Инновационные формы работы ДОУ с семьей по экологическому воспитанию старших дошкольников.

Автор: Киваева Надежда Николаевна, воспитатель высшей категории, МБДОУ «ЦРР – детский сад №45», г.Северск, Томской области.

О себе: Всесторонняя, увлеченная, неравнодушная, умеющая увлечь за собой не только коллектив детей, но и их родителей. Любим и бережно относимся к природе и эту любовь я прививаю детям с раннего детства.

То, что нам кажется
мирским и обыденным —
и есть тот самый
материал, из которого
делаются открытия.
Единственное отличие —
наша наблюдательность,
наша готовность сложить
части воедино совершенно
новым способом.
Эдвард Б. Линаман

Ребенок приходит в этот мир беззащитным и доверчивым. Он держит за руку взрослого, делает первые шаги по траве, видит небо над головой и верит, что земля прекрасна, люди добры, а жизнь — это счастье. Малыш верит в любовь, силу и доброту окружающих его взрослых и очень надеется на их защиту.

Одна из важнейших информации, которую получает ребёнок — это экологическая. Она касается прежде всего того, как нужно относиться ко всему живому на Земле, ведь от этого зависит доброе и гуманное отношение наших детей к окружающему миру. Чтобы поступки воспитанников были осмысленными, необходимо запомнить с ранних лет экологические законы и правила, тогда они будут жить правильно, не нарушая мир вокруг себя. От этого зависит будущее наших детей на планете Земля.
Обучение детей экологическим законам и правилам с раннего возраста даст возможность вырастить поколение с новым мировоззрением и новым отношением к окружающей природе. Такие люди будут в состоянии изменить ситуацию на планете и вывести человечество из экологического кризиса.

Показателями экологической воспитанности являются ярко выраженный интерес к окружающему миру, природным явлениям, эмоциональный отклик на их красоту, понимание уникальности живого, сочувствие, сопереживание животным и растениям, находящимся рядом. Работа по данному направлению невозможна без привлечения родителей воспитанников.

Поэтому в нашей группе организована планомерная работа с родителями, подчиненная главной цели: совершенствование
экологического образования детей путем внедрения инновационных технологий через работу с родителями и социальными партнерами.

С 2007 года наш ЦРР является участником пилотной площадки в рамках реализации областной программы непрерывного экологического образования.
В связи с этим приоритетными направлениями деятельности группы являются:
• формирование у детей основ экологически грамотного, гуманного, нравственного поведения;
• организация природоохранной деятельности детей;
• воспитание у дошкольников потребности к здоровому образу жизни;
• повышение экологической культуры родителей.

Ведущим направлением деятельности нашего ДОУ является развитие интеллектуальных, творческих способностей и одаренности детей, поэтому экологическое воспитание осуществляется с учетом данного направления.

В группе создана специальная предметно — развивающая среда. Оборудована экологическая зона. Она включает «Уголок Природы» -аквариум, террариум, комнатные растения, природный материал, собранный в разных странах мира; Календарь метеонаблюдений, «Огород на подоконнике», уголок энциклопедической литературы, уголок для опытно-экспериментальной деятельности детей. В экологической зоне постоянно осуществляется смена экспозиций в соответствии с временами года. С целью просвещения родителей разработан обширный наглядно — методический материал.

Система работы по экологическому воспитанию дошкольников включает сотрудничество с социальными партнерами — школами № 84, 194, городским музеем, музеем СХК, Центральной детской библиотекой, Театром юного зрителя, и т. д.
Совместно с сотрудниками городского музея мы разработали проект «Музей приглашает друзей».

В рамках проекта активно осуществляется работа детского сада, музея и семей воспитанников. Она включает проводимые на базе музейных экспозиций образовательные и праздничные мероприятия. Например, семейный праздник «В гостях у Колобка». В образе бабушки Забавушки музейный педагог познакомила детей с русской избой, серпом и ручной мельницей, рассказала о том, как появились зерно и хлеб. Дети участвовали в кукольном спектакле «Колобок», в ролевой игре «Зёрнышко».
Очень понравилось детям интегрированное занятие «В гостях у бабушки Василисы» (во второй младшей группе). Оно проводилось музейным педагогом на базе нашего дошкольного образовательного учреждения. Бабушка Василиса познакомила детей с сибирскими охотниками, образом их жизни, одеждой, ружьями и способами охоты. Ребята играли в соответствующие теме занятия игры, участвовали в конкурсах, пели песни. В заключении все получили в подарок от бабушки Василиса шоколадные шишки. Ежемесячно ребята посещают музей, приобретая все новые интересные знания о окружающем мире.

Большой эмоциональный отклик у детей и взрослых вызвал совместный с музеем семейный проект «Зарождение мира на Земле», цель которого — экологическое воспитание дошкольников, раскрытие и поддержание талантов каждого ребёнка.
Этот проект способствовал самостоятельному творческому поиску в решении поставленных задач, укреплению семейных связей через совместную деятельность и приобщение к охране окружающей среды.

Совместные праздники, игры и творчество не только сближают детей, родителей, воспитателей и музейных педагогов, организуют их досуг, но и способствуют духовно — нравственному воспитанию дошкольников, так как основаны на уважении к родной истории и культуре, решают задачу возрождения духовности народа.

Великолепный праздник был проведен в Центральной детской библиотеке «Мы — за чистую планету!», на котором дети подготовили совместно с музыкальным руководителем и воспитателями экологический концерт.
Совместно с родителями наши дети приняли активное участие в городском празднике «День планеты Земля» в рамках Дней защиты от экологической опасности. Специально к ней семьи подготовили плакаты на экологическую тему: «Мы — за чистую планету», «Здоровье планеты в наших руках».

Участвовали в акции «Вторсырью — вторую жизнь». Выучили тихи о природе, подготовили транспаранты и плакаты, совместно с родителями изготовили шапки и пилотки из газет.
Несколько лет назад после посещения зоопарка появилась новая традиция: ежегодно организовать с ребятами акцию «Помоги животным зоопарка». После сезонных работ на огороде и приусадебных участках родители собирают излишки овощей для обитателей зоопарка и совместно с детьми отвозят собранные овощи. Дирекция и сотрудника зоопарка прислали нам «Благодарственное письмо».

По инициативе родителей и детей была организована работа по разработке проектов «Птицы сибирского региона». Каждая семья подготовила интересный материал о пернатых Сибири, в которых сообщалось об интересных фактах из их жизни, местах обитания, распространения, питания. Подобрали об этих птицах пословицы, загадки, чистоговорки, а также украсили проекты своими рисунками птиц, о которых они рассказывали.

Таким образом, можно воодушевить педагогов на внесение эффективных изменений в свою работу, а также и выстроить партнёрские отношения с родителями, чтобы обеспечить оптимальную поддержку для удовлетворения потребностей, возникающих у детей в процессе обучения и развития.

dateФевраль 19, 2014