Система внеклассной работы по формированию произношения и развитию слухового восприятия.

Автор: Григорьева Ирина Борисовна, учитель начальных классов высшей категории, Кировское областное государственное специальное (коррекционное) образовательное казенное учреждение для учащихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Кировская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат I вида», г.Киров.

О себе: Работаю учителем в классе для детей с нарушением слуха и детей с кохлеарной имплантацией. Стараюсь научить своих детей понимать, уважать и любить место, где они родились и живут. Бывает иногда очень трудно что-то объяснить неслышащему ребенку, но от этого моя работа не становится менее интересной. Самым лучшим подарком для меня становятся участие и выступления моих учеников на различных речевых конкурсах. После работы хожу в спортивный клуб «Элита», занимаюсь со своими домашними питомцами. А летом – с удовольствием провожу время на даче.

Формирование у детей с нарушенным слухом устной речи – одна из наиболее важных и сложных задач, решаемых в процессе обучения и воспитания. Полноценное включение неслышащих детей в общественно – полезную деятельность, в общество окружающих их слышащих людей в значительной мере зависит от степени овладения неслышащими детьми словесной, в частности, устной речью.

Контакт со слышащими предполагает умение глухого ребенка понимать обращенную к нему речь собеседника путем слухо – зрительного восприятия или чтения с губ и умения говорить разборчиво, понятно для окружающих. Развитие у глухих словесной речи в устной форме предполагает формирование навыков ее восприятия и воспроизведения. Эти два процесса взаимно связаны, их формирование осуществляется в условиях широкого использования развивающегося остаточного слуха в ходе всего учебно – воспитательного процесса.

Основными задачами работы по развитию слухового восприятия неслышащих школьников являются: максимальное развитие их остаточного слуха, создание на базе развитого слуха качественно новой слухо – зрительной основы для восприятия ими устной речи, а также использование слухового восприятия для приближения произношения неслышащего к естественному звучанию живой, выразительной речи нормально слышащих и говорящих людей.

Основным содержанием работы по развитию слухового восприятия неслышащих школьников является обучение их восприятию на слух устной речи. Это обучение осуществляется в условиях широкого использования звуко – усиливающей аппаратуры стационарного типа и индивидуальных слуховых аппаратов в ходе всего учебно – воспитательного процесса. Обучение глухих учащихся произношению так же составляет часть общей образовательно – воспитательной работы специальной школы. При этом, с одной стороны от качества фонетического оформления устной речи в значительной мере зависит интенсификация учебного процесса и, безусловно – возможность выполнения устной речью ее коммуникативной функции. С другой стороны, само качество обучения произношению известным образом обуславливается организацией всей жизни школы, в частности, речевым режимом, под которым понимается система мероприятий и требований, направленных на закрепление усвоенных неслышащими школьниками правильных произносительных навыков. Контроль над произношением осуществляется на уроках в слуховом кабинете и индивидуальных занятиях по обучению произношению. Кроме того, контроль производится во время уроков по любому предмету, а также на занятиях во внеклассное время.

Однако обучение произносительным навыкам в классное и внеклассное время происходит по — разному: в учебные часы на специальных уроках происходит первоначальное формирование произношения, закладывается фундамент произносительной стороны устной речи неслышащих, а на уроках по предметам и во внеклассное время должно происходить дальнейшее закрепление и совершенствование речевых навыков. Широкая речевая практика за пределами урока воспитывает потребность в словесной речи, обогащает и совершенствует навыки словесного общения неслышащих учащихся с окружающими людьми.

Тренировка речевых навыков во внеклассное время должна иметь место во всех формах учебно – воспитательной работы и быть неотъемлемой частью общей системы работы над языком. Следует не только учитывать стремление детей к речевому общению, но и максимально его стимулировать, способствовать развитию речевой инициативы детей, приучать учащихся к самостоятельности в использовании собственного речевого багажа.

Каждый год в апреле – мае в нашей школе проводится проверка внятности речи у учащихся всех классов. Анализ этих проверок показал, что качество произношения снижается. Закономерно возник вопрос «В чем дело?» Просмотрев все этапы работы над формированием произношения и развитием слухового восприятия в учебное и внеурочное время, мы пришли к определенному выводу. Если в первой половине дня, когда уроки идут друг за другом и ученику приходится постоянно говорить, отвечать на вопросы, спрашивать, то во второй же половине дня количество и качество речи снижается. И мы решили уделить более пристальное внимание работе над произношением и развитием слухового восприятия во внеклассное время.

Поэтому и была разработана система внеклассной работы по формированию произношения и развитию слухового восприятия.
Система состоит из простых элементов, реализация и контроль за которыми, не требует специального обучения воспитателей. Элементами этой системы стали элементы работы над речью: работа над дыханием, голосом, стимуляция к потребности качественным высказываниям. Еще одним элементом системы внеклассной работы над формированием произношения и развития слухового восприятия стал контроль за использованием учениками индивидуальных слуховых аппаратов.

Система внеклассной работы по ФП и РСВ.

Время. Мероприятия. Класс. Ответственные. Срок.
1 Утро. 1.Артикуляционно–дыхательная гимнастика.

 

2.Проверка индивидуальных слуховых аппаратов.

3.Речевая зарядка.

1-5кл.

(перед1уроком)

 

все классы

 

все классы

дежурный воспитатель,

учителя по слуховой работе

воспитатели, учителя

 

воспитатели, учителя

ежедневно

 

 

ежедневно

 

ежедневно

2 Перемена. 4.Музыкальная перемена.

Игры под музыку.

 

 

1-5кл.

(3 перемена)

6-11кл.

(2 перемена)

учитель ритмики, старшеклассники ежедневно
3 День. 5.Речевые игры.

 

6.«Час» диалога.

 

 

7.«Час» дидактической речевой игры.

 

8.Кружок по РСВ

 

 

9.Праздник речи.

все классы

 

по 1-2 чел

(индивид.)

 

1-5кл.

6-11кл.

 

учащиеся школы

(по желанию)

все классы

 

учителя по слуховой работе, воспитатели

воспитатель класса

 

 

организатор досуга,

воспитатели

 

зав.слухового кабинета, учитель по слуховой работе

учителя, воспитатели, зав. слухового кабинета

1 раз в чет.

 

ежедневно

(во время режимных моментов)

выходной день

по распис. кружка

 

конец мая

Рассмотрим каждый элемент нашей системы.
Артикуляционно – голосовая и дыхательная гимнастика.
Дыхание в покое и во время речи отличаются частотой и продолжительностью выдоха, наличием пауз. Для нормальной речи необходим длительный, экономный выдох. Усвоение длительного, экономного выдоха, характерного для нормальной речи, представляет для глухих детей определенные трудности. Это связано не только с тем, что неслышащий ребенок плохо управляет работой дыхательных мышц, но и с тем, что он не плотно смыкает голосовые связки при фонации, образует недостаточно узкие щели или чрезмерно напряженные смычки речевыми органами при артикуляции. Упражнения на развитие дыхания направлены на выработку продолжительного выдоха, что позволяет нормализовать речевое дыхание и связанную с ним слитность речи.

Вначале дыхательные упражнения направлены на координацию ротового и носового дыхания. Затем в эту работу включаются фонационные упражнения. Постепенно в эти упражнения включается речевой материал, произносимый на выдохе. Сначала это слоги и слогосочетания с различными гласными, затем навыки слитного произношения слогов переносятся на слова, словосочетания и предложения, при произношении которых может меняться ритм и темп речи. Для тренировки удлиненного выдоха применяется прием наращивания слогов, составленных с одним из гласных:
па па пу
па па па по пу
па па па па по пу пи
па па па па па по пу пи пэ
Произнесение слов сопровождается дирижированием.

Например, счет от 1 до 10, где удлиненный выдох наращивается постепенно, а каждый ряд слов произносится на одном выдохе:
один
один два
один два три
один два три четыре
один два три четыре пять и т.д.
Следующим этапом является переход к слитному произношению во фразе. Усложняя задания в упражнениях, надо каждый раз предлагать более длинные фразы:

Листья.
Падают листья.
На землю падают листья.
На землю падают желтые листья.
На землю падают желтые, красные листья.
Артикуляционно – голосовую и дыхательную гимнастику мы проводим утром перед первыми уроками. Дыхательная гимнастика готовит речевой аппарат детей к началу учебного дня.

Речевая зарядка.
Это одна из форм организации работы над произношением. Основной задачей является закрепление в устной речи учащихся ранее усвоенных произносительных навыков, их совершенствование и предупреждение распада. Другой задачей речевой зарядки является закрепление вновь приобретенных навыков.

Содержанием речевой зарядки может быть любая сторона устной речи: работа над звуками, голосом, над речевым дыханием, словесным и логическим ударением, над труднопроизносимыми словами, над усвоением норм орфоэпии. Речевая зарядка может быть включена в любой этап любого урока или занятия.

Для воспитателей школы был проведен обучающий семинар, посвященный речевой зарядке. Были даны типы зарядок, речевой материал, который можно использовать в них. Каждый воспитатель совместно с учителем класса определяет дежурный звук, который необходимо отработать на речевой зарядке, иногда речевой материал берется прямо из занятия.

Речевая зарядка.
Говорите хорошо звук «с»
с___
с_____ка с______на
ска – ска – сказка
сна – сна – интересная
интересная сказка
В книге есть интересная сказка.

Музыкальные паузы, музыкальные перемены.
На больших переменах мы проводим музыкальные паузы, игры под музыку.
Музыкально – ритмические стимуляции представляют собой сочетание двигательных упражнений с элементами танца. При выборе музыкального сопровождения предпочтение отдается танцевальной музыке, в которой ребята без труда могут различать ритмические удары. Музыкальное сопровождение является одним из стимуляторов развития слухового восприятия. Характер движений, которые выполняются под музыку, должен быть различен.

Для нормализации дыхания используются плавные движения. При работе над ритмом включаются танцевальные элементы, ритмическая ходьба. При выполнении ритмических движений дети приобретают раскованность и непринужденность.
Также в школе существует танцевальный кружок, в котором занимаются учащиеся разных возрастных групп. На занятиях дети разучивают танцевальные элементы, в занятия включено слушанье музыки и выполнение самостоятельных движений под музыку.

Речевые игры.
Речевые игры развивают речь глухого ребенка, решают множество задач: развивают сообразительность, находчивость, внимание, вырабатывают остроту реакции, заставляют вспоминать пройденное, закрепляют и пополняют словарь, упражняют в чтении с губ. Встречается много игр, в которых приходится сталкиваться с работой над буквой, слогом, словом и фразой. Игра может подчиняться одному сюжету или одному звуку. Игры проводятся во внеурочное время по будням и в выходные дни между разными классами или в одном классе. Заинтересованность учащихся и исход игры в большей мере зависят от выбора варианта игры в соответствии с речевыми возрастными особенностями детей.
В нашей школе прижился такой вариант игры, где ребята играют по станциям.

Перед каждой игрой проводится подготовительная работа:
— определяется тема;
— выбирается речевой материал, который правильно оформляется;
— подбирается наглядность.

Каждый воспитатель выбирает станцию и отвечает за подготовку всего материала. Перед самой игрой с ребятами проводится линейка, на которой раздаются маршрутные листы с наименованием станции и рассказываются правила игры. На каждой станции воспитатель объявляет задание, и только после этого ребята приступают к его выполнению. Для вовлечения в игру слабых учеников для них составляются индивидуальные задания с более легкими поручениями. После игры на линейке подводится итог и обязательное награждение каждого ученика.

Если соответствующим образом подбирать речевые игры, систематически проводить их и руководить ими, то они вызывают интерес у учащихся и способствуют, как общему развитию, так и развитию речи.

«Час» диалога.
Во внеклассное время общение учеников школы – интерната происходит, как правило, в естественной ситуации. В ряде случаев, речевые ситуации создаются педагогом, так чтобы приблизить их к естественным. Педагогу необходимо направлять внимание на развитие инициативной речи учащихся, поощрять их самостоятельные высказывания.

Воспитателям было предложено при проведении режимных моментов уделять 5 минут на ребенка для проговаривания речевого материала. Темы мини – диалогов могут быть самые разнообразные: специально подготовленные и возникающие по ситуации. Взрослый контролирует качество речи и сам является образцом для подражания. Необходимо развивать и закреплять у детей умение вызывать речевую реакцию собеседника, получить нужную информацию, уметь задавать вопросы и отвечать на них, быть инициатором разговора, поддерживать и доводить его до конца.

Дидактическая игра.
В сурдопедагогике игра считается важным средством коррекции дефекта, поэтому для глухих важной формой развития диалогической речи во внеклассное время будет игровая деятельность. Дидактическая игра способствует выработке умения самостоятельно, рационально использовать имеющие знания.

Воспитатели проводят, игры, которые можно разделить на группы:
1. Игры с предметами, в которых используются игрушки и реальные предметы («Чудесный мешочек», «Что пропало?»);
2. Настольно – печатные игры (лото, домино, мозаика);
3. Словесные игры. В них дети, опираясь на имеющиеся представления о предметах, учатся углублять знания о них.

Перед началом игры воспитатель проводит подготовительную работу: заранее знакомит учащихся с речевым материалом (название игры, ее правила, ход игры). В процессе игры педагог постоянно побуждает ребенка говорить, создает условия, чтобы использование речевого материала не мешало игре, не снижало к ней интереса. После игры происходит обсуждение ее хода, вопросами друг к другу учащиеся выясняют отношение к игре, сообщается результат.

Игры в нашей школе проводит организатор досуга. Проводятся они в комнате отдыха и участвуют в них дети разных возрастных групп.

Игры очень разные и интересные. В игре «Мозаика» ребята отгадывают ребусы, читают пословицы и поговорки. На «Поле чудес» учащихся ждут вопросы, посвященные разным темам: «Дикие животные», «Домашние животные», «Растения», а на заключительном этапе проходит «Брейн – ринг». В игре «Счастливый случай» ребята путешествуют по «Стране знаний», в игре «Крестики – нолики» — отгадывают загадки, ребусы.

Кружок по развитию слухового восприятия.
Эффективность работы над речью во многом зависит от того, как идет работа по развитию остаточного слуха глухих учащихся. Между слуховым восприятием и уровнем развития речи существует тесная взаимосвязь: чем выше уровень речевого развития, тем лучше слуховое восприятие ребенка, тем больше возможностей для развития речи.

Важно, чтобы материал по РСВ был отработан не только на индивидуальных и фронтальных занятиях, на общеобразовательных уроках, но и во внеклассное время. Для внеклассных занятий можно использовать такие виды работы, как проведение подвижных игр на слуховое внимание, прослушивание грампластинок, телепередач, организацию кружка.

Работа в кружке по развитию слухового восприятия проводится по трем направлениям:
1.Знакомство с музыкальными произведениями песенного характера;
2.Обучение речетативному пению;
3.Обучение танцам.

Знакомство с музыкальными произведениями проходит при подготовке школьных спектаклей, на дискотеках, где звучит музыка различных ритмов. Ребята любят слушать музыку по телевизору с использованием наушников и индивидуальных слуховых аппаратов.

В школе есть целая группа мимических певцов, которые разучивают с помощью педагогов песни для концертов и спектаклей. Ребята выступают не только в школе, но и участвуют в городских и региональных конкурсах.
Школьный танцевальный кружок «Жемчужина» не раз привозил грамоты и премии за первые места с российских конкурсов.

Праздник речи.
В опыте школы есть проведение таких праздников, но мы пытаемся найти более интересные формы их организации.
Например, в этом году мы попробуем провести праздник по такому сценарию.

Для младшего звена будет организовано «Путешествие в страну сказок». Ребятам предстоит инсценировать отрывки из сказок А.С. Пушкина, участвовать в конкурсе чтецов, в викторине по прочитанным произведениям.

Для среднего звена – викторина «Волшебница речь». Ребятам будет предложены загадки, ребусы, шарады. Учащиеся попытаются объяснить смысл определенных выражений, читать пословицы и поговорки, называть слова на заданную тему.
И для старшеклассников – Литературная гостиная, праздник, посвященный творчеству А.С. Пушкина.
Обязательно будет проведена проверка внятности речи и отмечены лучшие «говоруны» школы.
Праздник речи в школе должен стать результатом всей работы по формированию произношения и развитию слухового восприятия.

Использованная литература:
1.Е.П.Кузьмичева «Методика развития слухового восприятия глухих учащихся» Москва, «Просвещение», 1991 г.
2.Ф.Ф.Рау, Н.А.Слезина «Методика обучения произношению в школе глухих»
Москва, «Просвещение», 1981 г.
3.Л.П.Назарова «Методика слуховой работы в школе для слабослышащих»
Москва, «Просвещение», 1981 г.
4.Т.М.Власова, А.Н.Пфаффенродт «Фонетическая ритмика» Москва, «Гуманитарный издательский центр «Владос», 1996 г.

dateЯнварь 30, 2013