Метод проектов на уроках английского языка.
Автор: Сидорова М.В., учитель английского языка, курсы английского языка «Лингволэнд».

Бесчисленное многообразие методов обучения лишь подтверждает принцип: ни один из них не подходит для всех обучающихся. Успех студентов в освоении того или иного материала в значительной степени зависит от того, насколько их способности соответствуют методам обучения. Как известно, основной проблемой при изучении иностранного языка является то, что вне занятий обучающиеся не имеют возможности пользоваться полученными знаниями. [10]

Американский философ и педагог, профессор Колумбийского университета Джон Дьюи (John Dewey, 1859-1952) ввел понятие “обучение посредством деланья”. Эта концепция развилась в 1920-е годы в метод проектов в сельскохозяйственных школах США в связи развивающейся там идеей трудовой школы. Общий принцип заключался  в установленипи непосредственной связи учебного материала с жизненным опытом учащихся. Т.о. Джон Дьюи утверждал, что ребенок усваивает материал не просто слушая или воспринимая органами чувств, а как результат возникшей у него потребности в знаниях, и, следовательно, обучаемый является активным субъектом своего обучения. [7] Такие русские педагоги, как С.Т. Шацкий, В. Петрова, Н.К. Крупская, профессор Б.В. Игнатьев, В.Н. Шульгин, М.В. Крупенина занимались развитием метода проектов в начале XX века.[13]

Если мы говорим о методе проектов, то имеем ввиду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы. В основу метода проектов положены: идея, составляющая суть проблемы, его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной проблемы. Метод проектов предполагает по сути своей использование широкого спектра проблемных, исследовательских, поисковых методов, ориентированных четко на реальный практический результат. [9]

Перечислим основные требования к использованию метода проектов:
— наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного поиска для ее решения (например, проблема свободного времени у молодежи, проблемы семьи и т.д.);
— практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов (например, доклады, совместный выпуск газеты, план обустройства дома и т.д.);
— самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность обучающихся на занятии или во внеурочное время;
— структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов и распределением ролей);
— использование исследовательских методов; определение проблемы, выдвижение гипотезы их решения; обсуждение методов исследования; анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы (использование в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки», «круглого стола», творческих отчетов, защиты проекта и т.д.) [8];

Работа с проектом имеет следующие этапы:
1. Подготовительный, который включает в себя следующие шаги:
— планирование преподавателем проекта в рамках тем программы
— выдвижение идеи преподавателем на занятии
— обсуждение идеи учениками, выдвижение своих идей, аргументирование своего мнения (большой проект)
2. Организация работы:
— формирование микрогрупп
— распределение заданий в микрогруппах
— практическая деятельность учащихся в рамках проекта
3. Завершающий этап:
— промежуточный контроль (длительный проект)
— обсуждение способа оформления проекта
— документирование проекта
— презентация результатов проекта всей группе (мероприятие или семинар)
— подведение итогов выполнения проекта: обсуждение результатов, выставление оценок
4. Этап практического использования результатов проекта (в качестве наглядных пособий, докладов, выставки и т.д.) [9];

Обратимся еще к одному важному вопросу – типологии проектов. Доминирующими в проекте методами или видами деятельности являются: исследовательский, творческий, ролево-игровой, информационный. Рассмотрим каждый из них:
Исследовательские проекты. Они полностью подчинены логике небольшого исследования и имеют структуру, приближенную к подлинно научному исследованию (аргументация актуальности принятой для исследования темы; определение проблемы исследования, его предмета и объекта; обозначение задач исследования, определение методов исследования, источников информации; выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы; обсуждение полученных результатов исследования; обозначение новых проблем для дальнейшего процесса исследования).
Творческие проекты. В данном случае следует договориться о планируемых результатах и форме их представления. Это могут быть проблемы, связанные с содержанием какого-то произведения, статьи, фильма, жизненной ситуации. Это может быть фантастика. Оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры в виде сценария видеофильма, драматизации, программы праздника, плана сочинения, статьи, репортажа, дизайна и рубрик газеты, альбома и т.д.
Ролево-игровые проекты. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые ситуациями, придуманными участниками. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут проявляться лишь к его окончанию.
Информационные проекты. Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-либо объекте, явлении. Структура такого проекта может быть обозначена следующим образом: цель проекта, предмет информационного поиска, источники информации (средства СМИ, базы данных, в том числе электронные, интервью, анкетирование, в том числе и зарубежных партнеров), способы обработки информации (анализ, обобщение, аргументированные выводы), результат информационного поиска (статья, аннотация, реферат, доклад), презентация (публикация, обсуждение в конференции). [10]

Также различаются проекты по продолжительности: краткосрочные, средней продолжительности (1-2 мес.), долгосрочные (до года). Проектная методика характеризуется высокой коммуникативностью, активным включением студентов в учебную деятельность, принятием личной ответственности за продвижение в обучении.Ниже приводятся примеры реализации проектных работ на уроках английского языка.

1. Тип проекта: ролево-игровой проект. Вовлечены учащиеся 11 класса.
Тема: работа над текстом «Super Salesman». Продолжительность проведения: краткосрочный (2-4 часа). Цель: ознакомление с новыми лексическими единицами и непосредственное их употребление в активной речи, закрепление грамматических явлений, таких, как Past Perfect, Future-in-the Past
Подготовительный этап: ознакомление с вокабуляром, чтение, перевод текста.
Организация работы: непосредственно самостоятельная работа учащихся. Распределяются роли. Дается время на подготовку.
Завершающий этап: «Герои» начинают высказываться. Получается цельный рассказ, осложненный ситуациями, придуманными самими участниками проекта.

2. Тип проекта: творческий проект. Вовлечены учащиеся 11 класса. Тема: Formal or Informal Teaching?. Продолжительность проведения: краткосрочный (4-6 часов). Цель: исследование педагогических проблем, поиск путей решения этих проблем, развитие критического мышления, коммуникативных умений.
Подготовительный этап:  ознакомление с необходимым вокабуляром, чтение и перевод подходящего текста, дискуссия и создание проблемной ситуации.
Организация работы: самостоятельная работа учащихся. Распределяются роли. Дается время на подготовку.
Завершающий этап: «конференция» учителей. Участие принимают все учащиеся. Получается картина настоящей конференции. Участники с увлечением отстаивают свою точку зрения, хотя она может быть надуманной.
Этап практического использования результатов проекта: учащиеся оформляют свои точки зрения в виде докладов.

Таким образом, использование метода проектов стимулирует у учащихся умение формулировать собственные суждения и позволяет шире использовать навыки анализа идей.
Использованная литература:

  • Байдурова Л.А., Шапошникова Т.В. Метод проектов при обучении учащихся двум иностранным языкам // Иностранные языки в школе – 2002 — №1 – с. 5-11
  • Брейгина Н.Е. Проектная методика на уроках испанского языка // Иностранные языки в школе – 2004 — №2 – с.28-32
  • Бухаркина М.Ю. Метод проектов в обучении английскому языку // Иностранные языки в школе – 2005 — №3 – с. 24-29
  • Венедиктова С.Л. Проектная деятельность учащихся на уроках немецкого языка // Иностранные языки в школе – 2002 — №1 – с.11-14
  • Дурницына О.Ф. Итоговый урок-проект в VII классе по теме «Добро пожаловать в Россию!» // Иностранные языки в школе – 2005 — №4 – с.48-52
  • Душеина Т.В. Проектная методика на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе – 2003 — №3 – с.38-42
  • Дьюи Д., Дьюи Э. Школы будущего – изд. РСФСР, 1922
  • Нехорошева А.В. Из опыта работы по проектной методике // Иностранные языки в школе – 2002 — №1 – с. 18-22
  • Полат Е.С. Проектная методика // Иностранные языки в школе – 2000 — №2
  • Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе –2000 — №3 – с.3-9
  • Теслина О.В. Проектные формы работы на уроке английского языка // Иностранные языки в школе –2002 — №3 – с.41-46
  • Туркина Н.В. Работа над проектом при обучении английскому языку // Иностранные языки в школе – 2002 — №3 – с.46-48
date31 октября, 2011