Работа проблемной группы логопеда и воспитателей «Помоги малышу заговорить».

Авторы:
Чугайнова Наталья Яковлевна – учитель – логопед, высшая квалификационная категория, педагогический стаж 30 лет, г. Пермь МАДОУ « Детский сад № 390». Увлекаюсь плетением бисера, люблю вечерние пешие прогулки.

Уткина Ольга Анатольевна – воспитатель, вторая квалификационная категория, педагогический стаж 6 лет, г. Пермь МАДОУ « Детский сад № 390». В свободное время посещаю театры, музеи. Увлекаюсь вышиванием крестиком небольших картин.

Введение. Постановка проблемы.
Известно, что в раннем возрасте (до з-4 лет) наилучшем образом развиваются многие психические функции. Тема раннего развития детей очень популярна, и проблема развития речи продолжает оставаться наиболее актуальной и требует самого серьезного отношения. Особенно пристальное внимание требуется в случае, если ребенок отстает в речевом развитии.
В нашем детском саду есть дети 2-3 лет, у которых отсутствует активная речь, поэтому мы решили создать проблемную группу ( логопед – воспитатель).

Цель проблемной группы:
1. Вызвать подражательную речевую деятельность детей в форме любых звуковых проявлений.
2. Развить артикуляционный аппарат.
3. Развивать слуховое восприятие и речевое дыхание.
4. Создать положительный эмоциональный настрой при общении со взрослым, побуждать ребенка к повторению речи.

Этапы работы:
1. Подобрать методические материалы по развитию речи детей раннего возраста.
2. Консультация для воспитателей « Методические приемы проведения речевых игр».
3. Разработка игр, упражнений по развитию речи.
4. Диагностика речевого развития детей..

Участники проблемной группы:
логопед, воспитатели.

Предполагаемый результат:
1. Улучшение развития речи у детей.
2. Составление перспективного плана по использованию игр в режимных моментах.
3. Картотека игр по развитию речи.

Представленный материал отобран по уровню эффективности : мы выбрали только самые интересные игры, любимые детьми, дающие отличные результаты.

При проведении систематических занятий дети с речевыми нарушениями могут полностью преодолеть свой речевой дефект, догнать по уровню развития речи сверстников.

Работа с детьми раннего возраста требует особого подхода. Занятия с маленькими детьми отличаются от занятий с дошкольниками не только объемом и содержанием материала, но и специфическими приемами.

В работе с детьми раннего возраста мы учитываем следующие моменты :
— Занятия с малышами основаны подражание взрослому, его движениям, действиям и словам, а не объяснение, беседе, внушении.
— Элементы обучения необходимо вводить в специально организованные игры.
— Чтобы новые занятия, умения и навыки закреплялись, необходимо многократное повторение пройденного.
— Содержание материала для занятий с малышами требует серьезного и вдумчивого отбора.
— Материал должен быть доступен для малыша, усложнение для одного и того же задания происходит постепенно, от занятия к занятию ( реализация от простого к сложному).
— На занятиях с маленькими детьми не следует планировать длительные игры. Так же во время занятия необходимо гибко варьировать длительность игры, в зависимости от ситуации, возможностей детей и их поведения.
— Игра должна иметь начало, продолжение и конец.
— Каждое занятие должно включать несколько разноплановых игр, сменяющих одна другую.
— Чтобы навыки и знания закреплялись, необходимо постоянно их использовать в самых разных ситуациях.
— Чтобы малыши развивались быстрее и увереннее, хвалите их почаще.

Перспективный план по использованию игр в режимных моментах.
Развитие подражания движения взрослого; развитие движений; развитие внимание речи; повторение аморфных слов: « Делаем зарядку», « Мишка косолапый», « Поиграем на дудочке», «Солнышко и дождик», « Позвеним в колокольчик», « Водичка», « Поиграем на балалайке», « Большие ноги шли по дороге».

Развитие подражания движениям и речи взрослого. Повторение звука – У, Ы, Ж, А: « Пароход», «Машинки», « Самолетики», « Кукла».

Развитие умения длительного вдоха: « Одуванчики летят».

Развитие умения длительного выдоха: « Кто на листочке сидит?», « Подул ветер», « Надуй мыльный пузырь», « Пух летит», « Плывет кораблик», « Футбол ( загони мяч в ворота)», « Прятки – найди кто спрятался?».

Развитие умения удерживать губы в улыбке: « Забор».

Развитие умения удерживать широкий расслабленный язык на нижней губе: « Лопатка».

Развитие умения вытягивать губы вперед длинной трубочкой: « Трубочка».

Развитие умения поднимать широкий язык на верхнюю губу: « Вкусное варенье».

Развитие умения напряженным языком тянуться к носу, к подбородку: « Качели».

Развитие умения щелкать языком, крепко присасывать язык к небу: « Лошадка».

Развитие умения выполнять круговые движения языка по зубам: « чистим зубы».

Развитие умения открывать широко рот, удерживать в открытом состоянии: « Птенчики».

Развитие подражания движениям и речи взрослого.Повторение слов НА и ДАЙ; повторение фраз НА МЯЧ, ДАЙ КУБИК, НА ЛОЖКУ, т.д. В самых разных ситуациях ( игровых и бытовых), с самыми разными предметами: « НА! ДАЙ!».
Развитие подражания движениям и речи взрослого. Повторение аморфного слова ТУК- ТУК и подражание крикам животных: КО-КО-КО , АВ-АВ, МЯУ , ГА-ГА-ГА , КРЯ-КРЯ , МУ, И-ГО-ГО и др. И слов КУРИЦА, СОБАКА, КОШКА, ГУСЬ, УТКА, КОРОВА, ЛОШАДЬ и др. Фраз: КТО ТАМ , СОБАКА ЛАЕТ АВ-АВ, КУРИЦА КУДАХЧЕТ КО-КО-КО: « Гости».

Диагностика речевого развития детей 2-3 лет.

Обследование речевого развития детей дошкольного возраста 2-3 лет предусматривает выявление произносительных навыков, фонематического слуха и восприятия, объема пассивного словарного запаса, развитие органов артикуляционного аппарата.
Обследование проводится в форме беседы, в процессе игривых ситуаций, рассматривание картинок.

Результаты:
— Низкий уровень речевого развития, нарушение произносительной стороны речи. Речь на уровне звуков, слогов.
— Движения органов артикуляционного аппарата затруднено, выполняются в неполном объеме.
— Низкий уровень пассивного и активного словарного запаса.

Использованная литература:
1. Новиковская О.А. « Стихи для развития речи 4-7 лет» ООО « Издательство Астрель» М. 2008г.
2. Вынтарный В.В. « Играли пальчиками – развитие речи» М. 2002г.
3. Гадасин Л.Я. , Ивановский О.Г. « Звуки на все руки» Санкт – Петербург, « Детство – Пресс», 1999г.

dateМарт 18, 2014