Роль семьи в нравственно-патриотическом воспитании ребенка.

Автор: Бронникова Татьяна Петровна, воспитатель, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №8 г. Алейска Алтайского края.

О себе: образование высшее, педагогический стаж-10 лет, первая квалификационная категория, увлекаюсь историей.

Традиционно, основным институтом воспитания человека, начиная непосредственно с момента его рождения и кончая порой его становлением как зрелой личности, была и остается семья. Именно в семье совершаются первые шаги по воспитанию будущего человека, по привитию ему определенных качеств, идей и взглядов. Процесс воспитания в семье — это важнейшее средство обеспечения существования преемственности поколений, это исторический процесс вхождения подрастающего поколения в жизнь общества. Веками накапливался народный опыт. Он охватывал всю жизнь человека от рождения до смерти, с ее тяжелым трудом и веселыми празднествами. Из поколения в поколение отбиралось лучшее из народной культуры, закреплялось обычаем, передавалось от старших, опытных, к младшим-начинающим. Изучение наших предков не только знакомит с историей, но и помогает лучше осмыслить явления современности, дает уроки стойкости и трудолюбия, формирует уважение к своему народу.

Сегодня, особенно важно оздоровление духовной атмосферы общества. Воспитание «человеческого в человеке» не возможна, без обращения к нравственным основам и к культурным традициям предшествующих поколений. Данная тема на сегодняшний день актуальна, так как позволяет рассмотреть решение проблемы воспитания детей в современный период. Разрешить противоречия между современным духовно-нравственным состоянием общества и утратой ценностных оснований воспитания в семье, современным кризисным состоянием семьи и отсутствием системны воспитания. Исследование семейных традиций: системы воспитания детей, взаимоотношений членов семьи в историческом плане позволяет не только проследить связь времен и бытование тех или иных явлений, но и сделать выводы, необходимые для современной жизни.

«Передача трудовых традиций по иерархии родственных отношений, — отмечала М.М. Громыко, — осуществлялась: внутри семьи; через отпочковавшиеся от нее семьи — по фамильному (родственному) гнезду в пределах данной общины; через отселяющиеся семьи родственников — в другие общины. Распространение по этим каналам шло не только за счет непосредственной преемственности в семье между поколениями, естественно продолжавшейся и в отделившихся, и в отселившихся семьях, но и за счет общения родственников». Средства и методы передачи традиций зависели от возраста ребенка. Для старших обязательно было включенность в трудовую жизнь семьи и общины, для младших – участие в играх и праздничных забавах, особенно народного календаря. Семья являлась основной ячейкой, призванной физически охранять родившихся, давать детям необходимое в будущей жизни умственное, нравственное, эстетическое и физическое развитие. Старшее поколение родственников (бабушки и деды) иногда более, чем родители, передавали семейные традиции и опыт (особенно трудовые навыки) внукам. Опирались они в этом на закон, обычай, пример предков, тем самым прививали уважение к старшим, трудолюбие, приличное поведение в обществе, давали нравственное воспитание в религиозной форме. Более полноценным являлось воспитание, когда в семье присутствовало несколько поколений, и здесь важна была роль не только старших, но и детей всех возрастов, ибо происходило их самовоспитание. Семейное домохозяйство в деревне было не только экономическим организмом, оно имело и множество других функций. Среди них ведущей была социализирующая: крестьянский двор и особенно его ядро — семья – выступали как своеобразный «детский сад», «школа» и «университет» для подраставших детей, подростков и молодежи из числа как членов семейства домохозяина, так и приселившихся лиц — воспитанников, опекаемых и др. В рамках семьи происходила основная «работа» по физическому становлению будущего труженика; по формированию, развитию интеллектуальных качеств его личности, межпоколенной передаче знаний об окружающем мире (обучение); по развитию волевой и эмоциональной сфер, приобщению к нормам социального поведения (воспитание); по регулированию девиантного — отклоняющегося от общепринятой нормы поведения взрослых крестьян; по включению подрастающего человека в систему общественных и культурных ценностей своей среды, закреплению его в сложившейся к данному моменту системе общения и социальных отношений. В семьях русских крестьян Сибири приобщение ребенка к трудовой жизни начиналось очень рано, буквально с младенчества формировалось осознание труда как неотъемлемой и естественной части жизни. В крестьянстве вся жизнь семьи проходила на глазах детей. Малыш, передвигающийся по дому в «ходунке», не только осваивал жизненное пространство дома, но и усваивал порядок, заведенный в семье, наблюдал за распределением обязанностей между ее членами, правилами поведения и многим другим. Детей постепенно включали в трудовую деятельность семьи, с учетом физических и психических особенностей возраста и возможностей каждого. Учитывая это, взрослые на первых порах старались придерживаться определенных педагогических правил:

Все в меру. Это значило, прежде всего, что ребенка нельзя насильно заставлять трудиться или загружать непосильной для него работой, иначе он может «сорваться», сама работа будет ему в тягость, а стало быть, и в дальнейшем прока не будет от такого работника.

Каждой трудности — по разу. Для того, чтобы процесс систематического обучения ребенка трудовым навыкам не был для него обыденным, скучным и монотонным занятием, надо было дать ребенку возможность попробовать себя в самых разных формах деятельности. Это не только делало сам процесс обучения ярким и интересным занятием, но и позволяло выявить индивидуальные склонности и способности.

Сформируй конечную цель. Известно, что для успешного освоения того или иного навыка, нужно сформировать у человека определенную мотивацию. Крестьяне прекрасно знали, что возбудить интерес ребенка к работе, ненавязчиво включить его в процесс трудовой деятельности можно было, обрисовав ему конечный результат работы. Возбуди интерес. Не секрет, что освоение любого трудового навыка требует от ребенка настойчивости, упорства и внимания, а именно этих качеств так недостает маленькому человеку. Для того чтобы справиться с такими возрастными трудностями, родители старались внести в процесс обучения какой-то «интерес», включить в него тот или иной игровой момент – одним словом, сделать сам труд радостным занятием.

Не наказывай работой. В традиционном крестьянском обществе строго придерживались мнения: никогда нельзя наказывать работой (например, за проступок сулить на завтрашний день прополку). Ребенок может начать бояться труда, а труд должен всегда приносить радость и удовлетворение.

В семьях русских крестьян Сибири можно выделить ряд педагогических принципов, которыми руководствовались взрослые члены семьи, часто по традиции, неосознанно, приучая детей к труду, передавая им свой хозяйственный и иной жизненный опыт.

1. Прежде всего, это опосредованность педагогического влияния старших. Очень важно было создать атмосферу радости, успешности, нужности труда всех членов семьи и двора: эта атмосфера становилась мощным подспорьем в трудовом воспитании. Большую роль в создании настроя, благоприятного для совместного труда и приобщения к нему детей, играли семейные хозяйственные обряды.
2. Одним из важнейших требований в деле передачи хозяйственного опыта была поэтапность этого процесса при учете возрастных особенностей, умственных и физических возможностей детей. Приобщение младших членов семьи к тем или иным работам происходило по достижении «поры» — определенного возраста, когда можно было «рассчитывать на их понятливость и умение».
3. Очень важным принципом было сочетание педагогических усилий взрослых с самообучением, самовоспитанием и самотренировкой детей. В целом оптимистически оценивая возможности хозяйственного образования и воспитания в семье, крестьяне в то же время понимали, что многое зависит от встречной активности ребенка, саморазвития его способностей.
4. Успешное педагогическое воздействие родителей и других старших членов семьи основывалось преимущественно на силе их авторитета как умелых хозяйственников. В то же бремя старшие старались соблюдать и необходимую меру строгости, последовательности и настойчивости в своих требованиях.
5. Для правильного трудового воспитания детей чрезвычайно важным считалось участие в этом процессе обоих родителей.
Таким образом, семья являлась и является одним из важнейших институтов любого общества. Последнее десятилетие в жизни нашего общества отмечено глубокими изменениями, затрагивающими все стороны его жизни, в том числе и семейной. Семья по-прежнему играет большую роль в деле формирования этнического самосознания и передачи традиций от старшего поколения к младшему. Семья как социальный институт вплетена в систему общественных отношений и выполняет ряд функций по отношению к обществу, наиболее важными из которых являются воспроизводство и нравственно-патриотическое воспитание последующего поколения.

Список литературы:
1. Свадковский, И. Ф. Нравственное воспитание / И. Ф. Свадковский. – М.: «Педагогика», 1972. – 129 с.
2. Громыко М. М. Трудовые традиции русских крестьян Сибири XVIII — первой половины XIX в. / Ин-т истории, филологии и философии. Новосибирск: Наука, 1975.
3. Миненко Н.А. Живая старина: будни и праздники сибирской деревни в XVIII — первой половине XIX в. Новосибирск, 1989. С. 79.
4. Суханов И.В. Обычаи и преемственность поколений. М., Политиздат, 1976.

dateАпрель 4, 2016