РУСАЛКИ

Дидактический материал для  научно-практических конференций и  уроков литературы

Автор: Поченкова Наталья Анатольевна, учитель русского языка и литературы, МБОУ «СОШ № 8» (муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 8») , г. Новокузнецк, Кемеровская область

Аннотация: На протяжении 5 лет занимаюсь с учащимися  изучением мифологических персонажей, в частности, сказочных героев славянской мифологии. Тема – изучение мифологических персонажей – достаточно интересна и актуальна, как для учащихся, так и для учителей гуманитарного цикла.  Мои учащиеся неоднократно успешно  выступали с докладами на  муниципальных  научно-практических конференциях по данной теме; подготовленные мною докладчики   являются  и победителями, и призёрами.  Надо сказать, литературы по данной теме недостаточно для полноценного изучения мифологических образов, а интернет-ресурсы разрозненны и, порой, скудны. Требуется немало времени и сил, чтобы из различных источников, фрагментов, собрать  единое целое – богатый и разносторонний материал о том или ином персонаже, чтобы возникло наиболее целостное представление о данном образе. Вместе с ребятами мы изучили образы древнеегипетской мифологии, а также славянской мифологии: Кикиморы, Русалки и др. На ваш суд представляю  дидактические материалы о русалках. В дальнейшем планирую опубликовать статьи о других персонажах.

 

Поэтический мир души наших предков

 был неотделим от окружающей природы:

 с ней, как с матерью и заступницей, надлежало жить в ладу и согласии.

Это чувство светлой гармонии с окружающим миром

не утрачено и теперь – оно живёт на страницах книг,

в которых собраны предания и поверья стародавних времён.

Л. Клюшник, редактор книги А. Н.  Афанасьева

 «Мифология древней Руси»

Сказка — один из излюбленных  жанров детей и взрослых. Сказки основываются на противостоянии добра и зла и преподают мудрые уроки человечеству. Главные роли при этом играют  не только положительные персонажи, но и отрицательные, которые являются показательными героями в вопросах «как не надо делать» и  наделены пороками, вредными привычками, плохими поступками. Но суть некоторых героев до сих пор является загадкой: вымысел они или не совсем, насколько они злы или насколько доброжелательны, пользу или вред приносят они окружающей действительности и людям? Рассматривая этимологию таких персонажей, как русалки, водяные, лешие и прочие,  в малых жанрах фольклора, нам открываются  удивительные истины: корень происхождения и магической силы этих существ берёт существование в народных  обрядах, обычаях  и образе жизни наших предков. Причём у многих народов, и даже у некоторых представителей одной нации, понятия  об этих мифологических персонажах рознились между собой и часто противоречили друг другу. Леший, баба Яга, Кощей Бессмертный, русалка и другие, хорошо известные ныне сказочные герои,  раньше в воображении  наших прародителей  были не  совсем и не всегда такими, какими мы их знаем теперь. Например, мало кому известно, что Кощей в древности  был богатырём, а баба Яга – обрядовым ритуальным персонажем в бывших славянских землях Каринтии (на юге Австрии). Мифологические существа до сих пор являются предметом изучения филологов – искусствоведов.

Русалка как персонаж славянской мифологии.

Мнения учёных о сущности русалки разделены.

Одни учёные, такие, как Людмила  Николаевна Виноградова (фольклорист и этнолог), называют русалку нечистым духом.  Этот дух обычно является человеку в женском облике с длинными распущенными волосами  у воды, в лесу, в поле и приносит вред: болезнь, смерть, потерю памяти и т. д. Часто такие русалки сами заманивали свои жертвы, околдовывали их взглядом, утаскивали за собою в воду и т. д.

Другие учёные, подобно Владимиру Яковлевичу Проппу (филологу-фольклористу), утверждают, что русалка – персонаж, связанный с культом земледелия и с духами водоёмов. По этой точке зрения, русалка – персонифицированный облик самой матушки-природы, её водяной и «зелёной» стихий. Это далеко не злая русалка, а, скорее, оберег от засухи, для плодородной почвы, для озеленения, урожая и т. д.

Русалка могла сочетать в себе как хорошие качества, так и плохие черты характера, поступки. Часто это персонаж, близкий человеку: умеет сострадать и сопереживать, испытывать чувства, страдать и радоваться, помогать и, в то же время, вредить, мстить. Это живой мистический образ обречённой на вечные поиски счастья девушки, однажды умершей или погибшей (чаще – утонувшей). Русалка ищет свою любовь, или пытается перебороть в себе противные стороны характера, или, наоборот, использует магию в корыстных, эгоистичных целях. Часто описывают плачущих или даже воющих русалок, реже — смеющихся или хохочущих. В некоторых поверьях русалки были оборотнями, способными принимать облик животных (коровы, телёнка, зайца, собаки и др.) На Урале, например, русалки – это проклятые жёны и девы, которые вынуждены жить в плоти невидимо от людей до пришествия Христа под водой, в присутствии нечистой силы.

В некоторых местах Украины различают два вида русалок: полевые (полудницы) и лесные (фараонки). Однако учёные, в том числе, Дмитрий Константинович Зеленин (этнограф), с этим не может согласиться, упоминая, что нельзя различать полевых, лесных и речных русалок. Русалка, по мнению Д. К. Зеленина,  – это один вид духа, где бы он ни появился: в поле, в лесу или на реке.

Поверья славян, связанные с русалками.

Одно из поверий гласит, что  существует Русальная неделя (Троицкая неделя, проводы русалок), когда на Земле пребывают русалки, вышедшие из воды.  На этой же неделе прощаются с весной. Поэтому при встрече с русалкой в это  время необходимо совершить обряд: бросить платок или что-нибудь из одежды. Русалки могли похитить у заснувших без молитв женщин нитки, одежду, пищу и т. д. Кроме того,  могли увести любимого мужчину (мужа, сына, брата). Русалки желали одеться и подходили близко к домам, баням, где мастерицы оставляли иногда пряжу. Русалки даже могли напрясть себе ниток для одежды, но некоторые из них ничего не умели. То есть русалки приравнивались к обыкновенным женщинам, но сверхъестественного происхождения, которым были не чужды все девичьи желания и потребности и они не всегда оказывались всемогущими умелицами и мастерицами.

У восточных славян существовало поверье, что русалки – красавицы, которые по ночам выходят из воды на берег и расчёсывают волосы. В качестве гребней русалки использовали рыбьи кости. Если найти и  забрать её гребешок, то русалка будет приходить каждую ночь в дом и не давать спать: стучать, бить в окна и т. д., пока гребешок не будет возвращён на берег. Этот поверье использовали художники и поэты, например, Тарас Григорьевич Шевченко (художник, прозаик, этнограф, украинский поэт) в стихотворении «Утоплена»:

Ветер в гае не гуляет,

Ночью отдыхает;

Проснётся тихонечко

Камыш вопрошает:

«Кто это

На берегу

Чешет длинную косу?

Кто там

Кто на берегу

От злобы рвёт свою косу?

Кто это на берегу?»…

Это дочь на берегу,

На другом же – мать.

Давно история была

У нас на Украине…

(Перевод с украинского Алёны Вершининой).

Речь в стихотворении идёт о злобной зависти и ненависти матери к юной красавице-дочери, которую мать родила вне брака, не по любви, не занималась её воспитанием, а когда сама состарилась, то увидела в дочери юную соперницу в любви и утопила её и себя. Так обе женщины стали русалками: и мать, и дочь. Но чувства их человеческие остались: красивая дочь в образе русалки «на этом берегу», и мать – всё так же ненавидящая дочь,  даже будучи русалкой «на том берегу». Таким образом, превратившись в русалок, обе женщины обрели вечное страдание и разлуку и остались в своём безвыходном положении, лишившись возможности быть счастливыми среди живых людей.

По поверьям, русалки приходили к людям не только в поисках одежды, наслаждений, но и ради пищи. Считалось, что они питались рыбами и раками, но по ночам забирались в сараи и доили коров, в полях у крестьян брали рожь, а в огородах – горох и прочие овощи, а также ягоды.

Выводы.

Русалки больше виделись славянам как девушки или женщины (реже – дети), обречённые на жизнь вне людей в поисках всё того же человеческого  счастья: пищи, тепла,  утехи, уюта —  или же, напротив, ради мщения роду человеческому за грехи или нанесённые им при жизни страдания.

Таким образом, до сих пор в народе живут представления о русалке как о древнем, непостижимом, неукротимом существе и как о литературном герое, который, претерпев изменения сквозь времена и авторскую индивидуальность, всё же сумел сохранить в себе мифологические  корни.

 

Литература:

Афанасьев, А. Н. «Мифология Древней Руси» [Текст] / А. Н. Афанасьев – М.: Изд-во Эксмо, 2005. — 608 с., ил.

Ссылки на интернет-ресурсы:

https://kakzovut.ru/names/rusalina.html

https://ru.wikipedia.org/wiki/Русалка

http://www.classes.ru/all-russian/russian-dictionary-Vasmer-term-11373.htm

http://studbooks.net/771802/literatura/rusalki

http://studbooks.net/771802/literatura/rusalki

https://infourok.ru/issledovatelskaya-rabota-obraz-rusalki-v-hudozhestvennoy-literature-1882778-page5.html

https://www.livelib.ru/story/20675-romanticheskie-tsvety-nikolaj-gumilev

dateНоябрь 5, 2019