Духовно-нравственное просвещение семьи как метод снижения неблагополучия и становления родительского авторитета.

Автор: Шацкая Марина Сергеевна, заместитель директора, социальный педагог МБОУ СОШ № 80 г. Воронеж

О себе: Я работаю в школе по призванию. Совмещаю в своей работе административные функции и педагогические. Считаю одним из самых приоритетных констант в деятельности любого работника школы – научно-педагогическое знание. Оно помогает мобилизовать деятельность и дает ответы на многие вопросы, с которыми приходится сталкиваться на практике. Я имею научные интересы в области филологии и воспитательных технологий и считаю две эти сферы в каких-то моментах взаимосвязанными между собой.

Семья как микромодель общества является важнейшим звеном многогранного процесса формирования личности ребенка. Сегодня перед семьей остро стоит проблема ее дезорганизации, которая связана с нарушением не только взаимодействия супругов по разным причинам, но и взаимным отчуждением детей от родителей. Семья зачастую не выполняет своих воспитательных функций.

Ребенок – живой организм, с ранних лет остро чувствующий и воспринимающий все, что происходит вокруг него. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, сохраняется в течение всей его жизни.
Существует множество факторов, связанных с семьей, и влияющих на благополучное воспитание ребенка, например, материальное благополучие, наследственность, биологическое здоровье родителей, социальное положение, уклад жизни и многие другие факторы.

Первыми, кто начинает оказывать влияние на ребенка, оказываются его родители. Их духовное воздействие на формирование сознания и поведения детей, основанное на уважительно-доверительном отношении ребенка к мнению отца и матери, есть их авторитет [5, 55].

Зачастую во многих респектабельных и благополучных семьях вырастают дети со множеством социально опасных пороков: становятся циниками, эгоистами, лицемерами, а зачастую оказываются на профилактических мероприятиях в комиссии по делам несовершеннолетних. Родители сетуют: «Как же так, он всегда нас слушался!» На наш взгляд, результаты такого воспитания кроются в ложном авторитете.

Понятие ложного авторитета рассматривается подробно в различных изданиях. Например, Л. М. Фридман выделяет несколько разновидностей ложного авторитета: авторитеты подавления, расстояния, чванства, педантизма, резонерства, любви, доброты, дружбы, подкупа [6, 417].

В связи с тенденцией распространения в современном мире данных типов авторитета появляются конкретные примеры:
1. Ситуация на заседании комиссии по делам несовершеннолетних.
Иванов И. (17 лет): «Мне мама разрешила не учиться и не ходить в школу. Я лучше пойду работать». Ответ на это мамы: «Он не хочет. Что я могу сделать?» (в данном случае проявление ложного авторитета доброты, любви)
Или:

2. На Совете профилактики в школе: «Я не подаю дневник для «тройки», потому что боюсь отца. Он, если увидит ее, будет меня наказывать» (проявление ложного авторитета подавления).
Таких примеров можно приводить очень много.
Отсюда вытекают типичные ошибки в семейном воспитании: неправильные представления родителей; связанные с влиянием на детей уклада жизни семьи, их личного примера. Бесспорно, правильный пример и авторитет не даются от природы, но он может быть легко установлен в каждой семье. По мнению выдающегося ученого Л. М. Фридмана, «главным основанием родительского авторитета только и может быть жизнь родителей, их поведение» [6, 419].

Но «жизнь и поведение» родителей зачастую не всегда являются показательными для детей. Это происходит в так называемых неблагополучных семьях.

Неблагополучная семья – семья, в которой нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания. На данном основании семьи условно делятся на две группы:
1. Конфликтные, проблемные семьи, асоциальные, аморально-социальные, с недостатком воспитательных ресурсов;
2. Внешне респектабельные семьи, образ жизни которых не вызывает беспокойства, однако ценностные установки расходятся с общечеловеческими моральными ценностями. [7, 10].

В своей практике приходится сталкиваться чаще всего с неблагополучными семьями первого типа — с семьями, где уровень жилищно-бытовых условий крайне низкий, материальное положение тяжелое, оба родителя злоупотребляют алкоголем, безработица, и самое главное – во всех неблагополучных семьях отмечается отсутствие знаний психолого-педагогического характера. В такой семье утрачены все установки на нормальное поведение.

Неправильные поступки, связанные с целенаправленным воздействием на формирование личности ребенка, приводят к числу самых серьезных ошибок относится недооценка роди личного примера родителей, единство предъявляемых требований, недостаточное внимание к организации детей в семье, что отрицательно влияет на способность к усвоению новых знаний, формирование у них трудолюбия, коллективизма, инициативности, целеустремленности, требовательности к себе [4, 137].
Для того, чтобы вероятность промахов в воспитании была снижена, родители должны обладать интеллектуальным потенциалом и психолого-педагогическими знаниями.

Поэтому в данном случае влияние школы наиболее значимо. Направления ее воспитательной работы как раз и строятся с целью формирования вышеперечисленных и многих других качеств личности [3, 19].

Еще П. Ф. Каптерев писал об учреждении курсов для родителей со специальной программой правильного воспитания с целью оказания педагогической помощи [2, 138].

Задачи семейного и школьного воспитания общие, их в целом можно охарактеризовать так: воспитание самодеятельной личности, развитие личности как части общественного целого, воспитание личности в сознании ее связи со всемирным бытием [1, 204].

В связи с этим, администрация школы, педагоги бросают все свои силы на проведение бесед духовно-нравственной направленности, чтобы снизить семейное неблагополучие и помочь родителям установить авторитет в семье.
Такие беседы проходят либо в индивидуальной беседе «vis-a-vis», а лучше всего не в здании школы, а «на территории родителей», дома. С психологической точки зрения, это удобно обеим сторонам. Ориентируясь на данные своей практики, выделим общие темы для бесед с родителями:

1. Педагогическая и социально-психологическая подготовка родителей к воспитанию детей. Современным родителям нужно объяснять, что им предстоит на личном опыте обретать сущностное понимание отцовства и материнства, становиться носителями духовной культуры, учиться любить детей, но и требовать одновременно отдачи от них.

2. Семейные традиции и устои. Нужно восстанавливать иерархию семейных взаимоотношений. Супружество, воспитание детей должно восприниматься не как тяжкое и нежелательное бремя, а радость, дарованная свыше.

3. Значение личного примера и авторитета родителей в воспитании детей. Необходимо сделать уклон на то, ребенок в семье должен различать добро и зло. Если родители злоупотребляют алкоголем, то им нужно разъяснять, что пьянство приносит вред не только им самим, но и «подрывает» их авторитет в глазах детей. Хорошо действуют при этом конкретные примеры из кинематографа, литературы, окружающей действительности.

Говоря о родительском авторитете, уместно упомянуть об авторитете учительском. Поскольку семья и школа преследуют одинаковые цели в воспитании детей, то и авторитеты родителей и учителей должны соприкасаться в своем построении. Самыми главными считаем следующие установки, выдвинутые еще К. Роджерсом: истинность и открытость опыту; безусловное положительное отношение к другому; эмпатия. Нужно ставить перед детьми ограничения, учить их на положительных примерах. Вместе с тем семье и школе в своей политике необходимо руководствоваться единством требований [4, 183].

К сожалению, не всегда данная теория «работает» на практике. Все зависит от каждой конкретной семьи, от уровня наслоения в ней социальных проблем.

Политика государства такова, что в современной школе, в различных общественных организациях прямо или косвенно родителям напоминается об ответственности за образование и воспитание детей. Современные родители должны понять, что они не только отвечают за действия несовершеннолетнего ребенка перед законом РФ «Об образовании», но и перед собой. Они должны уяснить также и то, что своими поступками «взращивают» продукт собственной деятельности.

Литература:
1. Каптерев, П. Ф. Задачи и основы семейного воспитания / П. Ф. Каптерев // Семейное воспитание: Хрестоматия: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Сост. П. А. Лебедев. – М.: Академия, 2001. – С. 203 – 229.
2. Каптерев, П. Ф. Педагогические курсы для матерей и нянь / П. Ф. Каптерев // Семейное воспитание: Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Сост. П. А. Лебедев. – М.: Академия, 2001. – С. 137-139.
3. Концепция воспитательной деятельности образовательных учреждений Воронежской области на 2006 – 2011 годы. – Воронеж: ВОИПКРО, 2005. – 34 с.
4. Педагогика и психология семейного воспитания / М. П. Осипова [и др.]; под ред. М. П. Осиповой. – Минск: ИВЦ Минфина, 2008. – 360 с.
5. Прохорова, О. Г. Мы и наши дети / О. Г. Прохорова. – СПб.: КАРО, 2007. – 160 с.
6. Фридман, Л. М. Психология детей и подростков / Л. М. Фридман. – М.: Изд-во института психотерапии, 2003. – 480 с.
7. Целуйко В. М. Психология неблагополучной семьи / В. М. Целуйко. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 272 с.

date11 марта, 2012