Литературно-музыкальная композиция «Память».

Автор: Ануфриева Елена Николаевна, заведующая библиотекой МОУ СОШ №22 п.Беркакит, Нерюнгринского р-на, РС(Я), первая квалификационная категория.

О себе: В школе работаю 27 лет. Залог своего профессионального успеха вижу в воспитании личности духовно-нравственной, творческой, занимающей активную жизненную позицию и умеющей разобраться в огромном потоке информации. Но, имея немалый опыт в работе с детьми, считаю, что любое общение с ребёнком должно быть пронизано любовью к нему. Тогда и проблемы воспитания и обучения не будут такими острыми и злободневными, как на сегодняшний день. Очень люблю активный отдых на природе и путешествия.

Цель: воспитывать чувство патриотизма, чувство уважения к прошлому своей страны; прививать нравственно-эстетические качества.
Оборудование:
— Плакат с фотографиями о войне, выполненный детьми;
— Выставка детских рисунков о Великой Отечественной войне;
— Выставка книг о Великой Отечественной войне;
— Записи песен о войне, минуты молчания;
— Изображение вечного огня (муляж).

Ход мероприятия.

Ведущий: Приближается один из самых больших и волнующих праздников нашей страны – День Победы. Люди отдают дань любви и уважения воинам-освободителям, помнят тех, кто погиб от рук фашистов. Минуло уже более 70-ти лет с того незабываемого и трагического дня, когда люди нашей страны услышали страшное слово «война».
Негромко звучит песня «Священная война» (муз. А. Александрова, сл. В. Лебедева-Кумача).

На её фоне ученики читают стихотворение «Напоминание» М. Луконина.
1. Самый светлый, самый летний день в году,
Самый длинный день Земли – двадцать второго.
Спали дети, зрели яблоки в саду.
Вспоминаем, вспоминаем это снова.
2. Вспоминаем эту ночь и этот час –
Взрыв, что солнце погасил в кромешном гуле,
Сквозь повязки неумелые сочась,
Кровь народа заалела в том июне.
3. Шаг за шагом вспоминаем, день за днём,
Взрыв за взрывом, смерть за смертью,
Боль за болью,
Год за годом, опалённые огнём,
Год за годом, истекающие кровью.

Ведущий: Четыре страшных года длилась Великая Отечественная война. Она оставила след почти в каждой семье. Более двадцати миллионов своих сыновей и дочерей недосчиталась наша страна после Великой Отечественной. Тяжёлую войну вынес на своих плечах наш народ.

Учащиеся читают стихотворение В. Занадворнова.
1. Ты не знаешь, мой сын, что такое война!
Это вовсе не дымное поле сраженья,
Это даже не смерть и отвага. Она
В каждой капле находит своё выраженье.

2. Это – изо дня в день лишь блиндажный песок
Да слепящие вспышки ночного обстрела;
Это – боль головная, что ломит висок;
Это – юность моя, что в окопах истлела;

3. Это – грязных, разбитых дорог колеи;
Бесприютные звёзды окопных ночёвок;
Это – кровью омытые письма мои,
Что написаны криво на ложе винтовок;

4. Это – в жизни короткий последний рассвет
Над изрытой землёй. И лишь как завершенье –
Под разрывы снарядов, при вспышках гранат –
Беззаветная гибель на поле сраженья.

Ведущий: Им, защитникам Родины, воздвигнуты мемориалы Славы, обелиски. На братских могилах никогда не увядают цветы. Сколько могил неизвестного солдата в нашей стране? Очень много! Солдаты погибли за нашу мирную жизнь, за мирную жизнь будущих поколений. И наш долг – помнить об этом!
Звучит песня «Журавли» (муз. Я. Френкеля, сл. Р. Гамзатова). Учащиеся читают стихотворение М. Исаковского.

1. Мы здесь не потому, что дата,
Как злой осколок, память жжёт в груди.
К могиле Неизвестного солдата
Ты в праздники и в будни приходи.

2. Он защитил тебя на поле боя,
Упал, ни шагу не ступив назад.
И имя есть у этого героя –
Великой Армии простой солдат.

3. Куда б ни шёл, ни ехал ты,
Но здесь остановись!
Могиле этой дорогой
Всем сердцем поклонись!

4. И для тебя, и для меня
Он сделал всё, что мог:
Себя в бою не пожалел,
А Родину сберёг.

Ведущий: Враги зверски расправлялись с мирным населением оккупированных территорий, а истребление детей было ещё более страшным преступлением гитлеровцев. Каждому человеку ясно, что дети – это святое, они не воюют, они не вооружены. Они беззащитны и никакой опасности для германского рейха не представляют. Однако фашизм их зверски уничтожал. Уничтожал ещё с большим садизмом и жестокостью, чем взрослых. Многие поэты писали об этом стихи. И один из них – Муса Джалиль. В его честь названа одна из улиц нашего посёлка. Ребята проводили поисковую работу по сбору информации о Мусе Джалиле и сейчас нам подробнее расскажут о нём.

Ведущий: Муса Джалиль написал много стихов о войне и о трагической доле русского народа. Послушайте одно из них.
Тихо звучит «Реквием» В. Моцарта. Ученик читает стихотворение Мусы Джалиля «Варварство».

Ведущий: Большей жестокости не знала наша планета, чудовищней зверства не бывает на свете. Разве можно такое предать забвению?…

Инсценировка «Дети Войны».
Брат и сестра в ожидании матери. Сестра, кутаясь в старую шаль, играет в куклы, брат ремонтирует табурет.
С е с т р а. Как холодно! И мама не идёт.
Быть может, хлебушка она нам принесёт?
Ну, хоть бы крошечку где отыскать,
Голодной страшно мне идти в кровать.

Б р а т. А разве я есть не хочу? Хочу!
Но всё равно молчу.
Ведь там, где папа наш сейчас,
Потяжелее, чем у нас.
Не разрываются снаряды здесь,
И дом у нас с тобою есть.
А главное – фашисты далеко.
Да и кому сейчас легко!

С е с т р а. А помнишь блинчики с вареньем,
Чай с маминым печеньем,
Которое по праздникам пекла она.
Сейчас я б съела всё одна!

Б р а т. Опять ты о еде заговорила!
Уж лучше б душу не травила!
Чем чаще вспоминаешь ты о ней,
Тем голод чувствуешь сильней.
И мне воспоминанья эти не нужны.

С е с т р а. А вот и мамины шаги слышны!

Б р а т (строго). Не вздумай хныкать перед ней,
Дай отдохнуть сначала ей.

Ведущий: В чём были повинны эти дети? Что пришлось пережить всем детям войны? Страх, голод, холод и острую боль, вонзающуюся в детские души как нож!

Чтоб снова на земной планете
Не повторилось той беды,
Нам нужно, чтобы наши дети
Об этом помнили, как мы!
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память – наша совесть
Она, как сила нам нужна…

Ученики читают стихи Р. Рождественского и С.Шаровой.

1. Поклонимся великим тем годам,
Всем нашим командирам и бойцам,
Всем маршалам страны и рядовым,
Поклонимся всем мёртвым и живым!
(Р.Рождественский)

2. Неугасима память поколений
И память тех, кого мы свято чтим,
Давайте, люди, встанем на мгновенье
И в скорби постоим и помолчим.
(С.Шарова)

Минута молчания /фонограмма/.

Ведущий: Память о войне… Она набатом стучит в наших сердцах, повелевая не забывать подвиг народа, бережно хранить мир, завоёванный ценой миллионов человеческих жизней. И наша память о том страшном времени – это прежде всего книги о Великой Отечественной войне, которые сегодня рядом с нами.

Обзор книг о ВОВ.
«Солдаты Бессмертия» В. Кованого – книга учёного, врача, общественного деятеля – посвящена подвигу медиков в годы ВОВ. Рассказывая о героическом труде солдат в белых халатах, автор, сам участник Великой Отечественной, призывает к сохранению мира на Земле.
«Во имя Родины» — эта книга посвящается представителям различных национальностей, совершившим беспримерные подвиги в годы ВОВ.
«Великая Отечественная в письмах» — в этом сборнике собраны письма, написанные героями и участниками войны на различных фронтах своим родным и близким. Так же сборник иллюстрирован фотографиями.
«Историческая победа» Б. Зверева – рассказывает о всемирно-историческом значении Победы нашей страны над фашизмом, о её источниках и влиянии на послевоенное развитие мира.
«Озарённый первым салютом» — красочный фотоальбом, в котором собраны фотографии военных и послевоенных лет.
«Якутия: во имя Великой Победы» — книга-фотоальбом о воинах-якутянах, учавствовавших в войне 1941 – 1945 годов. Здесь собрано очень много фотопортретов и аннотаций о боевом пути якутских ветеранов войны.
«Говорят погибшие герои» — со страниц этой книги говорят те, кто погиб смертью храбрых в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками. Письма и документы, представленные в этом сборнике, писались в последние минуты жизни – в застенках гестапо, в тюрьмах и концлагерях, во время тяжёлых боёв. В этих письмах звучит страстный призыв к победе над фашизмом. Патриоты завещают потомкам продолжать борьбу за светлое будущее человечества, за прочный мир между народами.
Почёт и вечная слава всем, кто в годы войны защищал Родину от врага. Давайте не будем забывать о подвигах нашего народа в ВОВ и всегда будем помнить о тех, кто нам дал великий праздник – День Победы!

Ученики читают стихи В. Скородумова и Р. Рождественского.

1. День памяти – Победы праздник.
Несут венков живую вязь,
Тепло букетов красок разных,
Чтоб не терялась с прошлым связь.

2. В девятый день ликующего мая,
Когда легла на землю тишина,
Промчалась весть от края и до края –
Мир победил! Окончена война!

3. Война закончилась, но песней опалённой
Над каждым домом до сих пор она кружит,
И не забыли мы, что 20 миллионов
Ушли в бессмертье, чтобы нам с тобою жить.

Ведущий: Во имя Отчизны –

Все хором: Победа!

Ведущий: Во имя живущих –

Все хором: Победа!

Ведущий: Во имя грядущих –

Все хором: Победа! Победа! Победа!

Звучит песня «День Победы» (муз. Д. Тухманова, сл. В. Харитонова). На её фоне ведущий читает стихотворение.

Сегодня праздник входит в каждый дом,
И радость к людям с ним приходит следом.
Мы поздравляем всех с великим днём,
С днём нашей славы!
Все вместе: С Днём Победы!

Музыка усиливается и все участники поют песню «День Победы».

Использованная литература.
1. Венок славы. Антология художественных произведений о Великой Отечественной войне: в 12 т. – М.: Современник, 1988.
2. Военно-патриотическое воспитание в школе / авт.-сост. М.В. Видякин и др. – Волгоград: Учитель, 2005.
3. 1418 дней войны: Из воспоминаний о Великой Отечественной / сост. Е.Н. Цветаев, В.С. Яровиков. – М.: Политиздат, 1990.
4. Поэзия периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет. – М.: Советская Россия, 1983.
5. Яковлев Н.Н. Весна Победы. – М.: Педагогика, 1985.