Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через оформление мини-музея макетов в ДОУ.

Автор статьи: Соболева Ирина Анатольевна, воспитатель МБДОУ №206 , г. Красноярск.
О себе: Моё педагогическое кредо: каждый ребенок талантлив! Но талантлив по-своему.

Людей неинтересных в мире нет.
Их судьбы — как истории планет.
У каждой все особое, свое,
И нет планет, похожих на нее.

Планета Земля — наш общий дом, каждый человек, живущий в нем, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства. Экологическое воспитание в ДОУ имеет огромное влияние на развитие интеллектуальных, творческих способностей у детей и нравственного становления, формирующего современную образованную личность.
Для реализации данного направления в нашем саду появился мини-музей «Животного мира», в котором ключевую роль играют макеты.

Что такое мини-музей? Во-первых, «Мини» — напоминает о том, что музей в детском саду занимает очень небольшое пространство. Это может быть часть группового помещения, холла, спальни, коридора, экологической комнаты, стеллажи. Во-вторых, он создан для самых маленьких посетителей и открыт для них постоянно. В-третьих, мини — музей не отвечает многим строгим требованиям, которые представляются к настоящим музеям.

Все экземпляры музея изготовлены руками педагогов из природных материалов. Процесс изготовления интересен как педагогам так и детям и не требует больших затрат.

В нашем музее представлены макеты:
1) Дикие, животные нашего леса.
2) Домашние животные.
3) Животные жарких стран.
4) Насекомые.
5) Животные холодных стран.
6) Животные Африки.
7) Водоем и его обитатели.
8. Земноводные.
9) Пресмыкающиеся.

Данные макеты используются как наглядный материал. Благодаря им внимание детей удерживается на протяжении всей деятельности. К каждому экспонату музея, разработаны методические рекомендации, с подробным описанием, которые включают в себя:
-подборку стихов, загадок, пословиц.
-описание животных их среды обитания, их особенностей (питание, жилища и т.д.)
-комплекс занятий.
-подборка дидактических игр.

Также с использование макетов во время занятия педагог может создавать проблемные ситуации: «Кто перепутал дом», «Чей детеныш потерялся?», «Кто что ест?».

Представляем вашему вниманию один из конспектов занятий с использованием макета мини-музея «Дикие животные нашего леса».

Конспект занятия по экологии «Жизнь диких животных» (старший дошкольный возраст 6-7 лет).

Цель: Формирование представлений у детей о диких животных красноярского края, о взаимосвязи обитателей леса — растений и животных, их пищевой зависимости друг от друга.
Задачи:
Образовательные: — закреплять у детей знания о характерных особенностях диких животных, их образе жизни, умение классифицировать зверей на « травоядные» и «хищные».
Развивающие: — развивать у детей мыслительные процессы: память, внимание, речь, воображение.
Воспитательные: — воспитывать уважительное отношение к природе, интерес к познанию животных наших лесов.
Ход занятия:
1.Социоигра «Хорошее настроение»
Дети встают в круг.

В: Сегодня замечательный день. Какое у вас, ребята, сегодня настроение?
(ответы детей)

В: Чтобы наше настроение стало еще лучше, давайте посмотрим на своего соседа справа, улыбнемся и скажем ему красивое и ласковое слово.
(ответы детей)

В: от таких ласковых слов настроение становится еще лучше.

2. Игра ТРИЗ «Что умеет делать? ».
Каждый ребенок загадывает какое-нибудь дикое животное и представляет себя в его образе. Например:

Д: Я, медведь. Умею ходить, дышать, расти, добывать себе пищу. Зимой сплю в берлоге, а питаюсь за счет накопленного жира.

3. Путешествие в лес.

В: Ребята, я совсем забыла, утром почтальон мне передал письмо.

Д: (самостоятельно читают письмо) Письмо от Лесовичка.
Дорогие ребята, и снова здравствуйте. Я, лесовик, приглашаю вас в волшебный лес, в гости.

В: Поедем, ребята?

Д: Да

В: Но как мы туда доберемся?

Д: (варианты детей)

В: У меня есть волшебная палочка. Вы закройте глаза и скажите волшебные слова: «1.2,3 в сказку нас палочка неси».

В: Откройте, дети, глаза. Вот мы и в волшебном лесу. Никого не видно. Никого не слышно! А тут записка. Кто прочитает?

Д: (дети читают). Ой, ребята, здравствуйте, как хорошо, что вы приехали! У меня беда: зима нынче выдалась холодная да снежная. Вот я и решил, построю для своих зверей любимые теплые дома. Поселил их в тепло, а они не могут жить вместе. Помогите мне их помирить и по домам своим расселить. Вот, возьмите каждый по животному, назовите их, и поселите их по своим домикам.

Д: Выполняют просьбу, по ходу действий комментируют. Появляется Лесовичек

Л: ребята, спасибо вам! Давайте разомнемся. Физкультминутка «Зайке холодно зимой»

4. Подведение итогов.
В: Ребята, что мы узнали сегодня?

Д: (ответы детей)

Дети и воспитатель прощаются с Лесовичком, закрывают глаза, произносят волшебные слова и возвращаются в детский сад.
При использовании макетов, дети легче и с большим интересом погружаются в работу по заданной теме, охотнее делают заключения и имеют возможность более развернуто воспроизвести «прожитые» ощущения и приобретенные знания.

 

Список использованной литературы:

1. Н.А. Рыжова «Экологическое образование в детском саду» М: 2001г.
2. Наталья Рыжова; Лариса Логинова; Алла Данюкова. «Мини-музей в детском саду». Линка – пресс Москва 2008г.

date5 марта, 2012