Организация проектной деятельности в подростковой школе
(из опыта работы подростковой школы МБОУ СОШ№1 г. Муравленко ЯНАО).

Автор: Доронина Татьяна Павловна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе МБОУ СОШ №1 города Муравленко Ямало-Ненецкого автономного округа.

О себе: Педагогический стаж – 27 лет. Ценю в людях позитивную инициативу, здоровый оптимизм и неиссякаемое желание ЖИТЬ – с интересом и задором. Люблю свою профессию, потому что иначе быть просто не может и не должно быть. Свободное время посвящаю семье, дому, любимым книгам и спорту.

Образованный человек в современном обществе – это не только и не столько человек, вооруженный знаниями, но умеющий добывать, приобретать знания и применять их в любой ситуации. Для построения образовательного процесса, опирающегося на потребности, способности и возможности всех его субъектов, в современной школе нужны деятельностные, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные формы и методы обучения. Среди разнообразных направлений современных методик и технологий наиболее адекватным поставленным целям является метод проектов. Он дает возможность организовать учебную деятельность, соблюдая разумный баланс между теорией и практикой; успешно интегрируется в образовательный процесс; обеспечивает не только интеллектуальное, но и нравственное развитие детей, их самостоятельность, активность; позволяет приобретать обучающимся опыт социального взаимодействия, сплачивает детей, развивает коммуникативность.

Метод проектов предоставляет учителю широчайшие возможности для изменения традиционных подходов к содержанию, формам и методам учебной деятельности, выводя на качественно новый уровень всю систему организации процесса обучения. Он может найти применение на любых этапах обучения, в работе с учащимися разных возрастов, способностей и при изучении материала различной степени сложности; адаптируется к особенностям практически всех учебных дисциплин.

Идея формирования и совершенствования исследовательской и аналитической культуры школьников, а также их интеллектуального и духовного развития путем выполнения ими серии учебных проектов реализована в нашей школе через организацию учебных курсов для учащихся 5-6 классов, на которых они занимаются проектной деятельностью (приложение 1).

Для организации проектных курсов использован 1 час вариативной части учебного плана для 5-6 классов. Модульный подход к организации данных курсов позволяет учащимся апробировать содержание 2-х курсов. Содержание курсов включает не только информацию, выходящую за рамки учебного материала, но и знакомит учеников со способами деятельности (познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной), необходимыми для успешного перехода в старшую школу и освоения учебной программы уже на профильном уровне.

Блочное построение расписания проектных курсов в определенной степени позволяет уменьшить нагрузку на учащихся. При этом следует говорить не только об уменьшении нагрузки, но и о появлении у учащихся возможности управлять ею, планируя свою работу, что является одним из аспектов учебной самостоятельности. Краткосрочные модульные курсы содержат теоретическую и практическую части, занимают небольшое количество часов учебного плана (17 часов), разработаны и реализованы в форме проектной деятельности.

Перед тем как приступить к занятиям проектной деятельностью, мы знакомим учащихся с правилами и основами проектной деятельности, с требованиями, предъявляемыми к проектам, с циклограммой осуществления исследования. Педагог составляет план работы с учащимися; причем при выполнении проектов качественно меняются роли учащихся и учителя. Педагог на всех этапах выступает в роли консультанта и помощника, координатора проекта, учащиеся — активными участниками процесса. Акцент делается не на содержание обучения, а на процесс применения имеющихся знаний.

Мы используем два вида занятий для организации проектной деятельности. Первый вид – проектный урок, который полностью состоит из работы над проектом. Это специально выделенные часы в учебном плане, которых не может быть много ввиду высокой «затратности» работы над проектом. Выбор формы проведения таких уроков зависит от вида проекта. Учебный проект как комплексный и многоцелевой метод имеет большое количество разновидностей: информационные, исследовательские, творческие, практико-ориентированные, ролевые. (Речь идет не о единственной направленности проекта, а о доминирующей направленности деятельности участников. В реальной же практике чаще всего приходится иметь дело со смешанными типами проектов). Второй вид – презентация, на которой учащиеся представляют свой проект. Презентация – важный навык, который развивает речь, ассоциативное мышление, рефлексию. Выбор презентации проекта может быть и в виде игры, рекламы, видеофильма, игры с залом, соревнования, спектакля, выставки, газеты, журнала, справочника, учебного пособия, мультимедийной анимации (от традиционной формы презентации — устного доклада с демонстрацией продукта (результата) проекта – учащиеся отказались). Выбор формы продукта проектной деятельности – важная организационная задача участников проекта. От ее решения в значительной степени зависит, насколько выполнение проекта будет увлекательным, защита проекта – убедительной, а предложенные решения – полезными для решения выбранной проблемы. Учащиеся знают, что презентация предполагает не только демонстрацию продукта, но и обязательно рассказ о самой проектной деятельности, об этапах выполнения проекта, о трудностях, возникших идеях, о решении проблем. Жюри оценивает структуру и логику работы, исследовательское мастерство, познавательную ценность темы, оригинальность и ценность собранного материала, язык и стиль изложения, ответы на вопросы. Защита проектных работ учащихся на «Фестивале достижений» стала одной из наиболее перспективных форм итогового контроля знаний, умений и навыков учащихся, приобретенных на проектных курсах. Результаты проектной деятельности заносятся педагогом в оценочный лист, который составлен с учетом требований к проектной деятельности. Предложенные требования разработаны на основании способов деятельности, владение которыми необходимо при работе над проектами, и свидетельствует о сформированности ключевых компетентностей учащихся: информационной, коммуникативной и компетентности решения проблем. Требования сгруппированы в соответствии с перечнем ключевых компетентностей в три раздела: «Решение проблем», «Работа с информацией», «Коммуникация». Внутри них на основании вида деятельности, в котором они должны проявляться в первую очередь, заданы элементы компетентностей. Уровни сформированности ключевых компетентностей выделены сообразно возрасту учащихся. Для каждого уровня приведены показатели освоения той или иной компетентности на входе (качественное изменение по сравнению с предыдущим уровнем) и на выходе (увеличение доли самостоятельности учащегося или усложнение того способа деятельности, владение которым он должен продемонстрировать). Оценочные бланки позволяют фиксировать уровень учащегося по каждому критерию. При необходимости предложенная система подсчета баллов может быть соотнесена с пятибалльной отметкой, при этом ориентируемся на общий балл и принимаем за основу выставления отметки персональное продвижение учащегося в сравнении с его предыдущим проектом.

Анализируя опыт организации проектной деятельности на данных курсах, мы постарались привести в систему накопившиеся факты, которые указывают на следующие результаты применения проектного метода: работа над проектами стимулирует внутреннюю познавательную мотивацию учащихся и способствует повышению интереса к учебному процессу. Как показывает опыт работы нашей школы, проектная деятельность реально способствует формированию нового типа учащегося, обладающего набором умений и навыков самостоятельной конструктивной работы, владеющего способами целенаправленной деятельности, готового к сотрудничеству и взаимодействию, наделенного опытом самообразования. Самое главное, участие в проекте позволяет приобрести уникальный опыт школьнику, невозможный при других формах обучения, опыт, который в 7-9 классах становится базовым для выполнения обучающимися проектов уже в рамках того или иного учебного предмета.

Приложение 1
Перечень проектных курсов, реализуемых в 5-6 классах МБОУ СОШ №1 в 2012-2013 учебном году.

Название проектного курса

Универсальные учебные действия/

надпредметные компетенции

5-ые классы

1.

«Здоровый образ жизни»  Регулятивные:целеполагание – постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно.

Познавательные:

общеучебные – самостоятельное выделение и формулирование учебной цели; извлечение информации в соответствии с целью чтения из различных текстов;

познавательные – формулирование проблемы.

Коммуникативные:

постановка вопросов, построение речевых высказываний.

Личностные УУД:

формирование идентичности личности.

2.

«Бумагопластика» 

3.

«Занимательный английский 

4.

«Робототехника для начинающих» 

5.

«Модульное оригами» 

6.

«Школа юного журналиста» 

6-ые классы

1.

«Юный журналист»  Регулятивные:планирование — составление плана и последовательности действий, определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.

Познавательные:

общеучебные – информационный поиск, произвольное и осознанное построение речевого высказывания.

Коммуникативные:

постановка вопросов, построение речевых высказываний.

2.

«Планета чудес и загадок» 

 

3.

«Экспериментальная физика» 

4.

«Удивительные инструменты» 

5.

«Мастерская творчества» 

Использованная литература:
1. Горбунова Н.В. Методика организации работы над проектом. М., «Просвещение», 2002г.
2. Британский Совет. Департамент образования и науки. Требования и критерии оценки уровня сформированности ключевых компетентностей учащихся (для оценки проектной деятельности). Самара, 2003.
3. Воронцов А.Б. Перспективы подростковой школы РО. Открытый институт «Развивающее образование», М.

dateНоябрь 3, 2012