Совместная деятельность учителя-логопеда и музыкального руководителя в процессе коррекционной работы с детьми с ОНР.

Автор: Фирсова Татьяна Аркадьевна, музыкальный руководитель высшей квалификационной категории МБОУ города Астрахани «СОШ №22» г.
О себе: Педагогический стаж 40 лет. Увлекаюсь плаванием, люблю художественную литературу 19 века.

Автор: Самарцева Лариса Владимировна, учитель-логопед высшей квалификационной категории МБОУ города Астрахани «СОШ №22».
О себе: Главная задача в моей работе – достучаться до самых сокровенных уголков детской души, помочь поверить в себя. Найти в ребёнке изюминку, зернышко, которое нужно взрастить, оберегать и постоянно развивать. Моё педагогическое кредо: «Увидеть в каждом маленького принца, любить его таким, каков он есть. И вместе с ним стремиться к совершенству – призвание Учителя и честь».

Полноценное развитие личности ребенка невозможно без воспитания у него правильной речи. Речевой функцией ребенок овладевает постепенно. Ошибочно надеяться на самопроизвольное исчезновение недостатков по мере роста ребенка, так как они могут прочно закрепиться и превратиться в стойкое нарушение.

Любые недостатки речи ограничивают общение ребенка со сверстниками и взрослыми и отрицательно влияют на формирование его эмоциональной сферы, а также могут привести школьников к неуспеваемости по многим дисциплинам.

Для полноценной подготовки к школе детей с недоразвитием всех компонентов языковой системы нужно решить ряд задач, а именно:
— устранить фонетико-фонематическую недостаточность и лексико–грамматическую дефицитарность;
— сформировать навыки звукового анализа и синтеза;
— развить другие компоненты психофизиологического базиса навыков чтения и письма (интеллектуальные предпосылки, моторную сферу, оптико-аудио-моторные координации, пространственные представления и т.д.);
— исправить дефекты в звукопроизношении;
— развить связную речь;
— предупредить нарушения письма и чтения.
— выработать у детей навык продуктивной учебной деятельности.

Поскольку полноценное формирование личности ребенка не может состояться без всестороннего развития, и так как большинство детей с общим недоразвитием речи выпускаются из специальных групп в общеобразовательные школы, основное внимание должно уделяться коррекционным процессам.

Осуществить такой объем работ можно лишь при условии квалифицированного, комплексного и систематического специального обучения дошкольников. Успешное преодоление речевого недоразвития в нашем дошкольном учреждении основано на тесной взаимосвязи и преемственности в работе всего педагогического коллектива и единстве требований, предъявляемых детям.

Тесная взаимосвязь логопеда, воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре и руководителя изобразительной деятельности возможна при условии совместного планирования работы: выбора темы и разработки занятий к ней, определения порядка занятий и их задач. После такой предварительной работы составляются календарные планы, как коллективных (фронтальных, погрупповых), так и индивидуальных занятий, намечаются взаимные посещения занятий с последующим анализом.

Еще в древности речь считалась основным средством общения между людьми (помимо мимики, жестов и т.д.), также многогранно она использовалась и в музыке для выражения людьми своих эмоций, настроений и т.д. В коррекционной работе с детьми с ОНР положительную роль играют совместные занятия логопеда и музыкального руководителя, которые сочетают в себе движение, речь и музыку, и способствуют нормализации моторики и ритмической стороны речи, что помогает более интенсивной адаптации детей. Во время проведения таких занятий развитие речи идет с помощью синтеза слова, движения и музыки. Движение помогает осмыслить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную деятельность и эмоциональную сферу.

Особое место в системе воспитания детей с речевыми расстройствами занимают праздники. Высокий эмоциональный подъем, ожидание торжественного события обостряют чувства детей, они лучше воспринимают и усваивают материал, содержание песен, стихов. Положительный эмоциональный фон праздников и развлечений дает возможность наиболее эффективно решать задачи коррекционно-воспитательной работы. Планирование этой работы осуществляется совместно логопедом и музыкальным руководителем. При этом учитывается не только возраст детей, но и их психологические особенности.

Используются упражнения для развития основных движений мелких мышц руки, активизации внимания, воспитания чувства музыкального ритма. Интересны для детей музыкально-дидактические игры, которые способствуют развитию фонематического слуха и внимания, ритмические игры с заданиями на ориентировку в пространстве, упражнения на различение музыкальных звуков по высоте, распевки на автоматизацию тех звуков, которые дети изучают на логопедических занятиях.

Музыкально-ритмические занятия не только формируют движения под музыку, развивают музыкальный слух и вокальные навыки, но и содействуют коррекции внимания детей, совершенствуют двигательные реакции на различные музыкальные сигналы.

У детей с недоразвитием речи формируются умения воспроизводить заданный ряд последовательных действий, переключаться с одного движения на другое и т.д. Эти маленькие праздники для детей, должны незаметно для них и обучать, и воспитывать, помогать детям закрепить ранее пройденное на специальных занятиях. Речевой материал подбирается в соответствии с этапами логопедической работы и уровнем речевого развития детей всей группы.

Музыкальная деятельность имеет большое познавательное, воспитательное и коррекционное значение благодаря своей наглядности. Дети быстрее и полнее усваивают речевой материал, если в качестве наглядной опоры используются натуральные объекты. Материал, которым оснащаются занятия, используется на разных этапах коррекционной работы с разными речевыми целями, а его применение варьируется в зависимости от речевого развития детей и специфики речевого дефекта. Важно и то обстоятельство, что ребенок в продуктивной деятельности опирается одновременно на несколько анализаторов (зрение, слух, тактильное восприятие), что также оказывает положительное влияние на развитие речи.

Совместные коррекционные занятия устраняют нарушенные речевые функции и развивают функциональные системы ребенка: дыхание, голосовую функцию, артикуляционный аппарат, внимание, процессы запоминания и воспроизведения речевого и двигательного материала. Взаимодействие логопеда и музыкального руководителя осуществляется по двум направлениям: коррекционно-развивающее и информационно-консультативное. В процессе работы логопед и музыкальный руководитель осуществляют индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности, закрепляют знания, умения и навыки, приобретенные на логопедических занятиях, а также всесторонне развивают личность дошкольника.

Учитель-логопед осуществляет: постановку диафрагмально-речевого дыхания; укрепление мышечного аппарата речевых органов средствами логопедического массажа; формирование артикуляторной базы для исправления неправильно произносимых звуков; коррекцию нарушенных звуков, их автоматизацию и дифференциацию; развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза; совершенствование лексико-грамматической стороны речи; обучение умению связно выражать свои мысли; обучение грамоте, профилактику дисграфии и дислексии; совершенствование мелкой моторики и т.д.

Музыкальный руководитель развивает: слуховое внимание и память, пространственное представления, координацию движений, умение передавать несложный музыкальный ритмический рисунок, а также воспитывает мелодико-интонационную сторону речи и фонематический слух.

Таким образом, залогом успешной коррекционной деятельности по преодолению речевых дефектов может явиться только совместная, взаимосвязанная работа всех специалистов дошкольного образовательного учреждения.

Список использованной литературы:

1. Бабушкина Р.Л. Логопедическая ритмика: Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи/ Под редакцией Г.А. Волковой, — СПб.: КАРО, 2005.
2. Воробьёва Т.А., Крупенчук О.И. Мяч и речь: игры с мячом для развития речи, мелкой ручной и общей моторики. – СПб.: КАРО, 2003.
3. Дедюхина Г.В. Работа над ритмом в логопедической практике. – М.: Айрис-пресс, 2006.
4. Лебедева А.Н. Развитие сенсомоторики детей старшего дошкольного возраста: Коррекционно-развивающая программа. – М.: Школьная Пресса, 2004.
5. Лопухина А.Н. Логопедия – речи, ритм, движение: Пособие для логопедов и родителей. – СПб.: Дельта, 1997.

dateДекабрь 4, 2013