Фантастика в рассказе Н. В. Гоголя «Вечер накануне Ивана Купала»

Дидактический материал для научно-практических конференций и уроков литературы

Автор: Поченкова Наталья Анатольевна, учитель русского языка и литературы, МБОУ «СОШ № 8» (муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 8»), г. Новокузнецк, Кемеровская область

Аннотация: Как и все мои коллеги, помогаю своим  учащимся готовиться к  научно-практическим конференциям по русскому языку и литературе.  Для того, чтобы работа была значимой, полновесной, аргументированной, необходимо собирать по крупицам научный материал. Это большой труд, как для учащихся, так и для их руководителей. Поэтому данная статья представляет собой дидактическое пособие для подготовки к научно-практической конференции по литературе в 5-7 классах по теме «Фантастика в рассказе Н. В. Гоголя «Вечер накануне Ивана Купала».

 

ФАНТАСТИКА В РАССКАЗЕ Н.В. ГОГОЛЯ «ВЕЧЕР НАКАНУНЕ ИВАНА КУПАЛА»

Сюжет повести Н. В. Гоголя «Вечер накануне Ивана Купала».

Сюжет повести строится на традиционном в мировой и русской художественной литературе мотиве продажи-покупки души нечистыми силами, возможно, обманом. Н. В. Гоголь преподносит эту историю как реальное событие, некий рассказ «деда Фомы Григорьевича» о  давних событиях одного нищего хутора, о котором деду, в свою очередь, рассказала «его тётка».  Так эта история реализуется в действительности, тем не менее, она «давняя», и значит, многое в ней уже додумано, пересказано, как говорится, концов не найти.  Произведение «Вечер накануне Ивана Купала» насыщено фантастическими и мистическими образами, один из которых,– дьявол в человеческом обличии, Басаврюк, который появляется почти из ниоткуда, чтобы  заманить невинную, но требующую или материального достатка, или взаимности в любви, или просто человеческого счастья душу. Так, герой произведения, батрак Петрусь, ради того, чтобы жениться на любимой девушке, составляет договор с Басаврюком и идет в ночь на Ивана Купала в лес для поиска сокровища. По условиям договора, Петрусь должен пролить невинную кровь, и когда Петрусь видит, что для этой жертвы ему предлагают убить малолетнего Ивася, брата Пидорки,  его возлюбленной, он отказывается. Это говорит о том, что он еще владеет собой, но всё же, под напором нечистой силы и жажды лёгкой наживы ради своей цели, он убивает ребёнка. С того момента Петрусь сходит с ума. Его находят в лесу, пребывающего в беспамятстве, а рядом с ним – мешки с золотом.  Да,  Петрусь получает желанную, материально обеспеченную жизнь, однако это всё не приносит ему счастья, так как куплено дорогой ценой — невинной жертвой и потерей себя самого. После женитьбы Петрусь сам не свой,  молчаливый, грустный, ничего не помнит о случившемся, но что-то не даёт ему покоя, что-то он силится воскресить в своей памяти. До поры это ему не удаётся, и он мучается. Пидорка, его жена, тоже несчастна, через полгода увядает. Однажды, в канун очередного праздника Иван Купала, Пидорка  попробовала излечить Петруся, пригласила в дом колдунью из Медвежьего оврага. Однако это «лечение» не оправдало ожиданий: Петрусь узнал в колдунье ту самую  ведьму, которая заставила его убить Ивася, брата Пидорки. Внезапно вместо ведьмы, на которую Петрусь бросился с топором, будто очнувшись и вспомнив, что с ним произошло, появился призрак убиенного им ребёнка, Ивася, и наступило возмездие. Изба тотчас вспыхнула пожаром (Пидорка всё же успела выбежать из дома в страхе), и Петрусь сгорает в ней  – после пожара вместо него в доме находят   лишь пепел, а вместо золота — черепки.  Пидорка спасается в монастыре, всю оставшуюся жизнь пребывая в молитвах. Хутор забросили. В селе рядом тоже были случаи чертовщины.

Творческая история повести Н. В. Гоголя «Вечер накануне Ивана Купала».

Сведения о творческой истории этой повести позаимствованы из статей различных исследователей творчества Н. В. Гоголя, размещённых в Интернете (см. ссылки на источники) [1-19]. Повесть «Вечер накануне Ивана Купала» была впервые напечатана в 1830 г. в «Отечественных Записках», в февральской и мартовской книжках, под заглавием: «Бисаврюк, или вечер накануне Ивана Купала. Малороссийская повесть (из народного предания), рассказанная дьячком Покровской церкви». Однако в первой книжке «Вечеров на хуторе близ Диканьки», вышедшей в следующем 1831 г., Гоголь поместил совершенно новую редакцию повести, коренным образом переработанной. При дальнейших перепечатках «Вечера накануне Ивана Купала» воспроизводилась с незначительными изменениями эта вторая окончательная редакция повести. Работа Гоголя над повестью, по-видимому, первой по времени написания из цикла «Вечеров на хуторе», относится к 1829 г., скорее всего, ко второй половине этого года. В письме от 30 апреля 1829 г. Гоголь просит мать наряду с прочими поверьями сообщить ему «несколько слов о колядках, о Иване Купале…» Наличие в записной книжке Гоголя, вместе с записями поверий, обычаев, обрядов и этнографических материалов, сведений о кладах, цветке папоротника, Ивановом  дне и, в особенности, описания костюмов, заимствованных из писем родных (см. соответствующие записи Гоголя в «Книге всякой всячины», Соч., 10 изд., VII, стр. 884—887) позволяют предположить, что к работе над повестью Гоголь приступил вскоре после получения материалов от матери в ответ на свой запрос. К началу 1830 г. повесть была уже закончена, появившись в февральской книжке «Отечественных Записок». Во второй редакции Гоголь сократил повесть, устранив ряд длинных и второстепенных подробностей. Так, в окончательном тексте отсутствует подробное описание церкви «трех святителей», описание жизни Петро Безродного и т. д. Наиболее существенное значение в изменении замысла и сюжетных мотивов повести имеет отказ Гоголя от мотива болезненной скупости Петро, разбогатевшего нечистым путем и доведшего себя и жену до крайней степени бедности. Все эти сокращения, придавшие повести большую сюжетную целеустремленность и лаконичность, свидетельствуют о стремлении Гоголя освободиться от подробных сюжетных мотивировок, от нравоучительного морализирования в духе сентиментально-нравоописательных повестей 20-х годов, от растянутых и вялых описаний, столь распространенных в чувствительных повестях и романах ужасов. Еще важнее стилистическая переработка всего текста повести, которую произвел Гоголь, в сущности создав совершенно новое произведение. Эта переработка прежде всего относится к стилистической отделке каждой фразы, к той словесной яркости и насыщенности, которую придает им Гоголь, отбрасывая книжные и условно-сентиментальные формулы, растянутые и вялые обороты первой редакции, вводя диалоги вместо повествования, добиваясь живой разговорной интонации. Так, например, длинный, пересыпанный подробными ремарками разговор между Петро и Басаврюком сжимается до нескольких энергичных и кратких реплик. Гоголем значительно сокращаются детальные описания в фантастических сценах и усиливается всюду бытовой, реалистический колорит. Не случайно, что наименьшей переработке подверглось описание свадьбы, основанное на чисто этнографических материалах. В письме от 30 апреля 1829 г. Гоголь, обращаясь к матери за помощью в собирании этнографических и фольклорных материалов, просил, в частности, сообщить ему «названия платья, носимого … крестьянскими девками, до последней ленты» и «обстоятельное описание свадьбы». Здесь же он просил сообщить «несколько слов… о Иване Купале» и «подробнее» о разных духах «с их названиями и делами». Если сопоставить эти запросы с работой писателя над «Вечером накануне Ивана Купала», то тем самым намечается в общей форме ответ на вопрос об источниках повести. Гоголь обращался в первую очередь к фольклорным материалам. [5]

Таким образом, из творческой истории произведения видно, что Гоголь  для написания повести обращается к разного рода источникам: помощи матери, фольклорным материалам, книгам травников, некоторым литературным источникам (произведениям немецких романтиков, в том числе), пытаясь придать событиям реальную основу.

Место фантастических элементов повести Н. В. Гоголя в реальной действительности.

Фантастика у Н. В. Гоголя  связана не только с фольклорными традиционными верованиями, но и сутью конфликта – это традиционный конфликт, заключающийся в преодолении препятствий, стоящих на пути влюбленных, в нежелании родственников выдать девушку за любимого человека. С помощью «нечистой силы» эти препятствия, как правило, преодолеваются.

У Гоголя фантастика тесно переплетается с реальностью и служит средством комического или сатирического изображения героев, но основана на народной стихии.
Художественный мир в произведениях Гоголя раздвоен: мир действительный, реальный, земной, дневной и мир причудливой фантастики, ночной, темной. Создается ощущение «смещенной», «искривленной» реальности, напоминающей кривое зеркало. Однако не всегда фантастическое у Н. В. Гоголя влечёт за собой комическое изображение реальной ситуации – иногда это драма с печальным концом, где таинственное предстает как источник драматических поворотов в жизни человека, становясь синонимом ужасного, трагического.

В отличие от других повестей цикла, в которых выявляется торжество героя, а фантастика освещена юмором, в “Вечере накануне Ивана Купала” загадочное выступает в качестве того начала, которое оказывает свое сокрушительное влияние на жизненное поведение человека, его судьбу. И в этой повести Гоголь пользовался материалом народных легенд, но тут он отходил от глубокого и проникновенного восприятия духа народного творчества, столь ярко проявившегося в других его произведениях. Живое и увлекательное изображение народных героев уступает место в “Вечере накануне Ивана Купала” ирреальной символике. При всем том во многих местах повести мы видим силу кисти замечательного художника – таково описание отношений Петруся и Пидорки, Петруся и Коржа, картина свадьбы, насыщенная богатством красок, живописных деталей.

 

Ссылки на интернет-ресурсы:

  1. http://mirznanii.com/a/361530/fantastika-v-povestyakh-gogolya
  2. http://present5.com/fantastika-v-proizvedeniyax-gogolya-gogolevskaya-fantastika-neobychna/
  3. https://nsportal.ru/ap/library/literaturnoe-tvorchestvo/2015/11/06/referat-fantastika-v-proizvedeniyah-n-v-gogolya
  4. https://www.lang-lit.ru/2016/01/analiz-povesti-gogolya-vecher-nakanune-ivana-kupala.html
  5. http://gogol.velchel.ru/index.php?cnt=6&part=31&sub=7
  6. https://rus-lit.com/izobrazhenie-fantastiki-v-cikle-vechera-nakanune-ivana-kupala/
  7. https://vsyamagik.ru/ivana-kupala-tradicii-prazdnovaniya-i-obychai/
  8. http://fb.ru/article/342489/prazdnik-ivana-kupala-istoriya-traditsii-i-obyichai-primetyi-na-ivana-kupala
  9. http://fb.ru/article/342489/prazdnik-ivana-kupala-istoriya-traditsii-i-obyichai-primetyi-na-ivana-kupala
  10. http://po-tu-storonu-mira.com/prazdnik-ivana-kupala-traditsii-obryadyi-i-ritualyi/
  11. https://ru.wikipedia.org/wiki/Баба-яга
  12. https://turkology.tk/library/21
  13. http://my-soch.ru/sochinenie/171izobrazhenie-fantastiki-v-cikle-vechera-nakanune-ivana-kupala187
  14. https://rus-lit.com/izobrazhenie-fantastiki-v-cikle-vechera-nakanune-ivana-kupala/
  15. http://открытыйурок.рф/статьи/641342/
  16. https://pandia.ru/text/78/421/70019.php
  17. https://nsportal.ru/ap/library/literaturnoe-tvorchestvo/2015/02/23/uchenicheskiy-proekt-fantasticheskoe-v-rannikh
  18. http://www.kritika24.ru/page.php?id=19945
  19. https://rus-lit.com/izobrazhenie-fantastiki-v-cikle-vechera-nakanune-ivana-kupala/

 

dateАпрель 4, 2020