А какой был дуб?
-А какой был Ворон?
— Что понравилось?
— Что не понравилось?
— Какие слова подходят для характеристики Свиньи, Ворона, Дуба?/учащиеся называют, учитель выставляет карточки/.
-Вежливость, мудрость, достоинство, тактичность, неблагодарность, глупость, невежество.
— А вы смогли вежливо ответить на замечание с достоинством, тактичностью, выслушать, не грубить. Бывает так в жизни, что на доброе дело отвечают неблагодарностью.
— Какая мораль у этой басни?
— Нельзя вести себя как свинья, надо беречь природу, зелёные насаждения.

5. Работа в тетрадях.
— Ещё раз рассмотрим иллюстрацию к басне « Свинья под дубом»
— Что можно взять для оформления тетради?
— Запись отрывка. Заслушать 2 – 3 ученика.

6. Итог урока.
— Что повторяли на уроке?
— Что узнали нового?
В баснях И.А.Крылова осуждаются плохие и поощряются хорошие поступки.
— Какие хорошие поступки можно взять для себя?
— От каких избавиться?
Плохо: глупость, жадность, лень, жесткость, невежество, неблагодарность, злость, зависть, хитрость, легкомыслие, хвастовство.
Хорошо: мудрость, доброта, трудолюбие, вежливость, уважительность, ум, достоинство, тактичность.
Строки крыловских басен стали пословицами и поговорками, вошли в нашу речь (можно 2-3 зачитать).
Басни И.А.Крылова живут, их знает, любит, и ценит весь русский народ Они стали достоянием народа. В Санкт-Петербург в Летнем саду установлен памятник дедушке Крылову в окружении героев басен.

7. Задание на дом: Рисунок к басне «Свинья под дубом».

8.Оценки.