Использование информационных технологий на уроках географии.

Автор: Дорофеева Марина Александровна, учитель географии средней школы №33 города Сызрани Самарской области.
Мое педагогическое кредо – отсутствие баррикад, сотрудничество и взаимодействие с учениками. Стремлюсь идти в ногу со временем, самосовершенствуюсь. В школе работаю более 20 лет, поэтому накоплен немалый опыт, с которым хотелось бы поделиться с коллегами.

Применение в обучении компьютера в сочетании с аудиовизуальными средствами принято называть «новыми  информационными технологиями в образовании». В своей практике я использую различные виды информационных ресурсов. В зависимости от дидактических целей можно выделить следующие виды  компьютерных программ:
— учебные;
— тренажеры;
— контролирующие;
— наглядные или демонстрационные;
— справочно-информационные;
— мультимедиа-учебники;
— интернетресуры.

Учебные информационные ресурсы.             
При изучении нового материала использую демонстративную программу, которая в доступной, яркой, наглядной форме представляет  учащимся теоретический  материал.  Данные образованные программы имеют в своём составе видео фрагменты, которые позволяют продемонстрировать на уроке видеосюжет, представляющий изучаемое явление с комментарием диктора. К тому же позволяет учителю акцентировать внимание учащихся на главных моментах содержания.Например, при изучении темы «Политическая карта мира» в 10 классе, электронное пособие позволяет проследить историю формирования политической карты, территориально определить расположение и принадлежность зависимых территорий,  наводя курсор на карту, мы можем узнать основные сведения по странам мира, да и многое другое.

Тренажеры.
В мультимедийных учебных пособиях достаточно много содержится заданий на формирование у учащихся практических навыков различного уровня. Их я использую в качестве практикумов для закрепления учебного материала. Например, задание в 10 классе – определите на карте крупнейшие очаги конфликтов. Учащиеся переносят на карту названия, таким образом, знакомятся с их территориальным размещением.

Контролирующие информационные ресурсы.
На этапе проверки или закрепления провожу тестирование. Тесты составляю сама или использую, особенно в старших классах, готовые программы для подготовки к ЕГЭ и ГИА. Именно они дают возможность ученику проверить свои знания по предмету, а учителю получить полную картину уровня подготовленности учеников и возможность корректировки.

.

.

.

Наглядные или демонстрационные информационные ресурсы.
География невозможна без наглядности, поскольку призвана формировать образ территории, объекта. Поэтому использование  электронных наглядных пособий улучшает качество восприятия материала. Например,  на уроке в 7 классе «Природа Антарктиды» я использую различные видеосюжеты, картосхемы, рисунки, которые позволят ученику представить материк в полном его многообразии. Для подготовки тематических презентаций по географии использую программу POWER POINT.   Компьютерную презентацию можно использовать в течение всего урока, а также на отдельных этапах учебной деятельности. Например, в 6 классе при объяснении темы «Как открывали и изучали нашу Землю» я использую презентацию, где наглядно показаны путешествия.

В моем кабинете имеется особая категория медиаобъектов – интерактивные карты. Интерактивные карты — новый тип интерактивных средств обучения географии. С одной стороны, интерактивные карты обладают свойствами географической карты, т.е. являются уменьшенным в масштабе изображением земной поверхности с использованием особого языка — условных знаков. С другой стороны, у них появляется новое свойство, приближающее их к геоинформационным системам — возможность изменения содержания карты. В качестве примера возьму интерактивную карту «Физическая карта полушарий». При выводе на экран — это физико-географическая картосхема мира. Но на эту картосхему можно вывести только градусную сеть, с помощью которой можно отработать умения определять широту и долготу, а если вывести на экран все географические объекты, то можно продолжить работу по формированию географических координат. Такое наслоение информации на карте позволяет акцентировать внимание учащихся только на том, о чем в данный момент рассказывает учитель. Сочетание устного лекционного материала с изображением иллюстраций, схем делает излагаемый материал более интересным, насыщенным, наглядным. Данный вид карт позволяет проверить знания в интерактивном режиме, совместно, в ходе изучения нового материала составлять опорные конспекты, проводить сравнения, позволяет одновременно использовать различные способы представления информации. Электронные карты предоставляют широкие возможности для выполнения творческих работ по моделированию и проектированию.

Справочно-информационные ресурсы.
Справочно– информационные электронные пособия также находят место на уроке, а чаще при подготовке индивидуальных заданий к уроку. Например, справочник «Страны мира» дает полную комплексную информацию о стране,ее столице.

.

.

.

.

Мультимедиа-учебники.
Несмотря на то, что процесс компьютеризации обучения географии начался не так давно разработана целая серия мультимедийных учебников к  школьным курсам географии. В своей работе я использую «Виртуальные уроки Кирилла и Мефодия». Мультимедиа курс по-новому представляет содержание учебника, который позволяет осуществлять и самостоятельный поиск учебного материала, и обобщение и систематизацию новых знаний. Видео и фотоматериалы развивают образное мышление, формируют географические представления. Элементы анимации («живые» схемы) позволяют смоделировать на экране географические процессы и явления в динамике. Все медиаобъекты способствуют формированию чувственных образов предметов и явлений действительности, составляющих первоначальный этап процесса формирования новых географических знаний.Бесспорным плюсом в уроке является использование и электронных приложений к учебнику. Например, я использую электронное приложение к учебнику географии 7 класса А.П. Кузнецова, Л.Е. Савельевой, В.П.Дронова. Данное приложение содержит не только сам текст учебника, но и различные дополнения: практикум, атлас, экзаменатор, словарь и др. Имея в кабинете ноутбуки, дети с удовольствием принимают участие в работе в данным приложением.Благодаря мультимедиа-технологиям учебный материал представлен ярко и увлекательно в виде разнообразных носителей информации: иллюстраций, видеофрагментов, компьютерной анимации, слайдов, текстов, сопровождаемых словами диктора и музыкой, что способствует мотивации учебной деятельности школьников.

Интернет-ресуры.
Незаменимы информационные технологии при работе над проектом. При этом я ориентирую ребят на сайты, содержащие информацию по проекту http://papshuli.narod.ru/predmet/geo_links.htm. Кроме того, применяя технологию кейса, использую информацию, необходимую для работы в группах в виде файлов на рабочем столе ноутбуков. Это позволяет быстро, без лишних затрат, использовать необходимый файл для поиска информации.

Таким образом, информационно-коммуникационные технологии видятся мне наиболее перспективными технологиями обучения наряду с другими, уже апробированными и доказавшими свою эффективность. Применение ИКТ помогает мне успешно внедрять в процесс обучения и внеурочную деятельность компетентностный подход, который ориентирует на перспективные цели развития личности.

dateНоябрь 15, 2011