Формирование у детей старшего дошкольного возраста умения задавать вопросы.

Автор: Луконина Анастасия Ивановна, старший воспитатель, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 3 «Рябинушка».

О себе: педагогический стаж работы 11 лет образование — высшее. Очень люблю свою работу.

Одной из задач, на которую направлен Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, является обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования).

Несмотря на то, что в последние годы проводились исследования коммуникативной деятельности, диалога, как одной из форм речевой коммуникации детей, особенности формирования вопросительных высказываний изучены недостаточно полно. Основные методические разработки на сегодняшний день в большинстве своем относятся к работе с детьми, имеющими нарушения речи. Работе по данному направлению с детьми, посещающими общеобразовательный детский сад, уделяется намного меньше внимания. И как результат большинство исследователей указывают на то, что в старшем дошкольном возрасте снижается общее количество задаваемых детьми вопросов. По результатам диагностического обследования мы можем отметить, что дети шестого года жизни в ситуации поиска предмета, скрытого от них, склонны задавать идентификационные вопросы, т. е. действовать методом перебора вариантов, а не задавать продуктивные вопросы, направленные на получение сведений.

Актуальность данной проблемы обусловила выбор темы проекта: «Формирование вопросительных высказываний у детей старшего дошкольного возраста».

Цель работы: Раскрытие актуальных форм и методов формирования вопросительных высказываний, как основного источника развития познавательных интересов и речи детей.

Задачи:
1. сформировать лексико-грамматические средства оформления вопросительных предложений;
2. развивать навык построения различных моделей вопросительных предложений;
3. активизировать речевую инициативу и познавательную сферу дошкольников.
4. закреплять навык использования вопросов в познавательных и социально-коммуникативных целях;
5. формировать навык использования интонационных средств оформления вопросительных высказываний;
6. оказать помощь родителям воспитанников в понимании важности вопросов детей и ответов на них.

Содержание работы по формированию вопросительных высказываний включает:
— проведение обследования у детей умения задавать вопросы;
— проведение специальных игр и занятий по обучению детей умению задавать вопросы;
— целенаправленную работу с родителями, пропагандирующую повышение речевой культуры в семье, «живого» общения с ребенком и адекватное отношение к детской вопросительности;
— ознакомление родителей с приемами активизации детской любознательности и формирования вопросительных высказываний;
— проведение речевого праздника совместно с родителями.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

I ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ЭТАП
Изучение и анализ литературы по рассматриваемой теме.

II ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ЭТАП
Процедура проведения обследования умения детей задавать вопросы: Перед ребенком ставится ящик, в котором спрятан какой-либо предмет простой конфигурации, довольно часто встречающийся детям в обыденной жизни (яблоко, карандаш, носовой платок и т.п.). Ребенка спрашивают: «Ты хочешь узнать, что лежит в ящике? Чтобы узнать это нужно, задавать вопросы, какие захочешь. Я буду на них отвечать, и ты сможешь догадаться, что там лежит». Если ребенок действует методом перебора вариантов, ему предлагается перечень вопросов – алгоритм поиска ответа: «Спроси у меня: для чего нужен этот предмет? Что с ним делают? Из чего он сделан? Какой формы? Какого размера? Какого цвета?». Выполнение задания ограничивается 10-15 минутами. По результатам исследования подсчитывается число продуктивных вопросов, т.е. вопросов, направленных на получение сведений и требующих ответа, и количество идентификационных вопросов, т.е. определенных версий относительно самого объекта и его характеристик.

III ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП

1 Работа воспитателя
а) Подбор и изготовление дидактических игр и наглядных пособий
б) Разработка образовательной деятельности с детьми, консультаций, журнала для родителей, речевого праздника.

2 Работа с детьми
а) специально подобранные дидактические игры с использованием элементов технологии ТРИЗ.
Работа по данному направлению делится на три этапа, каждый из которых направлен на решение определенной задачи:

1 этап — Цель: знакомство с вопросом как формой приобретения информации, знаний, активизация речевой поисковой активности. На этом этапе в различных играх детям предлагается задавать вопросы в свободной форме. Вводятся фишки, присваиваемые за правильно сформулированный вопрос, а также элементы соревнования, что позволяет задать и поддержать дополнительную мотивацию к предлагаемой деятельности.

Пример игры первого этапа.
«Все ли мы увидели?»
Материал. Картинка с изображениями различных предметов, фишки.
Ход проведения. Воспитатель сообщает: «Сегодня мы посоревнуемся, кто больше увидит на картинке и кто больше задаст вопросов. Что такое вопрос? Мы задаем вопрос, когда что-то хотим узнать. Например, Саша, что ты делал сегодня утром? Я спросила, чтобы узнать, чем ты занимался утром. Задавать вопросы мы будем по картинке. Посмотрите внимательно на нее. Подумайте, какие вопросы можно задать по этой картинке, чтобы не упустить ничего из того, что на ней изображено. Только действует такое правило: вопрос нельзя повторять. За повторяющийся вопрос фишка не дается».

Дается время на обдумывание (1-2 минуты).
Далее дети задают вопросы. Воспитатель включается в процесс, если они за¬дают в основном стереотипные вопросы, — это делается для того, чтобы дети меняли формулировку и чтобы показать, что воспитатель — равноправный участник игры («Можно я тоже задам вопрос?» Дальше дается формулировка вопроса по картинке).

По окончании подводится итог: кто получил больше фишек, тот и выиграл. Нужно обязательно похвалить всех участвовавших, сказать, что в следующий раз они обязательно смогут задать больше вопросов. Отметить и тех, кто не за¬дал ни одного вопроса, сказать, что в другой раз у них все получится.

2 этап — Цель: освоение умения формулировать вопросы в различной форме при опоре на наглядное содержание. Работа на этом этапе предусматривает обучение детей оформлению различных вопросов, при этом для облегчения задачи вводятся визуальные знаки, обозначающие то или иное вопросительное местоимение, с которого следует начинать формулировку вопроса.

Пример игры второго этапа
«Учимся задавать вопросы»
Материал. Карточки с символами, обозначающими ту или иную формулировку вопроса, фишки, какой-нибудь предмет, например машина (у предмета должны быть части разной формы, разного цвета).
Ход проведения. Воспитатель привлекает внимание детей: «Посмотрите, какая у меня машина. Сегодня мы будем задавать вопросы, но не простые, а по карточкам. Когда я покажу вот эту карточку (что?), нужно задать вопрос, который начинается со слова «Что?». Когда покажу карточку с контуром треугольника, нужно спрашивать, какой формы. Если покажу карточку с цветным тре¬угольником, спросите у меня: «Какого цвета?». За каждый вопрос дается фишка. Выигрывает тот, кто получит больше фишек. Всем понятно? Если что-то забудете, я буду напоминать».

Далее воспитатель по очереди поднимает карточки с разными символами. В конце подводится итог. Отмечаются успехи всех детей, даже если они не смог¬ли набрать очень большое число фишеек. В этом случае желательно выразить уверенность в том, что в следующий раз они обязательно смогут задать много вопросов.

3 этап — Цель: формирование умения осуществлять целенаправленный поиск неизвестного с помощью вопросов. Переход к этому этапу происходит после успешного освоения предыдущего. Его содержание предусматривает проведение игр, в которых с помощью вопросов, но без опоры на наглядные символы необходимо было выяснить, какой предмет спрятан. Число игр определяется степенью успешности освоения стратегии поиска, направленной от выяснения существенных характеристик вещи (ее назначения, функции и т.п.) к выявлению внешних свойств.

Пример игры третьего этапа
«Что в чудесном мешочке?»
Материал. Три-четыре предмета, мешочек.
Ход проведения. Воспитатель вкладывает какой-либо предмет в мешочек так, чтобы дети его не видели.

«У меня есть чудесный мешочек. Но он может раскрыться и показать, что в нем есть, только если вы сумеете отгадать, что это за предмет. Для этого нужно у меня спрашивать об этом предмете, а я буду отвечать на ваши вопросы. Вопросы можно задавать разные. Главное, чтобы они вам помогли узнать о нем как можно больше».
Игра продолжается 15-20 минут. В ходе игры необходимо поощрять детей к задаванию вопросов так же, как это делалось в предыдущей игре.

б) беседы и опыты, как пояснение ответов на вопросы детей.
На протяжении работы по проекту ведется активная работа, направленная на активизацию детской любознательности. Так достоверные и точные ответы на задаваемые детьми вопросы, сопровожденные краткой беседой, небольшими опытами, помогают ребенку глубже проникнуть в суть интересующего явления и активизируют дальнейшую вопросительность детей.

в) образовательная деятельность по речевому развитию по обучению рассказыванию по картинам, работа с предметными и сюжетными картинами.
В образовательной деятельности используются сюжетные картины различной тематики: времена года, труд людей в различное время года, зимние и летние забавы детей, профессии. В совместной деятельности рассматриваются различные предметные картины.

2 Работа с родителями
а) консультации для родителей.
В данном разделе работы проводятся консультации для родителей на следующие темы: «Почему необходимо поддерживать детскую вопросительность?», «Игровые упражнение для формирования у дошкольников умения задавать вопросы».
б) журнал для родителей.
в) анкетирование по вопросам развития детской вопросительности.
Выпускается журнал «Почемучки», в котором родителям предлагается помощь в ответах на наиболее популярные вопросы детей.

г) проведение речевого праздника.

IV ЭТАП ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ
Цель: подведение итогов, анализ результатов по реализации проекта, определение дальнейших перспектив
— Проведение викторины «Веселые Почемучки»
— Анализ результатов проекта
— Анкетирование родителей
— Обобщение опыта работы и размещение ее в Интернете на сайте педагога, в соц.сообществах.

Литература:
1 Баранова Э. Учимся задавать вопросы // Дошкольное воспитание. – 2005. — №12. – С.12
2 Рубинштейн С.Л. Вопросы и их роль в умственном развитии ребенка //Дошкольное воспитание. – 2008. — №2. – С.7
3 Красильникова Л. Осознанная речевая активность детей 6-7 лет// Дошкольное воспитание. – 2008. — №4. – С.79
4 Сафонова О. Активизация речевого общения старших дошкольников// Дошкольное воспитание. – 2007. — №1. – С.50
5 Асмолов А. Главное – сохранить «почемучек»// Дошкольное воспитание. – 2005. — №3. – С.68

dateМарт 21, 2016