Наглядное пособие «Музыкальный домик».

Автор: Филяй Вера Степановна, музыкальный руководитель, МОУ школа-сад № 5 Краснооктябрьского района г. Волгограда.

О себе: Имею высшее педагогическое образование и высшую квалификационную категорию по должности «музыкальный руководитель». С большим интересом работаю по разделам «слушание музыки» и «музыкально-ритмическая деятельность дошкольников». Мои воспитанники — активные участники районных фестивалей детского творчества «Юные таланты», концертных выступлений. Дошкольники продолжают музыкально-эстетическое развитие в детских музыкальных школах района, в хореографических и хоровых коллективах. Кроме того, более тридцати лет веду педагогическую практику на музыкальном отделении Волгоградского педагогического колледжа. Люблю художественную литературу, вечера вокальной и симфонической музыки, активный отдых в горах.

Наглядное пособие «Музыкальный домик» предназначено для закрепления элементарных теоретических знаний о музыке для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Цель пособия: способствовать формированию и развитию интереса к музыке, правильному восприятию ее содержания, структуры и формы.

Данное пособие имеет обучающий характер, способствует более быстрому усвоению требований программы и дает возможность проводить занятия наиболее содержательно; систематизирует знания детей, повышает их качество.

Форма пособия: трехстворчатая двухсторонняя ширма размером 200Х85см.

С обеих сторон ширмы обозначены жанры (песня, танец, марш), средства музыкальной выразительности: регистры (высокий, низкий, средний), динамические оттенки (громко, тихо, умеренно громко), темп (быстрый, медленный), форма и настроение в музыке. Одна сторона ширмы оформлена фиксированными картинками, другая сторона снабжена кармашками с набором карточек, геометрических фигур, рисунками. Пособие эстетично, безопасно, удобно.

Функции пособия:
• способствует развитию музыкально-слухового восприятия;
• дает зрительные представления о жанре, форме, темпе, регистре, нюансовых изменениях;
• помогает ребенку услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыки, а затем найти необходимый зрительный аналог;
• обращает внимание на связь музыкального настроения с цветовой гаммой (Программа «Музыкальные шедевры» О.П. Радыновой).
• развивает познавательные функции, вовлекает детей в активный образовательный процесс; обучает речевым навыкам и речевой культуре;
• содействует развитию мыслительных операций: учит сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать;
• требует от детей наблюдательности и сосредоточенности;
• оказывает помощь педагогу в диагностировании уровней музыкального развития ребенка, определении качества усвоения пройденного материала.

С данным пособием коллеги района были ознакомлены на заседании методического объединения (№2 от 16 января 2007г) по теме: «Пути повышения эффективности музыкальных занятий» Во время проведения доминантных занятий в разновозрастных группах были показаны способы применения «Музыкального домика» в образовательной деятельности.