Конспект занятия «Защитники земли русской».

Автор: Ахметзянова Файруза Адиповна, воспитатель II квалификационной категории, ДОУ №40, г. Альметьевск, Республика Татарстан

О себе: Закончила Чистопольское педагогическое училище в 1987 году, общий педагогический стаж 21 год, 13 из которых я работаю в данном учреждении. В свободное время я занимаюсь шитьем и чтением художественной литературы. Воспитываю дочь.

Программное содержание:
1. Познакомить детей с былиной, помочь почувствовать красоту и выразительность былинной речи.
2. Обогащать словарь детей словами обществоведческого характера.
3. Развивать эстетические чувства средствами художественного слова, музыки и изобразительного искусства.
4. Познакомить детей с новым изобразительным материалом – самоклейкой.
5. Воспитывать интерес к русской истории, жизни предков и героев.
6. Активизация словаря: копьё, кольчуга, бармица, палица,былина, Отечество, Отчизна.
Предварительная работа:
Чтение былин. Приготовление репродукции с картины В.М.Васнецова «Богатыри». Прослушивание музыкального отрывка из песни: «Богатырская сила» в обработке А. Пахмутовой. Рассматривание иллюстраций из книг: «Былины» А.Шевцова, «Васнецов» Г. Ветровой, «Путешествие в прекрасное» О. Селезнёвой. Рассматривание географической карты России. Разучивание пословиц о Родине.
Материал: Цветной картон, самоклейка.

Ход занятия:

Воспитатель: Послушайте, я прочту вам стихотворение:
Вижу чудное приволье,
Вижу нивы и поля –
Это русское раздолье,
Это русская земля!
Вижу горы – исполины,
Вижу реки и моря-
Это русские картины,
Это Родина моя!
Слышу песни жаворонка,
Слышу трели соловья –
Это русская сторонка,
Это Родина моя!

Воспитатель: Ребята, скажите, в какой стране мы живём? (Ответы детей). Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Россия, единственная необыкновенная страна.

Воспитатель: Почему?

Дети: Потому, что здесь много городов, рек и морей.

Воспитатель: Да, потому, что она большая страна в мире. Богатая страна, много рек, морей и озёр. Это наша Родина.

Воспитатель: Как по – другому, мы можем назвать нашу Родину?

Дети: Россия, Отчизна, Отечество.

Воспитатель: Правильно. Попробуйте произнести эти слова с любовью и гордостью. Давайте вспомним пословицы и поговорки про Родину.

Маша: Родина – мать умей за неё постоять.

Неля: Человек без Родины, что соловей без птицы.

Родион: За родной край и жизнь отдай.

Максим: Родина любимая, что мать родимая.

Лейсан: Для Родины своей – ни сил, ни жизни не жалей.

Воспитатель: Действительно, наша Родина – большая страна в мире. Глядя на карту России, вы поймёте, почему нашу Родину называют необъятной, привольной и великой (Рассматривание карты России).
Воспитатель: Народная мудрость гласит, что земля может накормить человека своим хлебом, напоить водой из своих родников, но защитить себя земля не может. Это святое дело защитников нашей земли русской.

Воспитатель: Кто охраняет мирный труд людей, нас с вами, нашу страну?

Дети: Наша Армия.

Воспитатель: Кто служит в армии?

Дети: Солдаты, офицеры.

Воспитатель: Как по-другому можно их назвать?

Дети: Защитники Отечества.

Воспитатель: А сейчас послушайте отрывок из песни и скажите, как раньше называли людей, которые защищали Родину? (Прослушивание отрывка из песни и ответы детей)

Воспитатель: Да, богатыри. Раньше на Руси наши предки называли защитников Родины – богатырями. О них слагали былины.
А что такое былина?

Дети: Правда, о том, что было раньше.

Воспитатель: Да, то что, было на самом деле, это песни, сказы о подвигах богатырей земли русской. А сейчас послушайте отрывок из былины: «Илья Муромец и Соловей Разбойник». (Чтение отрывка из былины).  О ком эта былина?

Дети: Об Илье Муромце.

Воспитатель: С кем сражался Илья Муромец?

Дети: С Соловьем Разбойником.

Воспитатель: Каким был Илья Муромец?

Дети: Храбрым, сильным, смелым, добрым.

Воспитатель: При помощи какого оружия Илья Муромец победил Соловья Разбойника?

Дети: Лука и стрелы.

Воспитатель: А вы бы хотели быть похожими на Илью Муромца?

Дети: Да.

Воспитатель: А что нужно для этого?

Дети: Делать зарядку, хорошо питаться.

Воспитатель: Ребята, богатырями называют людей сильных, смелых, готовых встать на защиту Родины. А чтобы такими стать надо с детства готовиться, заниматься спортом, закаляться, тренироваться, вести здоровый образ жизни и любить Родину.

Воспитатель: Давайте по-удобнее встанем. И представим, что мы богатыри.
Физминутка.
-Руки вверх подними!Руки шире разведи!
-Делай раз, делай два, делай три.
Повтори! (2-3 раза)

Воспитатель: Ой, у нас в группе как много богатырей. Вот Ваня, какой он сильный. Ришат покажи свою силу. У Камиля какие сильные руки. Какие вы сильные, смелые, здоровые. А сейчас ребята, давайте обратим внимание на знакомую картину. Кто автор этой картины?

Дети: Васнецов.

Воспитатель: Как называется эта картина?

Дети: Три богатыря.

Воспитатель: Кому посвящается эта картина?

Дети: Русским богатырям.

Воспитатель: Правильно, ребята, картина посвящена русским богатырям. Вот стоят три богатыря и в любой момент наши богатыри готовы защищать свою любимую Родину – матушку Русь.

Воспитатель: Кто стоит в середине, и какой он?

Дети: В середине Илья Муромец, наш былинный герой. Он самый мудрый и сильный.

Воспитатель: Кто слева от Ильи Муромца?

Дети: Слева на белом коне Добрыня Никитич. Он храбрый, сильный.

Воспитатель: А кто справа от Ильи Муромца?

Дети: Справа от Ильи Муромца на коне сидит самый молодой, и ловкий Алёша Попович.

Воспитатель: А знаете ли вы как назывались оружие и доспехи богатырей?

Дети: Шлем.

Воспитатель: Шлем, кольчуга, бармица – доспехи. Доспехи защищали воинов. Пика, меч, щит, палица, стрела, лук – это оружие. Шлем для защиты головы, кольчуга прикрывала грудь и спину, а шею прикрывала бармица. Щитом богатыри укрывались от ударов копья, лука, стрелы, пики, меча.
Шлем на голове
Щит и меч в руке
Кольчугой опоясан
Богатырь на коне.

Воспитатель: Перед битвой каждый богатырь должен приготовить своё оружие. Ребята, я сегодня предлагаю вам изготовить каждому свой богатырский щит и украсить его узором. Все проходите на свои рабочие места. У всех на столах заготовки. Какой формы?

Дети:Круглой.

Воспитатель: Это щит. Украшать будем в технике аппликации, но без клея.
Сегодня мы с вами в первый раз будем работать самоклейкой. Детали орнамента уже готовы. Прежде чем приклеить узоры, нужно выложить узор, а потом наклеивать (Рассматривание схемы работы). А сейчас, внимательно смотрите, я вам покажу свой щит и способ наклеивания. Давайте ещё раз вспомним, как надо выполнять работу (Ответы детей). У каждого богатыря свой щит. Одинаковых быть не должно. Приступаем к работе (Работа детей под музыку).

Воспитатель: Ребята, чем мы сегодня занимались? О ком мы сегодня говорили? Ришат, с каким щитом ты бы пошел в бой? Что вам больше всего понравилось? (Ответы детей). Молодцы, ребята! Все справились с заданием, надеюсь, когда вы станете сильнее и старше, вы будете защищать, как богатыри нашу Родину.