Взаимодействие специалистов коррекционных образовательных учреждений VIII вида, как один из аспектов социального партнёрства в системе образования.

Автор: Стукова Ольга Юрьевна, учитель начальных классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы–интерната VIII вида г.Новокузнецк

О себе: Стаж работы – 15 лет. Владею методами диагностики дефекта развития у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. При осуществлении коррекционной направленности процесса обучения, учитываю индивидуальные отклонения в развитии и компенсаторные возможности обучающихся и воспитанников. В процессе коррекционно-развивающей работы активно использую компьютерные средства обучения: видео-, аудио-программы доступные для обучающихся школ данного вида. Являюсь участником Всероссийского проекта «Школа цифрового века».

На современном этапе развития образования значительное внимание уделяется проблеме социального партнёрства. Это понятие достаточно широкое и включает в себя совместную деятельность субъектов, характеризующуюся доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и долговременностью отношений, а также признанием интересов и ответственности сторон за результат их сотрудничества и развития. Как видим, партнёрство очень выгодно отличается от других видов социального взаимодействия длительностью, системностью изменений, активностью и ответственностью сторон и представляет собой качественно новый уровень социального взаимодействия. Но противоречие заключается в том, что при наличии острой потребности как самих образовательных учреждений, так муниципальной и государственной системы в целом в реализации социального партнёрства в сфере образования, её реальное состояние находится на низком уровне. В связи с этим актуальным является поиск и реализация путей, средств, механизмов перевода социального взаимодействия в муниципальном образовании на уровень реального партнёрства.

Одной из главных задач современного этапа развития системы образования является создание педагогических условий, оптимальных для каждого обучающегося специальной (коррекционной) школы. Такой подход предполагает формирование адаптивной социально-образовательной среды, включающей всё многообразие различных типов образовательных учреждений. И здесь важную роль играет преемственность в работе специальных (коррекционных) дошкольных образовательных учреждений и коррекционных школ VIII вида.

Преемственность заложена в самой природе обучения и воспитания. Она предполагает последовательный переход от одной ступени образования к другой и проявляется в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитания. При поступлении выпускников детского сада в начальную школу происходит их привыкание к новым условиям на основе формирования готовности к обучению в начальной школе. Процесс адаптации выпускников детского сада в начальной школе многоаспектен и включает привыкание к режиму работы школы, школьному и ученическому коллективу, организационным формам обучения, условиям обучения и воспитания, традициям и ценностям начальной школы.

Практическая работа с обучающимися, имеющими ограниченные возможности здоровья, показывает, что быстрее и безболезненнее адаптируются выпускники тех детских садов, в которых существует система формирования их готовности к школьному обучению, проводится совместная работа педагогов детских садов и учителей начальных классов, учитывается индивидуальные психологические особенности обучающихся.

Часто в работе учителя и воспитателя детского сада отсутствует взаимосвязь, согласованность. В процессе своей работы воспитатель выявляет готовность ребёнка к обучению в школе, способности умственной деятельности, состояние речи и особенности его социального развития. Учитель 1 класса, владеющий данной информацией, будет более подготовлен к осуществлению более эффективного педагогического воздействия на обучающегося. Своевременное целенаправленное взаимодействие воспитателя и учителя даст возможность обучающимся с разными уровнями развития и подготовленности к школе почувствовать себя более комфортно в сложный адаптационный период.

Большое значение играет преемственность в выборе стиля общения учителя с первоклассником и его родителями, учёт индивидуальных особенностей характера ребёнка и семейного воспитания. Это будет способствовать формированию учебной мотивации и позитивного отношения обучающегося и его родителей к педагогу.
Педагогическое партнёрство между детским садом и начальной школой включает систему связей обеспечивающих взаимодействие основных задач, содержания и методов обучения и воспитания с целью создания единого процесса образования на смежных этапах развития ребёнка.

Переход от дошкольного к начальному образованию обладает определённой спецификой и обусловлен:
— возрастными особенностями развития детей; психологическими, социокультурными, интеллектуальными и др.;
— педагогическими условиями: содержанием образования детей, развитостью педагогических технологий, форм, методов осуществления партнёрства.

Исходя из особенностей и природы изучаемого явления, определена цель осуществления партнёрства – создание условий для эффективного и безболезненного перехода детей из детского сада в начальную школу.
Такая цель обусловливает следующие общие для детского сада и начальной школы задачи осуществления партнёрства:
— Создание единого образовательного пространства.
— Применение здоровьесберегающих технологий.
— Координацию и совместную разработку содержания обучения и воспитания детей.
— Использование преемственных форм, методов, технологий детского сада и начальной школы.

Процесс осуществления партнёрства условно можно подразделить на отдельные последовательные этапы:
1 этап – формирование готовности дошкольников к обучению в начальной школе. Данный этап предусматривает:
— сохранение и укрепление здоровья;
— психологическую подготовку к обучению в школе;
— формирование знаний и умений;
— развитие общекультурных умений и навыков.
2 этап – адаптация детей к условиям обучения в начальной школе:
— приспособление к режиму учебной работы;
— адаптация в школьном и классном коллективе;
приспособление к организационным формам обучения.
3 этап – развитие познавательной личностной сферы обучающихся в начальной школе на основе использования элементов формирования готовности и педагогических технологий детского сада:
— использование здоровьесберегающих технологий дошкольного образовательного учреждения;
— проведение психологической диагностики с применением методик ДОУ;
— формирование знаний и умений на основе учебной подготовки в ДОУ;
— дальнейшее развитие общекультурных умений и навыков.

Мы рассмотрели этапы осуществления социального партнёрства между дошкольным и школьным учреждением, которые показывают, что преемственность в работе ДОУ и начальной школы это объективный процесс, функционирующий в определённых временных интервалах и имеющий свой механизм, который действует на основе использования элементов формирования готовности и педагогических технологий ДОУ и в начальной школе.

Механизм осуществления преемственности может быть следующим:
— единство требований;
— своевременное взаимодействие педагогов ДОУ и начальной школы коррекционного образовательного учреждения;
— единое терминологическое пространство;
преемственные формы, методы, технологии обучения и воспитания детей.

Его составные части функционируют с помощью определённых форм и методов, реализуемых в процессе социально организованной деятельности администрации, педагогов ДОУ, учителей начальных классов по созданию условий для эффективного и безболезненного перехода детей из детского сада в начальную школу.
Формы осуществления преемственности детерминированы степенью взаимосвязи, стилем, содержанием взаимоотношений образовательных учреждений. Анализ деятельности ДОУ и начальной школы выявляет достаточно широкий их спектр. По содержанию и характеру деятельности такие формы можно условно сгруппировать в коллективные и индивидуальные. По оценке педагогов ДОУ и учителей начальной школы, наиболее эффективными коллективными формами осуществления преемственности являются:
— технологические, методологические семинары педагогов ДОУ и учителей начальной школы;
— совместный анализ деятельности по осуществлению преемственности в ДОУ и начальной школе;
— проведение открытых дидактических и воспитательных мероприятий для педагогов ДОУ и учителей начальной школы;
— обучение (совместное) педагогов ДОУ и учителей начальных классов для осуществлению преемственности;
— дни открытых дверей в ДОУ и начальной школе.

Эффективными индивидуально-групповыми формами осуществления преемственности ДОУ и начальной школы являются:
— индивидуальные консультации учителей начальной школы и педагогов ДОУ;
— взаимопосещение и анализ учебных мероприятий;
— взаимообучение учителей начальной школы и педагогов ДОУ;
— индивидуальные беседы учителей и педагогов ДОУ с родителями и их детьми;
— изучение личных дел, карт развития, диагностических материалов развития ребёнка.

Наряду с традиционными формами преемственности в ходе инновационного движения в образовании появились новые, такие как уроки-практикумы, дни совместного обучения, психологические тренинги и др. Часто применяемые и эффективные методы осуществления преемственности это:
— взаимное изучение, анализ и использование педагогического опыта;
— проведение совместных мероприятий;
— использования преемственных технологий, форм, методов обучения и воспитания;
— разработка форм и методов обмена педагогическим опытом (семинары, совместные педсоветы, консилиумы, взаимопосещение уроков и занятий, совместное составление планов взаимодействий).
На данном этапе существует система работы нашей школы и специального (коррекционного) детского сада №78. Администрацией школы совместно с администрацией детского сада №78 разработан совместный план сотрудничества и заключён договор.

Специалисты из этого дошкольного учреждения прослеживают дальнейшую судьбу детей после выпуска. Они посещают нашу школу и узнают об успеваемости своих выпускников. Большинство выпускников детского сада №78 приходят к нам в 1 класс. И как правило, они потом распределяются в классы с тяжёлой степенью и классы со сложным дефектом.
Мы проводим совместные педагогические советы, совещания по обмену опытом, знакомимся с методологическим обеспечением учебного процесса, с методическими пособиями, используемыми для данной категории воспитанников, посещаем группы, беседуем, проводим диагностические методики., ближе знакомимся с семьёй ребёнка. Старшеклассники школы №20 ездят с концертами в это детское учреждение.

Для лучшей адаптации детей к обучению в школе мы осуществляем преемственность в выборе учебных специальных программ. С этого года в школе функционирует 1й класс для детей со сложным дефектом, он полностью состоит из воспитанников детского сада №78. Дети в этом классе не способны к овладению чтением и письмом. Их обучение ведётся по специальной программе для детского сада: Л. Баряева «Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью». А также специалисты–дефектологи детского сада №78 рекомендовали нам программу для детского сада Екжановой Е.А. и СтребелевойЕ.А. Поскольку я являюсь классным руководителем 1 класса, данная информация пригодилась для составления календарно-тематического планирования и поурочных планов. Занятия в 1 классе для обучающихся со сложным дефектом строятся по принципу занятий в детском саду. Для методически грамотного построения уроков я посещала занятия в детском саду №78 и изучала работу воспитателя во время режимных моментов, за что благодарна специалистам данного детского сада.
Опыт показывает что дети, у которых на ранних этапах диагностируются нарушения развития, из специализированных детских садов попадают в к4оррекционные школы, в классы для детей с тяжёлыми нарушениями интеллекта и для детей со сложным дефектом. Поэтому администрации специальной (коррекционной) школы необходимо прогнозировать, количество данных классов. На данном этапе сотрудничество с коррекционным детским садом приобретает особую важность.

Важно отметить, что для педагогов школы полезен опыт детского сада в работе с родителями. Как правило, родители данной категории детей не воспринимают своего ребёнка как особого. Часто они не могут понять, что ребёнок с нарушениями здоровья по достижению семилетнего возраста может быть совершенно не готов к школьному обучению. Здесь очень важна работа специалистов-дефектологов дошкольного учреждения в процессе подготовки ребёнка к специальной (коррекционной) школе и в процессе формирования правильного понимания родителями своих детей с ограниченными возможностями здоровья. Опыт работы показывает, что готовить к школьному обучению надо не только детей, но и их родителей, так как в период школьного обучения становится очень важным какие культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания привиты ребёнку в период дошкольного обучения.

Несмотря на проводимую работу в осуществлении преемственности можно сказать, что этого пока недостаточно. Нужно осуществлять более тесный контакт специалистов детского сада со школой, чтобы дети приходили в 1 класс более подготовленными к школьному обучению, и чтобы на этой почве возникало как можно меньше конфликтов между родителями и педагогами.

Всё выше сказанное доказывает, что взаимодействие в работе специального детского сада и специальной (коррекционной) школы это необходимое условие социального сотрудничества как особого фактора в создании коррекционно — развивающего пространства образовательных учреждений VIII вида.

Использованная литература:
1. Аншукова Е.Ю. Организация работы по преемственности между дошкольным учреждением и общеобразовательной школой // Начальнаяшкола.-2004.-№10.
2.Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П., Зарин А. П., Соколова Н. Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. — СПб.:Издательство «СОЮЗ», 2001. — 320 с. — (Коррекционная педагогика).
3. Воронкова, В.В. О структуре и учебном плане школы-интерната (школы) VIII вида для детей с умственной отсталостью Текст. /В.В.Воронкова // Дефектология. 1996. — № 3. — С. 19 — 24.
4. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. –– М.: Просвещение, 2005. – 272 с.
5. Психолого-педагогическая диагностика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / И.Ю.Левченко ,С.Д.Забрамная, Т.А.Добровольская и др.; Под ред. И.Ю.Левченко, С.Д.Забрамной.— М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 320 с.
6. Забрамная С.Д., Боровик О.В. Методические рекомендации к пособию «Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей»авторов С.Д. Забрамной, О.В. Боровика.: Пособие для психолого-педагогических комиссий. –– М.: Владос, 2003 — 32 с.
7. Мазорук Е.Д. Система социализации личности воспитанников условиях специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида / Е.Д.Мазорук, Р.В. Щербакова // Образование в соврем. шк. – 2007. — № 10. — С.30-35.

date2 апреля, 2012