Занятия по математике в средней группе по теме «Измерение длины».
Автор: Малая Татьяна Викторовна, воспитатель I категории, ФГ ДОУ «Детский сад №158» Минобороны РФ
О себе: Педагогический стаж 16 лет. Работаю по программе «Образовательная система Школа 2100». Дошкольное воспитание». Приоритет отдается Петерсон Л.Г., Холиной Н.П. «Математика». Мое хобби — отгадывание кроссвордов и сканвордов, чтение СМИ. Мое педагогическое кредо: «Если вы хотите, чтобы жизнь улыбалась вам, подарите ей сначала свое хорошее настроение» (Б.Спиноза).
Цель: Формировать практические навыки измерения длины с помощью условной мерки. Формировать представления о зависимости результата измерения от величины мерки. Закреплять счет в пределах 8, умение соотносить цифру с количеством, пространственно-временные отношения. Развивать воображение, мышление, память. Воспитывать любознательность, самостоятельность в выполнении заданий.
Материалы к занятию:
Демонстрационный — изображения зверей для измерения длины Удава, 3-4 картинки, связанные одним сюжетом, карточки с отрезком числового ряда
Раздаточный — ленты, плоские — мерки, зеленые листы, геометрические фигуры разного цвета и разной формы, цифры от 1 до 8.
Предварительная работа:
Просмотр детьми мультфильма «38 попугаев». Выявление главных героев и беседа по сюжету мультфильма.
Ход занятия:
1. Зависимость результата измерения от величины мерки.
1) Воспитатель измеряет шагами какое-нибудь расстояние, например, от стола до окна. Затем-то же расстояние измеряют своими шагами дети. Получаются разные результаты. Как это объяснить: расстояние одно и то же, а результаты измерения — разные?
Дети должны догадаться, что разные результаты получаются из-за того, что у воспитателя шаги большие, а у них — маленькие. Чем больше шаг, тем меньше их получается.
2) На фланелеграфе выставляется изображение Удава. Воспитатель рассказывает, что звери в лесу решили измерить его длину.
Сначала стал измерять длину Удава своими шагами Слон, затем Мартышка, а потом Попугай.
Воспитатель спрашивает:
-Как вы думаете, кто из зверей сделал больше всего шагов для измерения Удава? Меньше всего? Почему?
Затем он выставляет по длине Удава двух слонов, четыре мартышки и восемь попугаев.
Детей надо подвести к выводу: если измеряют длину разными мерками, то получаются разные результаты; число мерок больше, когда мерка меньше. Для этого можно использовать следующий диалог:
-Какова длина Удава в слонах, мартышках, попугаях? (2 слона, 4 мартышки, 8 попугаев).
-Почему получились разные числа? (У всех зверей разные шаги).
-Когда получается больше шагов — когда они крупные или маленькие? (когда шаги маленькие, их больше).
-А длина Удава меняется при измерении шагов? (Нет, Удав всегда один и тот же).
3) На столах у детей ленты и полоски разной длины (полоски укладываются по длине стола целое число раз).
Воспитатель рассказывает, что длины часто измеряют тем, что всегда при себе: шагами, локтями, саженями, пядями и т.д., и показывает, как измерить длину ленты саженями и локтями. Затем дети самостоятельно измеряют саженями и локтями свои ленты.
После этого дети измеряют длину стола пядями, полосками разной длины. Для удобства после каждого выкладывания мерки можно выставлять фишку (палочки). Тогда число мерок равно числу фишек (палочек).
В процессе этой работы закрепляются представления о том, что большая мерка уместится по длине стола меньше раз.
2.Физкультминутка «Три медведя».
Дети изображают медведей и выполняют действия согласно тексту.
Три медведя шли домой.
Папа был большой-большой,
Мама с ним — поменьше ростом,
А сынок — малютка просто.
Очень маленький он был —
С погремушками ходил.
З.Игра « Садовники».
Воспитатель предлагает вспомнить лето и посадить на клумбу цветы. « Клумбой» служит лист зеленой бумаги прямоугольной формы, а «цветами» — геометрические фигуры разного цвета и разной формы.
— Какой формы ваша клумба?
— Сколько у нее углов?
— Покажите верхние углы (нижние).
-Покажи углы, которые справа (слева). Сколько их?
— А теперь найди верхний правый угол, нижний левый, верхний левый, нижний правый.
— Начинаем « сажать» цветы: «посадите» в верхний левый угол 2 синих цветка, в нижний правый — 1 желтый, в верхний правый — красный и синий цветки.
— Какой угол остался свободным? « Посадите» туда столько цветов, чтобы всех цветов на клумбе было 8 (3 цветка).
Затем воспитатель просит детей посчитать от 1 до 8 и от 8 до 1 и показывает карточки с отрезками числового ряда, в которых одна клетка пропущена. Дети должны определить, какая цифра пропущена.
4.Пальчиковая игра «Паук».
Пальцы согнуты, медленно передвигаются по столу.
5.Игра: «Не ошибись».
Перед началом игры ведущий дает детям задание: « Закройте глаза, я буду хлопать. Вы же внимательно слушайте, а потом покажите цифру, которая обозначает число ударов». Сосчитав удары, дети показывают цифру и объясняют, почему показали именно ее.
6.Игра: «Распутай клубок».
Воспитатель помещает на доску 3-4 картинки, связанные одним сюжетом:
1) Бабушка вяжет, на земле лежит клубок. Рядом котенок.
2) Котенок играет с клубком. Клубок стал заметно меньше.
3) Котенок размотал весь клубок.
Дети должны расставить картинки по порядку и объяснить, почему, по их мнению, порядок именно такой.
7. Итог занятия.
-Ребята, что мы с вами делали сегодня на нашем занятии?
-Что нового и интересного вы узнали?
-Понравилось вам работать с мерками?
-Хотите продолжить измерения?
-На следующем занятии мы с вами продолжим наши измерения. Вы сегодня хорошо поработали. Молодцы, старались и были внимательными. Всем спасибо