Семинар-практикум для педагогов по гендерному воспитанию дошкольников «Планета Гендер».

Автор: Ахметова Вера Николаевна, воспитатель Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Курагинский детский сад № 8 «Лесная сказка» комбинированного вида п.Курагино Курагинский район Красноярский край

Педагогическое кредо: Дети — это самое лучшее, что есть в жизни. Ради них стоит жить и работать с вдохновением.

Мое хобби: изобразительное искусство, роспись по дереву.

О себе: Я воспитываю двоих детей и очень хорошо понимаю,чего ждут родители от нас, воспитателей. Каждый хочет,чтобы его ребенок был здоровым и счастливым в этом мире. Я всегда остро чувствую незащищённость, уязвимость детей в современном мире. Выбрав профессию воспитателя, я стараюсь окутать детей теплом и любовью, по возможности оградить от грубости и жестокости и, конечно, самой черпать радость и вдохновение от совместного творчества. И несмотря на все трудности педагогической работы, очень важно воспитателю самому быть личностью, иметь высокий нравственный, культурный и профессиональный уровень, быть оптимистом, потому что «личность формирует личность».
Я убеждена, что эффективность и результативность работы с детьми зависит от умения педагога меняться, умелого применения накопленного опыта. Нет худших и лучших детей, мнение каждого ребёнка важно и ценно.
Я- профессиональный художник, как и дети, постоянно нуждаюсь в возможности удивляться и радоваться миру. Творить, созидать для меня – это великолепные моменты в моей жизни. Поэтому, стараюсь ко всему в своей работе подходить творчески и с душой. Предлагаю вашему вниманию собственный опыт по гендерному воспитанию дошкольников. Я считаю, что тема эта очень актуальна в современном обществе. Пора начинать заново строить здоровые взаимоотношения между мужчинами и женщинами, мальчиками и девочками. Пора возвращаться к своим истокам.

Цель:
Обогащение педагогического опыта методами и приемами гендерного подхода к воспитанию дошкольников.
Задачи:
— Обобщить теоретические знания педагогов о процессе формирования позитивной половой идентичности у мальчиков и девочек дошкольного возраста.
— Повысить компетентность в вопросах полоролевого развития детей, его содержании, методах и приемах.
Оборудование:
Костюмы инопланетян, опознавательные знаки для двух подгрупп воспитателей (бантики и кепочки), мультимедийная доска для презентаций, музыкальное сопровождение (космическая музыка), материалы для проведения мастер-класса: белая и цветная бумага, клей, ножницы, торфяные горшочки, тесьма.

Ход семинара.

I. Организационный момент.
1. В зале звучит космическая музыка. Влетают два инопланетянина в «Летающей тарелке».

1 инопланетянин: Здравствуйте, Земляне! Мы жители планеты «Гендер». Наша цивилизация терпит бедствие! Помогите!
Ведущий: А что случилось с вашей планетой?

2 инопланетянин: Традиционные стереотипы гендерного поведения разрушены вследствие происходящих в современном обществе социальных изменений. Между мужчиной и женщиной происходит «смазывание» ролей. Женщины стали жестче, а мужчины женоподобны.

1 инопланетянин: В борьбе за лидерство женщины берутся за традиционно мужские профессии, не желая довольствоваться женскими. А мужчины превращаются в потребителей, и, не торопясь помочь женщине выполнить домашнюю работу, спокойно ожидают ужина у семейного очага. Быт и воспитание детей остаются исключительно задачей женщины.

Ведущая: А что у вас происходит с детьми?

2 инопланетянин: Девочки стали грубыми и агрессивными, не считают достоинствами скромность, нежность, терпение. Мальчики, демонстрируют эмоциональную неустойчивость, отсутствие выносливости, не стремятся развиваться физически.

1 инопланетянин: Отсутствие социальной модели порождает странную манеру общения мальчиков с девочками. В ходе детских игр поведенческие модели не соответствуют полу игроков. Полоролевая социализация детей на нашей планете находится на низком уровне.

Ведущий: Почему же вы, дорогие гендеряне, довели свою цивилизацию до такого плачевного состояния?

2 инопланетянин: У нас нет достаточной информированности по этим вопросам. Родители на нашей планете в большинстве своем копируют модель, по которой воспитывались они сами, крайне слабо учитывая пол ребенка.

1 инопланетянин: Да что скрывать, мы и сами уже точно не знаем, кто мы: мальчик или девочка!

Ведущий: Очень хорошо, что вы обратились к нам за помощью. Мы вам поможем.
Приглашаем вас посмотреть, как мы воспитываем культуру взаимоотношений между мальчиками и девочками.

2.Театрализованное представление «Посиделки».

1 инопланетянин: Какие замечательные дети на планете Земля!

2 инопланетянин: Но как вы добиваетесь таких результатов?

Ведущий: Мы предлагаем вам остаться и посмотреть, как мы строим образовательный процесс по гендерному воспитанию дошкольников.

II. Основная часть.

1. Доклад воспитателя «Биологический и социальный пол – гендер».
Миллиарды людей живут на планете Земля. Мы относимся к разным расам из-за различного цвета кожи, обусловленного разными условиями проживания, мы принадлежим к разным народам, потому что говорим на разных языках. Несмотря на то, что мы все такие разные, у нас есть сходство.

Это сходство делит всех людей на две большие группы: мужчины и женщины. Мы, мужчины и женщины, такие похожие, несмотря на то, что принадлежим к разным расам и народам. А различаемся мы генетически, анатомически и физиологически. Мы по-разному ведём себя в социуме. Мы по-разному ведём себя в одной и той же ситуации, по – разному воспринимаем окружающий мир. Различие в восприятии окружающего мира способствует тому, что мы не понимаем друг друга. А непонимание – источник конфликта.

Какие условия для развития создать девочкам, чтобы из них выросли настоящие женщины? Этот вопрос всегда возникал в обществе. Может быть, успешному воспитанию будет способствовать раздельное обучение мальчиков и девочек? Обратимся к истории.

В начальных классах всех мальчиков ругают за неаккуратность письма и плохой почерк. Когда наши дети начали читать, у них стали проверять технику чтения. И опять мальчики не укладывались в норму. Снова на собраниях отчитывали родителей мальчиков, что не уделяем им внимания. Интересно, кто ввёл нормы на технику чтения в школах, одинаковую для мальчиков и девочек? Ясно одно, что этим людям не известно, что у представительниц женского пола речь развита почти в 3 раз больше, чем у мужского. За день женщина произносит 20 тысяч слов, а мужчина – 7. Девочки, в отличие от мальчиков, отличаются аккуратностью, так как у них мелкая моторика руки развита лучше, чем у мальчиков.

В журнале «Обруч» (1998 № 6) был опубликован опыт работы детского сада в Сыктывкаре, где коллеги сделали такой вывод:
— в развитии детей показатели выше в смешанной группе, в группе девочек уровень развития чуть пониже, мальчики оказались самыми слабыми;
— у девочек к трём годам чётко появились лидеры, у мальчиков нет;
— при переходе в смешанную группу отношения между полами складываются не сразу. Социальное осознанное воспитание начинается с дошкольного учреждения. Ведь дети приходят в ДОУ с двух лет, а пол ребёнок начинает различать в 3 года. Одно из важнейших условий эффективного решения задач формирования позитивной полоролевой идентичности у дошкольников-компетентность воспитателя. В результате проведенного исследования выяснилось, что чаще всего воспитатель оказывается недостаточно подготовленным в области полового воспитания детей. Как создать образовательную модель, способствующую совпадению биологического и социального пола, чтобы воспитать настоящих мужчин и женщин? Везде хороша «золотая середина». «Золотая середина» — это смешанное обучение и воспитание с элементами разделения, это дифференцированный поход с учётом половых признаков. Попробуем построить такую модель. Итак, с чего же мы начнём? Чтобы правильно воспитывать и обучать, надо хорошо познать объект приложения своих педагогических воздействий.

2. Презентации:
1. «Гендерный подход в воспитании дошкольников»
2. «Диагностика полоролевого развития детей»
3. «Откуда я взялся? Неудобные детские вопросы»

1 инопланетянин: Мы увидели, что вы знаете, как воспитывают мальчиков и девочек, чтобы из них выросли настоящие мужчины, и какие условия создать девочкам, чтобы них выросли настоящие женщины

2 инопланетянин: Но без вашей помощи нам все же не обойтись. Предлагаем вам отправиться на планету Гендер и вместе разрешить спорные педагогические ситуации. Мы отправляемся!
Звучит космическая музыка, на экране появляется изображение космоса.

1 инопланетянин: Вот мы и на планете Гендер! Зайдем в наш детский сад…

Сценка. Ситуация №1:
Мальчик внимательно изучает девочку и наконец задает вопрос:
— Он у тебя оторвался?
-Нет, не оторвался.
-Тебе делали операцию?
— Нет, у меня вообще не было…
-Интересное у тебя устройство…
Тут входит воспитатель. (На лице смятение).

Вопросы : (задает ведущий)
1.Как должен повести себя воспитатель в данной ситуации?
2.В чем различие понятий: половое и гендерное воспитание?
Работа в подгруппах.

Сценка. Ситуация №2: А вот ситуация в семье.
Мать:
-Сынок, собирай игрушки, пора спать.
Сын не реагирует.
Мать: Сынок, я кому говорю. Собирай игрушки и спать! Отец, скажи ему хоть что-нибудь. Ты совсем не занимаешься воспитанием. Отец должен воспитывать сына.
Отец: : А я и не воспитатель. Пусть воспитатели детьми занимаются, им деньги за это платят. А я на работе устал.
Мать (обращаясь к сыну): Вот не будешь слушать мать, вырастешь лентяем, как твой отец!
Отец: А будешь слушать мать, вырастешь подкаблучником.

Вопросы подгруппам:
1. Кто должен заниматься гендерным воспитанием?
2. Какова роль образовательного учреждения в этом процессе?

Сценка. Ситуация №3: Мать с ребенком встречаются с воспитателем.
-Воспитатель, обращаясь к ребенку: Тебе, наверное, хочется поиграть с ребятами? Иди, поиграй.
-Нет, я их сейчас расстреляю!!!!
Воспитатель: За что же ты их хочешь расстрелять?
-А просто так, потому что я– разбойник!
Мама: А ему бы только стрелять, да в войну играть, другие игры его не интересуют. Боевой растет, уж слишком даже!
-А вы, видимо поощряете его в этом — заметил воспитатель, имея ввиду саблю, пистолет с пистонами, самодельный щит, лежащие в сумке матери.
-Да, конечно – он требует, приходится покупать. Он же, мальчик!
-А вы не пытались его переключить на другие игры, более спокойные? Да и игрушки бы ему другие, которые располагают к спокойным играм!
— А зачем. Пусть играет, во что хочет! Какое это имеет значение?

Вопросы:
1. В чем, по вашему мнению, значение игры для усвоения мальчиками и девочками будущих социальных ролей?
2. Какие игрушки нужны мальчикам, чтобы они выросли настоящими мужчинами? Какие игрушки нужны девочкам, чтобы они выросли хорошими мамами и хозяйками?

1 инопланетянин: Спасибо, земляне, за исчерпывающие ответы на наши вопросы.

2 инопланетянин: И все таки мне не совсем понятно- в чем отличие игровых особенностей мальчиков и девочек?

Ведущая: Предлагаю группам рассказать о руководстве игровой деятельностью девочек и мальчиков. Работа в подгруппах по заданию «Игровые особенности мальчиков и девочек».

Подвижная игра: «Наряди инопланетян и потанцуй с ними».

2 инопланетянин: Нам пора прощаться. На прощание мы споем вам песню! (Приложение 1)

Ведущая: Когда приходит пора праздников, перед воспитателями всегда встает вопрос: какие оригинальные подарки подарить мамам и папам?
В художественно- творческой деятельности мы также осуществляем дифференцированный подход по половому признаку. Мы предлагаем вашему вниманию мастер-класс: «Мастера и мастерицы».

Практическая часть. Подгруппа девочек декорирует торфяные горшочки, а подгруппа мальчиков изготавливает поделку «Рубашка» в технике «Оригами»
Заключительная часть.

В конце семинара- практикума гости и участники заполняют анкету (Приложение 2 ).

Приложение 1.

Песня «Гендер — что это такое?» (Слова В. Н. Ахметовой)

1.Гендер – что это такое?
Может, это мандарины?
Может, это чья-то шляпа?
Или чей-нибудь зверек?
2.И зачем нам нужен гендер?
Чтобы разводить цветочки?
Рассадить их по горшочкам
Или посадить в чулок?
3.Гендер – это мама с папой,
Это милые детишки,
Это платья и штанишки,
Гендер – это наша жизнь!
4.Это сила, это храбрость,
Это нежность и отважность.
Удивительная дружба
Очень разных двух миров.
5.Гендерное воспитанье
Важно для образованья.
Важно, чтобы быть счастливым.
Гендер — это наша жизнь!

Приложение 2.
Анкета к семинару «Планета Гендер»

Ф.И. О.___________________________________________________________
Должность________________________________________________________
1.Раскрыта ли тема семинара?
2.Владеют ли участники семинара новыми технологиями, методами, приемами?
3. В какой форме преподнесен материал?
4. Что вы взяли для себя из семинара?
5. Замечания, пожелания, рекомендации.

dateМай 30, 2012