Урок русского языка «Обобщение изученного о глаголе».
Автор: Лаврищева Оксана Валерьевна, МОУООШ №15 г. Ельца Липецкой области, учитель начальных классов
Стаж работы: 15 лет.
Хобби: вязание.
Педагогическое кредо: каждый человек индивидуален.
Цели: закрепить и обобщить знания о глаголе как части речи, неопределённой форме глагола, временах глагола, роли глагола в предложении, правописании частицы не с глаголами; развивать устную и письменную речь; воспитывать любовь к родному языку с помощью сказок А. С. Пушкина.
Оборудование: опорные схемы, кроссворд, книжная выставка произведений А. С. Пушкина, аудиозапись, русский народный костюм для сказительницы (ученицы), портрет поэта, иллюстрации к сказкам, выставка рисунков учащихся, толковый словарь.
Ход урока:
1. Организационный момент.
-Ребята, сегодня наш урок будет необычным. Во-первых, потому что у нас гости. Повернитесь, поприветствуйте гостей. Во-вторых, наш урок будет сказочным, поэтичным.
Как и всякая сказка, урок начинается с волшебства. Закройте глаза, представьте себе море, волны плещут, ветер по морю гуляет. (Учитель включает грамзапись)
-Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах…
-Знакомы ли вам эти стихи?
-Кто их написал? (А. С. Пушкин)
2. Постановка целей урока.
(Учитель обращает внимание на портрет поэта)
— Сегодня на уроке мы будем вспоминать сказки Пушкина, замечательного русского поэта, всеми нами очень любимого. Кроме того, повторим всё, что вы знаете о глаголе.
3. Чистописание.
-В синем небе звёзды блещут,
В синем море волны плещут…
СсСсСсСсСсСсСсСсСсСсСсСсСсСсСс
-Из какой сказки эти строки? (Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди.)
-Выпишите слова, которые начинаются со звука С. (сказка, Салтан, сын, славный, Салтанович)
-Составьте устно предложение с любым из этих слов.
4. Словарная работа, сообщение темы урока.
— Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
-Вот кораблик на котором мы сегодня отправляемся в путешествие. Но плыть только с помощью ветра он не может. Его надо завести с помощью отгадывания кроссворда. Отгадав его, вы ещё узнаете тему сегодняшнего урока и повторите словарные слова. Я читаю отрывки из сказок, а вы выбираете словарные слова. (1 ученик у доски, остальные на карточках)
1)Вот открыл царевич очи;
Отрясая грёзы ночи
И дивясь, перед собой
Видит (город) он большой…
2)Пушки с пристани палят,
(Кораблю) пристать велят…
3)Царь Дадон к шатру спешит…
Что за страшная (картина)!
Перед ним его два сына…
4)Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Расплеснётся в скором беге-
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
(Тридцать три богатыря)…
5)Корабельщики в ответ:
«Мы объехали весь свет,
Торговали мы недаром
Неуказанным товаром;
А лежит нам путь далёк:
Восвояси на (восток)…»
6)Вот въезжает в город он…
Вдруг раздался лёгкий звон,
И в глазах у всей (столицы)
Петушок вспорхнул со спицы…
-Вы отгадали кроссворд. Молодцы!
-Прочитайте выделенное слово по вертикали. (Глагол)
-Тема нашего урока «Глагол».
5.Работа по теме урока.
1)Глагол, как часть речи.
-Запишите под мою диктовку.(1 ученик у доски, остальные в тетрадях)
-Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет.
-Обозначьте части речи.
-Какие слова мы называем глаголами? (Правило)
2)Роль в предложении.
-Послушайте нашу сказительницу.
Ученица рассказывает сказку «Глагол и его друзья».
«Жил-был Глагол. Однажды он решил, что каждый обязательно должен приносить какую-нибудь пользу людям. Он пошёл по белу свету счастья искать. Идёт, видит – сидит на камушке Существительное и плачет. А плачет оттого, что пользы никакой не приносит. Пригласил Глагол с собой Существительное счастье искать. Ему люди добрые сказали, что счастье и богатство лишь в труде.Шли они, шли и встретили Прилагательное, грустное, тихое, молчаливое, которое было так же одиноко и грустно. Позвали и его с собой. Долго ли, кротко ли шли они, вдруг оказались в сказочной стране Грамматике. Там все трудились, скучать было некогда. Встретили их доброжелательно и предложили работать в Предложении. Друзья с радостью согласились. С тех пор Глагол работает сказуемым. Существительное с Прилагательным тоже получили работу. Улыбка не сходит с их лиц. Ну как же, ведь они приносят пользу. А что может быть прекраснее на земле?»
-Вот и царевна из «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях» тоже делает добро людям:
-Дом царевна обошла,
Всё порядком убрала.
-Запишите с комментированием, подчеркните главные члены предложения.
-Сколько здесь сказуемых? (Два.)
-Как называются такие члены? (Однородными)
-Чем выражено подлежащее? Сказуемое?
3)Физкультминутка.
— Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поёт
И орешки всё грызёт…
-Из какой сказки этот отрывок?
-Белочка предлагает нам отдохнуть и сделать физкультминутку.
-Выйдите все из-за парт.
-Белочка по ёлочкам скачет вверх и вниз,
Белочка, за веточки, лапками держись!
4)Фонетический разбор.
-Царь велит своим боярам,
Времени не тратя даром,
И царицу и приплод
Тайно бросить в бездну вод.
-Из какой сказки этот отрывок?
-Время…Что это такое? Как вы понимаете значение этого слова? Объясните.
-Давайте прочитаем в толковом словаре, как объясняет лексическое значение этого слова В.И.Даль.
— Сделаем звукобуквенный анализ слова ВРЕМЯ.
Время-2слога, 3согл., 2гл.
В-(в)-согл., зв., тв.
Р-(р,)-согл., зв., мяг.
Е-(э)-гл., уд.
М-(м)-согл., зв., мяг.
Я-(а)-гл., безуд.
5 букв, 5 звуков.
5)Изменение по временам.
-Дальше разговор у нас пойдёт не о простом времени, а о времени глаголов.
Ученик рассказывает стихотворение Волиной о временах глагола.
Прошедшее время — то, что прошло:
«Вчера мы писали», «Солнце ушло».
Настоящее время приходит теперь:
«Мы пишем имя», «Бегает зверь».
Будущее время ещё не пришло:
«После уроков пойдём мы в кино».
-И послушалась волна:
Тут же на берег она
Бочку вынесла легонько
И отхлынула тихонько.
Мать с младенцем спасена;
Землю чувствует она.
Но из бочки кто их вынет?
Бог неужто их покинет?
-Выпишите из этого отрывка глаголы по временам в 3 столбика. Самостоятельно с последующей проверкой.
6)Не с глаголом.
Живет он в поповом доме,
Спит себе на соломе,
Ест за четверых,
Работает за семерых,
Досветла всё у него пляшет,
Лошадь запряжёт, полосу вспашет,
Печь затопит, всё заготовит, закупит,
Яичко испечёт да сам и облупит.
-Из какой сказки этот отрывок?
-А что приговаривал Балда с укоризной?
(Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной!)
-Какое правило написания частицы НЕ с глаголом вы знаете?
Не выучил, не делай,
Не знаешь, не спеши.
С глаголами отдельно
Частицу НЕ пиши.
-Запишите это стихотворение по памяти.
6. Домашнее задание.
Записать 10 глаголов с НЕ. Составить 2 предложения с этими глаголами.
7.Выставление оценок.
-Так и вздулись сердитые волны,
Так и ходят, так воем и воют.
-Не довольна нами золотая рыбка. Забыли мы о бортовом журнале и не выставили оценки.
8.Итог урока.
-На этом наше морское путешествие окончено. Я всех благодарю за хорошую работу.