Социально – коммуникативное развитие дошкольников.

Авторы: Юрасова Инна Александровна, воспитатель МБДОУ №9 «Метелица», г. Сургут, ХМАО – Югра
Тагирова ВалидаДамирбековна, воспитатель МБДОУ №9 «Метелица», г. Сургут, ХМАО – Югра

О себе: наше педагогическое кредо: Нести свой педагогический опыт работы в жизнь, чтобы помочь ребёнку войти в мир как полноправному творцу и деятелю, используя творческий потенциал и познавательную активность.

Детство – важнейший период человеческой жизни,
не подготовка к будущей жизни, а настоящая,
яркая, самобытная, неповторимая жизнь.
И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в
детские годы, что вошло в его разум и сердце из
окружающего мира – от этого в решающей степени зависит,
каким человеком станет сегодняшний малыш.
В. А. Сухомлинский

Социально-экономические изменения во всех сферах жизни общества, произошедшие за последнее десятилетие, неизменно привели к смене ценностных ориентаций. В настоящее время ведущей целью образования становится не объём усвоенных знаний и умений, а гармоничное разностороннее развитие личности, дающее возможность реализации ее креативных способностей. Важно отметить, что особо остро стоит задача формирования духовного мира ребенка.

В связи с этим перед психолого — педагогической наукой встает вопрос о воспитании духовно богатой и развитой личности, обладающей общечеловеческими ценностями, такими как истина, добро, красота, гуманизм, свобода, социальная справедливость.

Проблема духовности активно разрабатывается в философской и психологической литературе. Исследования духовности у детей дошкольного возраста тесно связаны с исследованиями в области нравственного воспитания личности Л.И. Божович, Т.А. Маркова, В.Г.Нечаева, Т.А. Репина [1, 2, 3, 5, 6]. Однако анализ исследований по данной проблематике показывает, что научных трудов по воспитанию духовности личности дошкольника практически не существует, достаточно часто оно приравнивается к нравственному и эстетическому воспитанию. К сожалению, нет четких концептуальных основ духовного развития личности, отсутствуют ориентиры и принципы его построения, не создано целостной педагогической теории воспитания духовности у детей дошкольного возраста.

Обозначенная проблема особенно актуальна в связи с тем, что на ранних этапах развития личности значительная часть усваиваемых отношений, свойств характера, мотивов формируется скрыто, никак не проявляясь, но подспудно определяя главные черты личности человека, неповторимость его окружения. Поэтому формирование духовности в дошкольном возрасте требует особого внимания и заботы. Философские, психолого-педагогические исследования доказывают: основы духовности, как чувственно-интеллектуально-волевого выражения закономерности бытия, закладываются в период дошкольного детства, воспитание духовности начинается с развития эмоциональной сферы.

Проблема духовности имеет тесную связь с социально-личностным развитием ребенка, основная цель которого воспитание гуманной, социально активной, самостоятельной, интеллектуально – развитой творческой личности.

Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»реализуется в рамках освоения детьми таких направлений как «Социализация, развитие общения, нравственное воспитание», «Ребенок в семье и сообществе», «Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание», «Формирование основ безопасности» и является в настоящее время приоритетной, выводится в ранг стратегических направлений обновления российского образования.

Социальное развитие – это процесс, во время которого ребёнок усваивает ценности, традиции, культуру общества, где ему предстоит жить с другими людьми, учитывая их интересы, правила и нормы поведения в обществе. Как правило, социализация осуществляется в семье, которая является основным проводником знаний, ценностей, отношений и обычаев от поколения к поколению.

Общеизвестно, что дошкольник в 5-6 лет обладает богатым и разнообразным эмоциональным миром; он глубоко чувствует, переживает; активно формируются его нравственно-этические категории и различаются понятия хороший — плохой, добро — зло, правда — неправда; формируются способности сопереживания, сострадания, понимания эмоционального состояния другого человека, его мыслей и чувств. Тем самым создается гуманистическая направленность в формировании личности.

Для этого необходимо воспитывать у них эмоционально — положительное отношение к тем местам, где они родились и живут, развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях края, о людях которые населяют его.

На основании вышеизложенной позиции на базе нашего дошкольного учреждения был разработан и реализован проект «Северное сияние», необходимо отметить содержательную сторону проведенной непосредственно образовательной деятельности, в ходе реализации которой дети узнали о природе, традициях, культуре народов ханты и манси.

Цель проекта:
— формирование знаний о культуре, традициях и быте коренных народов Югры: ханты и манси, посредством проектной деятельности у старших дошкольников.
Задачи проекта:
— вызвать у детей интерес к культуре, быту и традициям народов Севера;
— разучить с детьми игры и состязания народов Севера;
— ознакомить с прикладным национальным искусством ханты и манси;
— развивать познавательные способности посредством проектной деятельности, музейной педагогики и специально созданной развивающей среды;
— содействовать формированию духовно-нравственной культуры подрастающего поколения;
-воспитывать у детей толерантное отношение к культуре, быту и традициям народов Севера.

Основное содержания проекта.
В процессе реализации проекта была проведена непосредственно образовательная деятельность, посвященная одной тематике – дети в доступной для данного возраста форме, а именно, игровой деятельности знакомились с историей, культурой, традициями и бытом народов Севера. Осваивали традиционные игры, где использовались подражательные упражнения, «вживались в роли» рыб, что способствовало развитию воображения и творческого потенциала. Изготавливали птиц и оленей из природного материала и пластилина, рыб для озера в технике оригами. Дети стали активными участниками в освоении представляемого материала: отвечали на вопросы (использовалось в основном диалоговое общение), отгадывали загадки, принимали участие в изготовлении хантыйской куклы, включились в подвижные игры.

Важным моментом при проведении всего цикла непосредственно образовательной деятельности было подведение итогов, обсуждение с детьми – что нового они узнали, что было особенно интересно, делался «анонс» на следующую встречу.

Анализируя результаты реализации проекта, мы пришли к выводу, что такая форма организации духовно — нравственного воспитания может быть использована нами и далее, поскольку она позволяет сделать субъектами образовательно-воспитательного процесса не только воспитателей, но и самих дошкольников, а также их родителей.

С другой стороны, эффективно решать задачи направлений: «Социализация, развитие общения, нравственное воспитание» — усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, воспитание моральных и нравственных качеств ребенка. Развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, уважительного и доброжелательногоотношения к окружающим.Формирование готовности детей к совместной деятельности; «Ребенок в семье и сообществе» — формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществудетей и взрослых в организации; формирование гендерной, семейнойпринадлежности. [4].

Список литературы.
1. Божович, Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. – М.: «Просвещение», 1968. – 464 с.
2. Воспитание дошкольника в труде / Под ред. В. Г. Нечаевой. – М.: «Просвещение», 1974. – 235 с.
3. Запорожец, А. В. Основы дошкольной педагогики / А. В. Запорожец, Т. А. Маркова. – М.: Педагогика, 1980. – 271 с.
4. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 368 с.
5. Репина, Т. А. Особенности общения мальчиков и девочек в детском саду / Т. А. Репина // Вопросы психологии. – 1984. — №7. – С. 5-12.
6. Свадковский, И. Ф. Нравственное воспитание / И. Ф. Свадковский. – М.: «Педагогика», 1972. – 129 с.

dateОктябрь 5, 2015