Семинар – тренинг «Учись, малыш, дышать правильно!» (для воспитателей и родителей).

Автор: Лосева Эллина Александровна, учитель-логопед высшей квалификационной категории МБДОУ № 7 «Островок», Сахалинская область, п.г.т. Ноглики.

О себе:

Любой из нас пришел на свет на этот
Творить добро, надеяться, любить,
Смеяться, плакать, но при всем при этом
Должны мы научиться говорить!

Учитель логопед – это специалист, который занимается исправлением нарушений речи у детей, взрослых и пожилых людей.
С детьми и взрослыми логопед осуществляет коррекционную работу, с пожилыми, в основном, восстанавливающую (например, ликвидация частичной или полной потери речи после инсультов и травм, шоковых состояний).
К сожалению, в настоящее время наблюдается значительное увеличение количества детей с дефектами речи. И вы, наверняка, можете это наблюдать у своих друзей, знакомых или даже у соседа по парте. Поэтому данная профессия сейчас является очень востребованной.
Я работаю учителем-логопедом почти 11 лет. Все это время не перестаю радоваться и удивляться тому, что в свое время выбрала особо актуальную ныне и гуманную профессию.
Выбирала ли сердцем или вслепую – не знаю. Скорее всего, в этом мне помогли мои родители. Но уже позже, в институте специального образования Екатеринбургского Педагогического университета меня учили пониманию того, кем я становлюсь.
Главной моей задачей является помочь детям преодолеть имеющиеся речевые нарушения, а для этого, я стараюсь, создавать ситуации успеха, и отмечаю малейшие продвижения в процессе становления правильного звукопроизношения, тем самым стимулируя детей двигаться дальше. И нет ничего прекрасней, когда видишь результат своей работы, который проявляется в радостных и благодарных детских глазах.
В жизни каждого человека наступает момент, когда надо определить свой дальнейший путь, когда надо сделать выбор. Вся моя жизнь – поиск. И этот поиск привел меня к профессии учителя-логопеда.
Если кто-то из вас решит пойти по моему пути, вы обретете профессию «волшебника», научитесь терпению, выдержке и находчивости.

Цель: Развитие правильного речевого дыхания через использование специального комплекса упражнений.

Содержание:
Наша речь осуществляется благодаря четкой и правильной работе всех органов, принимающих участие в речевом акте. В образовании звуков речи принимают участие три главные части периферического аппарата:
— дыхательная;
— голосообразующая;
— звукообразующая.

Важной частью речи является дыхание. К органам дыхания относятся:
— грудная клетка;
— легкие;
— дыхательные пути (нос, полость носа, глотка, гортань, трахея, бронхи).

Воздух, выдыхаемый из легких во время речи, по трахее попадает в гортань. При произнесении глухого звука, голосовые связки раскрыты, и воздух свободно проходит через гортань. Сближаясь, голосовые связки преграждают путь выдыхаемому воздуху, который с силой прорывается между голосовыми связками, заставляя их вибрировать, в результате чего возникает голос. Затем воздух попадает в полость рта. Если мягкое небо поднято и прижато к задней стенке глотки (закрывая проход в носовую полость), то воздух выходит через рот. Такое положение мягкого небо всегда кроме произнесения звуков (м, н), воздух направляется через нос.
Благодаря подвижности языка он может создавать разнообразные артикуляции, которые воспринимаются нами как различные звуки речи.

В чем отличие речевого дыхания от обычного физиологического?
Дыхание в жизни – непроизвольно. Оно выполняет функцию газообмена в человеческом организме. Вдох и выдох совершаются через нос, они коротки и равны по времени.
Последовательность физиологического дыхания:
Вдох – выдох – пауза.

Для речи физиологического дыхания не хватает. Речь требует большого количества воздуха. В речевом дыхании вдох и выдох не равны, последний гораздо длиннее вдоха.
Последовательность речевого дыхания:
Короткий вдох – пауза – длинный звуковой выдох.

Поскольку звуки речи образуются при выдохе, его организация имеет первостепенное значение для постановки речевого дыхания.

Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для подержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.
Нарушения речевого дыхания могут быть следствием общей ослабленности, аденоидных разращений, различных сердечно-сосудистых заболеваний и т.д. Такие несовершенства речевого дыхания, как неумение рационально использовать выдох, речь на выдохе, отрицательно влияющие на развитие речи детей, могу быть обусловлены недостаточным вниманием взрослых к речи детей.

Малыши, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном использовании воздуха нарушается плавность речи, т.к. дети на середине фразы вынуждены добирать воздух. Часто такие дети не договаривают слова или в конце фразы произносят их шепотом. Иногда, чтобы закончить длинную фразу, они вынуждены говорить на вдохе, от чего речь становится нечеткой, судорожной, с захлебыванием. Укороченный выдох вынуждает говорить фразы в ускоренном темпе, без пауз. Таким образом, правильное речевое дыхание – основа для нормального звукопроизношения и речи в целом.

Во время проведения игр и упражнений для развития речевого дыхания необходимо соблюдать следующие правила:

— воздух набирать через нос;
— в процессе речевого дыхания не напрягать мышцы в области шеи, рук, живота, груди, плечи не поднимать при вдохе;
— во время выдоха воздух выходит через рот (если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух;
— необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками);
— выдох должен быть длительным и плавным, не толчками;
— нельзя добирать воздух при помощи коротких вдохов;
— нельзя много раз подряд повторять упражнения, так как это может вызвать головокружение, поэтому такие игры необходимо ограничивать во времени (3-5 мин.) и обязательно чередовать с другими упражнениями;
— проводить упражнения в хорошо проветриваемом помещении или при открытой форточке;
— заниматься до еды.

Комплекс дыхательных упражнений (вторая младшая группа): 

Общий комплекс:
1. Вдох через нос, выдох через нос.                                          
2. Вдох через рот, выдох через нос.
3. Вдох через нос, выдох через рот.
4. Вдох через рот, выдох через рот.
«Паровоз»
Ходим по комнате, имитируя согнутыми руками движения колес паровоза, делаем вдох носом, на выдохе произносим «чух-чух-чух».

«Гуси летят».
Медленно и плавно ходим по комнате, взмахивая руками, как гуси; руки-крылья на вдохе поднимаем, на выдохе опускаем, произнося «гааааааа».(гооооо), (гуууууу)

«Ворона».
Дети сидят, руки опущены вдоль туловища, быстро поднять руки через стороны вверх – вдох, медленно опустить руки – выдох. Произносим – «каааар».

«Топор».
Дети стоят, ноги на ширине плеч, руки опущены, пальцы рук сцеплены замком. Быстро поднять руки – вдох, наклониться вперед, медленно опуская «тяжелый топор», произнести – ух! (на длительном выдохе).

«Снежинка, улетай».
Кусочки ваты кладем на ладошку, делаем вдох через нос и выдыхаем через рот на «снежинку».

Комплекс дыхательных упражнений (средняя группа):

Общий комплекс:
1.Вдох через нос, выдох через нос.
2.Вдох через рот, выдох через нос.
3.Вдох через нос, выдох через рот.
4.Вдох через рот, выдох через рот.

«Пилка дров».
Встать друг против друга парами, взяться за руки и имитировать распиливание дров: руки на себя – вдох, руки от себя – выдох.

«Жук».
Сесть, руки развести в стороны, немного отведя их назад, — вдох. Выдыхая, показать, как долго жужжит большой жук – «жжжжж», одновременно опуская руки вниз.

«Задуй свечу».
Сидя или стоя, представляем, что перед нами свеча. Делаем вдох через нос, выдыхаем, как можно дольше, чтобы полоска бумаги до конца выдоха была отклонена.

«Бабочка, лети».
Сидя или стоя, в одной руке держим цветок, на котором лежит бабочка. Делаем вдох через нос, выдыхаем на одном выдохе, не добирая воздух. Упражнение считается выполненным, если бабочка улетела с одного выдоха.

Комплекс дыхательных упражнений (старшая группа):

Общий комплекс:

1.Вдох через нос, выдох через нос.      
2.Вдох через рот, выдох через нос.
3.Вдох через нос, выдох через рот.
4.Вдох через рот, выдох через рот.

«Шарик лопнул».
Сделать легкий вдох, выдыхая, показать, как медленно выходит воздух из шарика – «сссссссссссссс».

«Аист».
Стоять прямо, поднять руки в стороны, одну ногу, согнув в колене, вынести вперед и зафиксировать на несколько минут, удерживая равновесие; делаем вдох, на выдохе опустить ногу и руки, тихо произнося «шшшшш».

«Катись, карандаш».
Два ребенка сидят друг против друга, за столом. Один из детей дует на карандаш (на выдохе), другой ловит его на другом конце стола, затем они меняются и игра продолжается.

«Разгони тучки».
В одну руку берем «кусочек неба», на котором лежат тучки. Делаем вдох носиком, выдыхаем на тучки, так чтобы они разлетелись.

 

 

 

 

 

 

 

.

.

.

Список литературы:

1. А. Герасимова, О. Жукова, В. Кузнецова «Логопедическая энциклопедия дошкольника»;
2. Господарик Алевтина Фейзулхаковна «Учись, малыш, дышать правильно!»;
3. Елена Янушк «Развитие речевого дыхания» http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_010413.shtml

date8 августа, 2012